/ / Общественно-политические и в области права
18.06.2014

Некоторые вопросы совершенствования деятельности судебных экспертов

Развитие возможностей судебной экспертизы в условиях демократизации гражданского общества и роста научно-технического прогресса обуславливает необходимость принятия ряда мер по укреплению и улучшению судебно-экспертной деятельности ГУ «Центра Судебной Экспертизы МЮ РК».

На сегодняшний день перед ЦСЭ стоит задача по развитию судебно-экспертной деятельности, расширению видов проводимых судебных экспертиз, совершенствованию имеющейся методологической базы, унификации методики проведения экспертиз, расширению и улучшению имеющейся материально-технической базы, повышению качества экспертиз, в том числе путем использования инновационных технологий и повышения экспертного потенциала.

Выбор направлений дальнейшего развития судебно-экспертной деятельности ЦСЭ осуществлен на основе детального анализа текущей ситуации в сфере организации судебно-экспертной деятельности, потребностей судебных и правоохранительных органов в судебной экспертизе, имеющейся научно-технической базы, кадрового состава, финансовых возможностей.

ЦСЭ на сегодняшний день является единственным независимым специализированным государственным учреждением республики, осуществляющим практические и научные исследования в области криминалистики и судебной экспертизы. Основная цель ЦСЭ – обеспечение правоохранительных и судебных органов судебно-экспертных исследованиями. Однако сама судебно-экспертная система не должна стоять на месте, нужны модернизация и совершенствование системы в целом и в целях повышения эффективности деятельности судебно-экспертной системы:

  • постоянно проводится сравнительный анализ по всем видам экспертиз для корректировки структуры и штатов, подготовки соответствующих специалистов и составления планов по научно-исследовательской работе;
  • cудебным и следственным работникам экспертами ЦСЭ ежедневно даются консультации по вопросам возможности экспертиз, проводимых в ЦСЭ, сбора вещественных доказательств и оформления материалов на различные виды экспертиз;
  • cистематически проводятся лекции и семинары для правоохранительных органов и судов, где наряду с вышесказанными вопросами рассматриваются недостатки, допускаемые при назначении и производстве экспертиз.

Также для совершенствования судебно-экспертной системы предусмотрено решение следующих приоритетных задач:

  • установление единого контроля за качеством и своевременностью проведения судебных экспертиз;
  • организация научно-исследовательской работы в судебно-экспертной деятельности;
  • выработка единого подхода к подготовке квалифицированных экспертов для экспертных учреждений в обозначенной сфере деятельности;
  • введение более четкого дифференцирования сотрудников по уровню квалификации, опыту работы и характеру деятельности;
  • решение проблем правового и организационного характера судебной экспертизы и следственной практики;
  • развитие международного сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности;
  • обеспечение потребностей судебно-следственной практики в части предоставления информации справочного характера и производства судебных экспертиз.

Кроме того, задачи, стоящие перед экспертными учреждениями, а также анализ судебно-следственной практики свидетельствуют о насущной потребности повышения эффективности судебной экспертизы. Для чего в первую очередь следует пересмотреть существующие правовые условия производства судебных экспертиз, а также организационные формы деятельности указанных учреждений.

Повышение эффективности и качества судебной экспертизы наряду с научно-методическими и организационными мерами требуют совершенствования их законодательного обеспечения, так как имеющаяся правовая база не соответствует специфике современного состояния указанного института и недостаточна в качестве основы его развития.

В решении указанной проблемы важную роль играет внесение изменений и дополнений в процессуальное законодательство, направленных на устранение внутренних противоречий и конкретизацию отдельных положений, касающихся производства и назначения экспертизы. В связи с этим предусмотрено внесение изменении в НПА, регламетриующие судебно-экспертную деятельность, и подготовлена соответствующая Концепция.

Для обеспечения высокого качества экспертных заключений особое внимание необходимо уделить подбору и подготовке судебных экспертов связи, с чем предусмотрено прохождение стажировки по специализации на профильных предприятиях и учреждениях, а также обучение на базе вузов РК. С этой целью усилена система прохождения аттестации судебных экспертов ЦСЭ.

Принимая во внимание, что деятельность судебных экспертов носит узкоспециализированный характер, необходимо систему аттестации данных лиц дополнить/расширить вторым видом аттестации на проверку практических и теоретических знаний соответствующего вида судебной экспертизы с той же периодичностью, которая установлена для обычной аттестации.

При этом важно подчеркнуть, что аттестовывать экспертов должна будет специализированная комиссия из числа высококвалифицированных специалистов, преподавателей вузов, лиц, имеющих научные степени в соответствующей отрасли.

Формы и методы такой аттестации отработаны и совершенствуются в практике ЦСЭ. К таковым относятся стажировка, сдача экзаменов, контрольное рецензирование заключений, проведение семинарских и иных занятий и т.п.

Большое значение имеет и надлежащая организация повышения квалификации экспертов, которая осуществляется путем прохождения стажировок, как в ЦСЭ, так и в экспертных учреждениях стран СНГ, обучения на курсах, участия в различных семинарах, посвященных проблемам судебной экспертизы в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС. Для этого происходит ежегодное утверждение Плана стажировок судебных экспертов ЦСЭ по согласованию с принимающей стороной.

Кроме того, необходимо отметить о наличии большой текучести кадров в ЦСЭ, которая обуславливается особой спецификой судебно-экспертной деятельности, а также низкой квалификацией новых экспертов, не способных на должном уровне заниматься производством экспертиз.

Также, как показывает практика, основными причинами оттока обученного персонала являются низкая оплата и отсутствие надлежащих условий труда.

При заполнении образовавшихся вакантных мест на должность экспертов ЦСЭ, как правило, в большинстве случаев принимаются выпускники вузов - лица, не имеющие практического опыта работы в экспертной сфере, что негативным образом сказывается на качестве проводимых экспертиз.

В связи с чем видится приоритетным создание условий, способных удержать обученных экспертов, а также привлечь на работу в ЦСЭ квалифицированных специалистов в различных сферах экспертной деятельности.

Директор Института судебной экспертизы по Мангыстауской области
Рустем Гусманов
По сообщению pravo.zakon.kz