/ / Общественно-политические и в области права
18.06.2014

18 июня 2014 года на очередном заседании четвертой сессии Палаты представителей пятого созыва рассмотрено 10 вопросов

1. О проекте Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год» парламентариям доложили заместитель Министра финансов Республики Беларусь Ермолович М.Л., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Саврицкая Р.П. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.

Исполнение республиканского бюджета в 2013 году проходило в условиях, характеризующихся как снижением уровня инфляции, стабилизацией на рынке труда и ростом внутреннего спроса, так и сокращением внешнего спроса, значительными выплатами по внешним и внутренним валютным обязательствам Правительства, усиливающимся давлением на обменный курс белорусского рубля, отрицательным сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Законом «О республиканском бюджете на 2013 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 121 720,3 млрд. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720,3 млрд. рублей с предельным размером дефицита республиканского бюджета в сумме 0 (ноль) рублей.

С учетом внесенных в 2013 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по доходам –– 105 003,7 млрд. рублей, по расходам –– 108 503,7 млрд. рублей, планируемый размер дефицита бюджета –– 3500,0 млрд. рублей.

За 2013 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 105 803,7 млрд. рублей, или 100,8 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета в 2013 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 5246,8 млрд. рублей, или 101,0 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость –– 39 356,3 млрд. рублей, или 100,9 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности –– 23 327,5 млрд. рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана.

Всего расходы республиканского бюджета за 2013 год составили 108 061,6 млрд. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2013 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики; гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2013 году составило 16 906,4 млрд. рублей, или 97,1 процента уточненного годового плана.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 7596,0 млрд. рублей, или 98,3 процента уточненного годового плана.

Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2013 году составило 2694,3 млрд. рублей, или 89,6 процента уточненного годового плана.

На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 2410,1 млрд. рублей, или 99,8 процентов уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

По республиканскому бюджету в 2013 году на финансирование здравоохранения направлено 4679,3 млрд. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана.

Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению –– 2409,7 млрд. рублей, санитарный надзор –– 28,0 млрд. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению –– 2241,6 млрд. рублей.

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2013 году профинансированы в сумме 1915,3 млрд. рублей, или 97,8 процента уточненного годового плана.

В 2013 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 704,9 млрд. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана.

В 2013 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 509,0 млрд. рублей, или 97,6 процента к уточненным плановым назначениям.

Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2013 году составили 5743,5 млрд. рублей, или 97,0 процентов уточненного годового плана.

Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 10 313,0 млрд. рублей, или 99,9 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 52 680,4 млрд. рублей, или 98,5 процента уточненного годового плана. В 2013 году Республикой Беларусь обеспечено полное перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства.

Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 6236,7 млрд. рублей, или на 98,7 процента от уточненных годовых назначений.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 10 895,4 млрд. рублей, или 99,6 процента уточненных плановых назначений.

Фактические доходы государственных целевых бюджетных фондов составили 98,4 процента уточненного годового плана, их фактические расходы профинансированы в размере поступивших в эти фонды доходов.

Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2013 год выполнен на 100,8 процента, по расходам –– на 99,6 процента. Дефицит составил 2257,9 млрд. рублей, или 0,4 процента к ВВП.

2. Законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2013 год» был представлен Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткиной М.А, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Саврицкой Р.П. и заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Шитько В.В.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержден Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год» по доходам в объеме 69 936,5 млрд. рублей, по расходам –– 69 088,1 млрд. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 848,4 млрд. рублей.

В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2013 г. № 501 «Об уточнении отдельных показателей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2013 год». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда увеличены на 10 933,7 млрд. рублей, расходы –– на 11 481,7 млрд. рублей.

Доходы бюджета фонда увеличены в основном за счет роста поступлений обязательных страховых взносов. При уточнении расходов бюджета фонда увеличены плановые назначения на выплату пенсий, пособий по государственному социальному страхованию, финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания.

В результате внесенных изменений уточненный план по доходам бюджета фонда на 2013 год составил 80 870,2 млрд. рублей, по расходам –– 80 569,8 млрд. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 300,4 млрд. рублей.

Доходы бюджета фонда за 2013 год сложились в сумме 77 910,3 млрд. рублей, или 96,3 процента уточненного годового плана.

Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование.

За 2013 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 75 868,8 млрд. рублей, или 96,2 процента уточненного годового плана.

Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 566,4 млрд. рублей, или 90,9 процента уточненного плана.

