/ / Общественно-политические и в области права
26.06.2014

26 июня 2014 г. четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва завершила свою работу

В ходе заседания депутаты рассмотрели четыре вопроса.

В первом чтении принято два законопроекта.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» доклад сделал Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Амельянович М.М. Его дополнил в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Ушкевич С.И.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статьей 281 Уголовного кодекса предлагается предусмотреть ответственность в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста за добычу рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретные время или сроки, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами или приемами (незаконную добычу рыбы или других водных животных), совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Статьей 282 Уголовного кодекса предлагается усилить уголовную ответственность за охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами (незаконную охоту), совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение и за незаконную охоту на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо незаконную добычу диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо незаконную охоту, совершенную лицом, ранее судимым за незаконную охоту или за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, либо повлекшую причинение ущерба в крупном размере.

Кроме того, Уголовный кодекс Республики Беларусь дополняется статьей 282-1, которой предлагается предусмотреть ответственность за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных:

1) совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения;

2) в крупном размере, либо на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо совершенные лицом, ранее судимым за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных или за незаконную охоту;

3) совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, в том числе погибших, или их частей в особо крупном размере.

Изменения, вносимые в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривают, что пособник будет нести административную ответственность за соучастие в административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.35 указанного Кодекса (за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства, добычи рыбы и других водных животных).

Кроме того, предлагается предусмотреть, что независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности будет применяться специальная конфискация, которая будет состоять в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, исключенных из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы и других водных животных, торговля которыми осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

При этом административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 15.35, частью 3 статьи 15.37 данного Кодекса, – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Законопроектом также предлагается усилить административную ответственность за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства, добычи рыбы или других водных животных и за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.

В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях изменения вносятся по аналогии с изменениями вышеуказанных статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об оружии» парламентариям представили начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Новиков С.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Ушкевич С.И.

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью оптимизации работы с оружием в Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и приведения Закона «Об оружии» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 443 «О материально-техническом обеспечении Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь», которым урегулирован ряд вопросов оборота оружия Государственной инспекции, в том числе боевого и гражданского.

Законопроектом предлагается дополнить установленные Законом «Об оружии» перечень субъектов, на вооружение которых принято боевое оружие, а также перечень субъектов, должностным лицам которых разрешено ношение, хранение и применение служебного оружия, словами «Государственной инспекции». В связи с этим соответствующие корректировки предлагается внести в статьи Закона, регламентирующие вопросы приобретения, реализации, хранения и контроля за оборотом оружия и боеприпасов.

Кроме того, с учетом действующего законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов предлагается уточнить перечень объектов осуществления контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Парламентарии приняли два законопроекта о ратификации международных договоров Республики Беларусь.

Информацию о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии и Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии» представил исполняющий обязанности начальника милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Беларусь Мельник Р.И. Содокладчиком по этому вопросу выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Левицкая А.В.

Соглашение и Исполнительный протокол подписаны 15 ноября 2013 года в г. Минске в целях обеспечения противодействия незаконной миграции посредством определения порядка возврата, приема и передачи лиц, находящихся на территориях государств договаривающихся сторон в нарушение действующего порядка въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие этих документов распространяется на граждан третьих государств и лиц без гражданства, находящихся на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации в нарушение законодательства этих государств по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Реализация положений Соглашения и Исполнительного протокола будут осуществляться в пределах ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете на содержание компетентных органов Республики Беларусь, ответственных за их исполнение.

В качестве докладчика по законопроекту «О ратификации Соглашения о займе (Проект «Использование древесной биомассы для централизованного теплоснабжения») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития» выступил заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь – директор Департамента по энергоэффективности Семашко С.А. Позицию Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике по названному проекту Закона изложила член этой комиссии Остапюк Е.И.

В соответствии с Соглашением, подписанным в г. Минске 8 апреля 2014 года, предусмотрено предоставление Республике Беларусь займа за счет средств Международного банка реконструкции и развития в размере 90 млн. долларов США для реализации Проекта «Использование древесной биомассы для централизованного теплоснабжения».

В рамках реализации Проекта в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областях предполагается выполнить реконструкцию 13 котельных организаций жилищно-коммунального хозяйства с их переводом на использование древесного топлива, в том числе строительство мини-ТЭЦ на крупных районных котельных в городах Калинковичи, Барановичи и Волковыске.

Кроме того, в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в населенных пунктах, где расположены объекты реконструкции, планируется выполнить работы по оптимизации систем теплоснабжения, в том числе модернизацию тепловых сетей, реконструкцию центральных тепловых пунктов, строительство индивидуальных тепловых пунктов, а также, при необходимости, создать инфраструктуру по подготовке древесного топлива к использованию.

Реализация Соглашения позволит обеспечить замещение импортируемого природного газа местным древесным топливом и экономию потребления природного газа в объеме 51 154 тыс. м3 в год, а также повысить надежность тепло- и электроснабжения потребителей.

Учитывая возрастающую потребность республики в финансовых средствах для реализации подобных мероприятий, привлечение внешнего займа на выгодных для республики условиях своевременно и целесообразно.

С заключительным словом на сессии выступил Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. на закрытии четвертой сессии

Уважаемые депутаты, приглашенные и журналисты!

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь сегодня, 26 июня 2014 года, завершает работу четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва.

Несомненно, центральным событием сессии стало выступление в Овальном зале Президента Республики Беларусь с Посланием белорусскому народу и Парламенту. Детальный анализ развития ситуации в стране и мире, четкая постановка целей и задач для всех ветвей власти явились для нас отправной точкой оценки как уже проделанной работы, так и планов на перспективу.

Здоровая и сильная экономика – главная гарантия независимости и фундамент процветания Беларуси. Реализуя этот тезис Главы государства, депутаты в ходе сессии проводили системную работу по созданию условий для более полного раскрытия внутренних резервов экономики, повышения активности отечественных производителей на внешних рынках, использования преимуществ евразийской интеграции.

Здесь в первую очередь следует отметить решения по формированию благоприятного инвестиционного климата, развитию предпринимательства, совершенствованию механизмов управления экономикой.

Расширению деловой активности послужит принятие законопроекта «О рынке ценных бумаг». Документ полностью согласуется с международными стандартами, что создает предпосылки для успешной интеграции этого сектора экономики в мировую финансовую систему.

Такие же цели преследуют серьезная корректировка порядка ликвидации хозяйствующих субъектов, усиление защиты интересов инвесторов, кредиторов, государства. Позитивную роль здесь призваны сыграть и решения, направленные на оптимизацию деятельности судов, рассматривающих экономические дела, а также развитие практики досудебного разбирательства.

Исторической вехой в укреплении интеграции на постсоветском пространстве стало подписание Договора о Евразийском экономическом союзе. Мы тщательно готовились к этому событию, последовательно продвигались к нему, напряженно работая в рамках Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства.

Для успешного старта этого перспективного геополитического проекта предстоит решить значительный объем задач. Ведь интеграция не самоцель – ее результатом должно стать реальное улучшение качества жизни людей.

Для этого надо, чтобы в новых условиях белорусская экономика работала максимально эффективно. Поэтому депутаты вместе со специалистами, практиками, экспертами тщательно прорабатывали каждый законопроект, каждую норму. Особенно это касалось вопросов ценообразования, деятельности естественных монополий, развития информационно-коммуникационных технологий и услуг электросвязи. Рассмотрен комплекс законопроектов, призванных существенно повысить эффективность транспортной системы республики и тем самым способствовать использованию географического положения Беларуси как конкурентного преимущества.

Качественное решение экономических вопросов сегодня невозможно без учета экологической составляющей. С таких позиций был переработан Водный кодекс Республики Беларусь, подготовлена новая редакция Закона «Об охране озонового слоя». В целях рачительного использования природных ресурсов и сохранения биологического разнообразия усилена ответственность за правонарушения в сферах охоты и рыболовства.

Проведение взвешенной экономической политики позволяет государству, несмотря на непростые внешние условия, последовательно, шаг за шагом решать социальные задачи, укрепляя тем самым общественную стабильность и доверие к власти, что является значимым фактором устойчивого развития страны.

На нынешней сессии также предпринят ряд шагов по защите экономических интересов и социальных прав граждан. В частности, будет усилена ответственность работодателей за несвоевременную выплату заработной платы и обязательных страховых взносов. Выработаны новые подходы к установлению минимальной заработной платы, определению прожиточного минимума. Усовершенствован механизм финансирования профессиональных пенсий.

аиболее резонансные новации в социальной сфере связаны со здравоохранением. Комментируя принятый во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», надо, во-первых, сказать об установлении четких гарантий права на бесплатную медицину, о совершенствовании системы профилактики заболеваний и лекарственного обеспечения населения. Вместе с тем мы не должны забывать, что здоровье человека в первую очередь зависит от него самого, от его готовности вести здоровый образ жизни. В этом плане предстоит еще много работать. Проблема острая, и за нее следует браться всем миром.

Важным итогом сессии стало принятие назревших решений в области культуры. Прежде всего отмечу корректировку законодательства в такой значимой для духовно-нравственного благополучия общества сфере, как библиотечное дело. С принятием проекта Закона «Аб беларусах замежжа» впервые на законодательном уровне закреплены основы государственной политики в области взаимодействия с белорусской диаспорой.

Не оставлены без внимания и вопросы повышения общей культуры граждан. Это, например, касается проведения культурно-зрелищных мероприятий, содержания мест захоронений, сбережения памяти о предках.

В стране с высоким уровнем культуры, с крепкими нравственными устоями существует гораздо меньше предпосылок для коррупции. В то же время мы ясно осознаем, что обязательным условием борьбы с этим опасным для любого государства злом является наличие жесткого законодательного барьера.

Именно с этих позиций велась работа по совершенствованию деятельности органов, занимающихся пресечением экономических преступлений. А в целом на сессии рассмотрен весомый пакет документов по национальной безопасности, обеспечению законности и правопорядка, что вполне объяснимо: современные угрозы и вызовы требуют новых подходов в борьбе с торговлей людьми, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Своевременными являются и решения по обеспечению пограничной безопасности, совершенствованию оперативно-розыскной деятельности.

Очередным актом гуманизма со стороны государства стало принятие Закона об амнистии, призванного дать оступившимся гражданам возможность начать новую жизнь.

Обращаясь к международным аспектам нашей деятельности, отмечу ратификацию ряда соглашений в рамках Таможенного союза и СНГ. Законодательное закрепление получило сотрудничество с Боливией, Казахстаном, Монголией, Россией, Таджикистаном, Шри-Ланкой, другими странами в сферах торгово-экономического и военно-технического сотрудничества, пенсионного обеспечения и образования.

Динамично развивались и наши межпарламентские связи. Буквально на днях в г. Бресте завершила работу 46-я сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Парламентарии обсудили ход реализации мероприятий Союзного государства, посвященных 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особое внимание при этом было уделено проблематике патриотического воспитания молодежи.

С учетом современных реалий тема Великой Победы приобретает особую актуальность. Она широко звучала на дискуссионных площадках межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, где самое активное участие принимала делегация Республики Беларусь.

Большая работа проведена по подготовке к предстоящей ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Белорусской стороной инициированы и разработаны проект резолюции «Защита и продвижение социально-экономических прав в регионе ОБСЕ», а также ряд поправок к резолюциям, которые планируется рассмотреть на заседаниях постоянных комитетов этой организации.

Сегодня угрозы радикализма, терроризма, воинствующего экстремизма и наркотрафика становятся все большим вызовом для международного сообщества. Противостоять им можно только объединив усилия. В июне руководители парламентских делегаций государств – членов ОДКБ в ПА ОБСЕ на встрече в г. Москве обсудили предложения по основной теме сессии «Хельсинки + 40: цель — безопасность каждого человека». Согласованы позиции и по другим вопросам. И уже завтра наша делегация во главе с Заместителем Председателя Палаты представителей Гуминским В.А. отправится в г. Баку.

Будет также продолжена работа по линии Межпарламентского союза, авторитетнейшей организации, которая в эти дни отмечает свое 125-летие, Межпарламентской ассамблеи православия, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, парламентской структуры Центральноевропейской инициативы и других международных организаций.

В стадии проработки – участие белорусских парламентариев в 35-й Генеральной ассамблее Межпарламентской Ассамблеи АСЕАН, установление контактов с Латиноамериканским парламентом.

Касаясь двусторонних отношений, особо отмечу расширение диалога со странами Азии. В апреле Беларусь с официальными визитами посетили парламентские делегации Ирана и Лаоса. В ходе этих визитов состоялись продуктивные переговоры с Председателем Собрания исламского совета Исламской Республики Иран Али Лариджани и Председателем Национального собрания Лаосской Народно-Демократической Республики Пани Ятхоту. Договорно-правовая база белорусского Парламента пополнилась Соглашением о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Национальным собранием Лаосской Народно-Демократической Республики. 

настоящее время ведется работа над проектом Соглашения о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Парламентом Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, которое планируется подписать в ходе предстоящего официального визита в эту страну.

В июне парламентские делегации нашей страны посетили Вьетнам и Латвию. Прорабатываются визит в Грузию, а также проведение в Армении восьмого заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству с Национальным собранием Республики Армения.

В ближайшее время Беларусь планируют посетить парламентские делегации Венесуэлы, Израиля, Китая, Малайзии, Мексики, Туркменистана.

Уважаемые коллеги!

Цель всей многоплановой деятельности депутатского корпуса – укрепление стабильности во всех сферах жизни государства и общества, обеспечение устойчивого развития страны.

Но главным залогом процветания Беларуси является единство народа, в основе которого наша историческая память, сопричастность к подвигу наших отцов и дедов.

Недавно мы отмечали День Победы, а сегодня вся страна готовится к празднованию 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

В эти месяцы депутаты стали зачинателями и участниками многих патриотических акций и благотворительных мероприятий, делали все, чтобы ни один ветеран Великой Отечественной войны не остался без внимания и заботы.

Значение этой работы невозможно переоценить, и крайне важно, что она проводится не только в дни праздников. Именно память о той высокой цене, которую заплатил наш народ за право самостоятельно определять свою судьбу, является неисчерпаемым источником сил, необходимых для созидания сильной, суверенной Беларуси.

Позвольте мне, уважаемые коллеги, поблагодарить вас за продуктивную работу и поздравить всех присутствующих с наступающим праздником – Днем Независимости Республики Беларусь.

Желаю вам крепкого здоровья, счастья и новых свершений на благо родной Беларуси.