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 1475,1 млрд. рублей, или 106,2 процента уточненного годового плана.

Расходы бюджета фонда в 2013 году составили 78 433,1 млрд. рублей, или 97,3 процента уточненного плана.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (60 870,3 млрд. рублей, или 77,6 процента) и пособий (16 001,8 млрд. рублей, или 20,4 процента).

В 2013 году произведены перерасчеты трудовых пенсий в соответствии с указами Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 20 июня 2013 г. № 278 и от 21 октября 2013 г. № 478. Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четыре раза повышались минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к ним.

Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2013 году обеспечено своевременно и в полном объеме.

По результатам исполнения бюджета фонда за 2013 год превышение расходов над доходами составило 522,8 млрд. рублей. Причиной образовавшегося дефицита бюджета фонда явилось досрочное частичное финансирование 30 декабря 2013 года пенсий за январь 2014 года в сумме 559,5 млрд. руб. в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. № 1012 «О переносе рабочих дней в 2014 году». В результате ранее сбалансированный бюджет фонда по итогам работы за 2013 год стал дефицитным. Финансирование дефицита произведено за счет остатков средств бюджета фонда прошлых лет.

Таким образом, за 2013 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 77 910,3 млрд. рублей и по расходам в сумме 78 433,1 млрд. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 522,8 млрд. рублей.

В первом чтении депутаты приняли четыре проекта законов.

3. Заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Гончаров А.Н. сделал доклад о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам безопасности судоходства маломерных судов». В качестве содокладчика по этому вопросу выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Можейко Л.П.

Законопроект существенно уточняет терминологию в сфере внутреннего водного транспорта, расширяет полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь как органа, осуществляющего регулирование в сфере безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Беларуси. Урегулирован ряд вопросов управления маломерными судами, требований к их судоводителям, вопросы установления запрета на эксплуатацию маломерных судов. Предлагаемые меры направлены на недопущение случаев гибели или травмирования граждан в связи с использованием маломерных судов.

В законопроекте также затрагивается ряд законодательных аспектов, связанных с преобразованием Государственной инспекции по маломерным судам, регламентируются ее полномочия, закрепляются права и обязанности ее должностных лиц.

4. Информацию о законопроекте «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» представили председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Грицкевич Г.П. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Журавская В.И.

Предлагаемые законопроектом дополнения и изменения направлены на дальнейшее совершенствование деятельности палат Парламента. Так, для повышения эффективности работы отдельных органов Парламента предусматривается возможность проведения совместных заседаний Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики. Данное дополнение будет способствовать более тесному взаимодействию коллегиальных органов палат Парламента не только в рамках законопроектной работы, но и по ряду иных вопросов.

Нормы Закона также приводятся в соответствие с Законом «О конституционном судопроизводстве», согласно которому Конституционный Суд Республики Беларусь, в том числе по предложениям палат Парламента, излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Кроме того, ряд статей Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» приводится в соответствие с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».

5. Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О военном положении» был представлен Министром обороны Республики Беларусь Жадобиным Ю.В. Его дополнил в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Валевач З.А.

Законопроектом предлагается установить, что основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь являются военная угроза или нападение. В нем разъясняется, что следует понимать под военной угрозой и нападением. Предлагается закрепить, что военное положение вводится и отменяется указом Президента Республики Беларусь. Такие указы Главы государства подлежат немедленному официальному опубликованию, а также распространению через средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации. Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения утверждается Советом Республики.

Законопроектом предлагается определить порядок привлечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, военизированных организаций для обеспечения военного положения, а также порядок применения оружия, боевой и специальной техники, специальных средств, физической силы при обеспечении военного положения военнослужащими и сотрудниками военизированных организаций, которые привлекаются для обеспечения военного положения.

Закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов, органов военного управления, местных советов обороны по обеспечению военного положения. Разграничены функции по обеспечению военного положения между государственными органами силового блока и иными государственными органами.

Кроме того, в проекте Закона определяется правовое положение граждан и организаций в период военного положения. В частности, предлагается установить обязанности организаций в период военного положения производить переориентацию на производство необходимой для нужд обороны продукции и проводить иные необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности, приостанавливать процедуры экономической несостоятельности (банкротства), отменять изменение формы собственности или приостановление своей деятельности.

6. Министр обороны Республики Беларусь также рассказал депутатам о законопроекте «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам воинской обязанности и воинской службы». Позицию Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности по этому вопросу обозначил заместитель председателя этой комиссии Базанов В.А.

Законопроект разработан в целях реализации положений Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».

В соответствии с вышеназванным Законом правом на проведение военных сборов наделены руководители местных исполнительных и распорядительных органов, в связи с чем в законопроекте предусматриваются дополнения, определяющие полномочия органов местного управления и самоуправления на их проведение. Выполнение части функций по осуществлению военно-мобилизационной и учетно-призывной работы на территории административно-территориальной единицы (района), в которой нет военного комиссариата, возложено на обособленные подразделения военного комиссариата.

Законами «О регистре населения» и «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» одним из государственных органов, вносящих персональные данные в регистр и использующих персональные данные, содержащиеся в регистре, а также уполномоченным органом на принятие решений о временном ограничении права граждан Республики Беларусь на выезд из Республики Беларусь и на выдачу для призывников разрешения на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь определен военный комиссариат.

В связи с этим перечень государственных организаций, вносящих персональные данные в регистр и использующих персональные данные, содержащиеся в регистре, принимающих решение о временном ограничении права граждан Республики Беларусь на выезд из Республики Беларусь, а также разрешающих оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, дополняется обособленным подразделением военного комиссариата.

Два законопроекта на заседании принято во втором чтении.

7. О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» с докладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Клещук И.А.

Законопроект разработан в целях приведения Гражданского, Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 14 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 232», а также Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1».

Ряд положений законопроекта, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Беларусь, включены в проекты законов «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства». При этом законопроект дополнен нормами о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, содержавшимися в указанных законопроектах.

Нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь также приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» в части употребления термина «хозяйственный суд».

Для обеспечения полноты правового регулирования в законопроект включены положения иных проектов законов, внесенных в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы, предусматривающие соответствующую корректировку Гражданского кодекса Республики Беларусь.

8. Заключение Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» озвучила член этой комиссии Филиппович Г.В.

Законопроект направлен на приведение законов «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 360 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности органов Комитета государственного контроля» и другими законодательными актами.

При доработке проекта Закона ко второму чтению учтены предложения по исключению множественности внесения изменений в одни и те же законы. В частности, в проект Закона были включены нормы проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)», которым также вносились дополнения в Закон Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь».

9. В первом и во втором чтении принят проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Доклад по нему сделала Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щеткина М.А. С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Плаксицкий Н.Г.

Законопроектом предусмотрена корректировка Закона «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» в целях приведения его отдельных положений в соответствие с указами Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» и от 21 февраля 2014 г. № 87 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования», а также с нормой статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Проектом Закона уточняется перечень лиц, относимых к числу плательщиков обязательных страховых взносов, устанавливается минимальный предел суммы обязательных страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также расширяется круг лиц, которым ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой за счет средств бюджета фонда.

Законопроект также включает положения, предусматривающие соответствующую корректировку Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в части приведения его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь».

10. В ходе заседания был также принят законопроект «О ратификации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств –– участников Содружества Независимых Государств», который представили парламентариям заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Леоненко В.С.

Соглашения подписано в г. Санкт-Петербурге 20 ноября 2013 года в ходе заседания Совета глав правительств СНГ с участием Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Цель Соглашения — обеспечить сопоставимость финансовой информации о деятельности национальных хозяйствующих субъектов.

Соглашение –– важный международно-правовой документ, предметом которого является установление сторонами требований к национальным хозяйствующим субъектам по составлению, представлению, публикации (раскрытию), аудиту консолидированной финансовой отчетности. В нем содержится понятийный аппарат, дающий четкое толкование терминам, в том числе таким, как «национальные хозяйствующие субъекты», «консолидированная финансовая отчетность» и др.

В целях проведения согласованной политики в данном направлении в Соглашении предусмотрен достаточно широкий перечень задач, стоящих перед его участниками. Для реализации этих намерений стороны договорились о следующем: публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность национального хозяйствующего субъекта в соответствии с национальным законодательством; установить требования к национальным хозяйствующим субъектам по составлению, предоставлению, публикации, аудиту консолидированной финансовой отчетности; обеспечивать проведение необходимых мероприятий, направленных на реализацию Соглашения, включая подготовку и принятие соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов; поручать Координационному совету по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ осуществлять мониторинг действий по реализации положений этого Соглашения.

В целом Соглашение направлено на углубление интеграции со странами СНГ в вопросах бухгалтерского учета посредством сближения и гармонизации национальных систем учета с МСФО, и его реализация будет способствовать выполнению Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь