/ / Общественно-политические
15.07.2014

Проблемные вопросы применения мер уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем, и совершенствование правового регулирования в данной сфере – <strong>Валерий Мицкевич</strong>

По сведениям FATF (Financial Action Task Force – международной организации, специально созданной для борьбы с легализацией преступных доходов), во всем мире «отмывается» от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов в год.

В.В.Мицкевич, Заместитель Главы Администрации Президента Республики БеларусьВ современных условиях проблема легализации средств, полученных преступным путем, является весьма актуальной. Данный вид криминальной деятельности характеризуется значительной опасностью – легализация преступных доходов является одним из основных видов незаконного «промысла» прежде всего организованной, в том числе транснациональной, преступности, а легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для коррупционных преступлений, незаконного оборота оружия и наркотических средств, выступают основным источником финансирования экстремистских групп. При этом распространенность случаев легализации средств, полученных преступным путем, в определенном смысле является индикатором наличия сети преступных схем в сфере осуществления экономической деятельности.

В конечном итоге легализация преступных доходов способна создать серьезные барьеры на пути к позитивным социально-экономическим преобразованиям. Она препятствует развитию рыночных отношений, нарушает нормальное функционирование основных экономических институтов, подрывает способность государственных органов контролировать финансовую систему страны и эффективно управлять ею.

Легализация средств, полученных преступным путем, представляет угрозу не только внутренней безопасности отдельно взятой страны, но и отношениям, возникающим на международном уровне. В силу этого межгосударственному взаимодействию в вопросах борьбы с отмыванием преступных доходов посвящен целый ряд международных соглашений, в частности, Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 года № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 г. и Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г. Усилия государств, принявших на себя обязательства по таким международным договорам, нацелены на создание эффективной системы сотрудничества для борьбы с данным видом преступного бизнеса независимо от места добывания преступных доходов и места их легализации.

С точки зрения криминологии легализация средств, полученных преступным путем, представляет собой явление, выступающее лишь звеном в цепи длительной и устойчивой противоправной деятельности. Вместе с тем рассмотрение легализации как самостоятельного деяния является предпосылкой успешной борьбы не только с данной формой криминальной активности, но и с экономической, коррупционной и иной корыстной преступностью в целом.

В нашей стране работа по противодействию легализации преступных доходов ведется постоянно. Применяемые при этом правовые механизмы учитывают в том числе Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – межправительственной организации, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющей оценки соответствия национальных систем государств в указанной сфере этим стандартам. Однако последние существенные изменения в национальное законодательство в рассматриваемой сфере были внесены еще в 2010 году. Между тем, и современные тенденции развития правовой мысли, и реализуемые преступниками новые схемы легализации преступных доходов требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования данной сферы общественных отношений. И особое внимание в плане соответствующей работы должно быть уделено нормам уголовного права.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) на данный момент содержит специальную норму об ответственности за деяния в рассматриваемой сфере – статью 235 «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем». Ответственность по этой статье наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.

В зависимости от квалифицирующих признаков соответствующего деяния статьей 235 УК в виде основного наказания предусмотрены штраф либо лишение свободы (в пределах от двух до десяти лет), в качестве дополнительного наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и конфискация имущества.

Однако в настоящее время можно вести речь об отсутствии широкой практики применения указанной статьи. Так, несмотря на все усилия правоохранительных органов, предпринимаемые в плане борьбы с рассматриваемым преступлением, в республике ежегодно выявляется незначительное количество фактов легализации преступных доходов: в 2011 году выявлено 36 преступлений по статье 235 УК, в 2012 году – 23 преступления, в 2013 году – 9 преступлений.

Можно предположить, что приведенные статистические данные не в полной мере отражают реальное положение дел в сфере придания преступным доходам видимости легальных. При этом помимо ряда объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на выявление и расследование легализации доходов, полученных преступным путем, существуют определенные затруднения, связанные собственно с применением норм статьи 235 УК в действующей редакции для квалификации соответствующих деяний.

Решению названных вопросов нормативно-правового характера должен способствовать принятый Парламентом и подписанный Президентом Республики Беларусь 30 июня 2014 года Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон 2014 г.).

Законом 2014 г. предусматривается приведение национального законодательства в соответствие с Рекомендациями ФАТФ, а также совершенствование действующих правовых норм с учетом практики работы лиц, осуществляющих финансовые операции, и государственных органов, контролирующих деятельность этих лиц. На основе пакетного принципа вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее – Закон 2000 г.), а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом», Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В числе прочего Законом 2014 г. вводится новая редакция статьи 235 УК, которая учитывает новое определение легализации доходов, полученных преступным путем, и устанавливает ответственность за совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств.

Данная норма сформулирована в том числе с учетом современных подходов, предусмотренных российским законодательством, где уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, установлена статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Первая из указанных статей предусматривает ответственность за «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом». Согласно же второй из указанных норм ответственность наступает за аналогичные действия, совершенные лицом, виновным в совершении преступления, в результате которого приобретены легализуемые ценности.

Сходным образом регулируются эти вопросы и в статье 193 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Ответственность по ней наступает за совершение финансовых операций и (или) других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, либо иное использование указанных средств или имущества с целью сокрытия их преступного происхождения.

Для уяснения сути произведенных в статье 235 УК Беларуси корректировок представляется оправданным детально рассмотреть предлагаемые Законом 2014 г. новации уголовного законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов.

1. В первую очередь в новой редакции статьи избран иной подход к определению предмета преступления. Действующая редакция статьи 235 УК к предмету преступления относит «денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем». Изменениями, вносимыми в данную статью, с содержательной точки зрения предмет преступления не меняется: под ним будут пониматься «средства, полученные заведомо преступным путем». Указанное изменение обусловлено тем, что соответствующее понятие, раскрываемое в Законе 2000 г., корректируется Законом 2014 г. В этой связи потребовалось уточнение и уголовно-правовой терминологии.

2. В процессе рассматриваемого совершенствования статьи 235 УК претерпела изменения и объективная сторона преступления. Разработчики проекта упростили понимание объективных признаков данного состава, редакционного ограничив его термином «совершение финансовых операций» и исключив указание на совершение «других сделок». Однако в соответствии с Законом 2000 г. под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. Таким образом, термином «финансовая операция» абсолютно полно охвачены, по сути, любые сделки, совершаемые со средствами, полученными заведомо преступным путем, включая их использование в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (с учетом того, что данные виды деятельности без заключения сделок не представляются осуществимыми).

3. Действующая редакция статьи 235 УК не предусматривает ответственности за легализацию преступных доходов исполнителя преступлений, предусмотренных статьями 225 «Невозвращение из-за границы валюты», 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» УК, посредством которых приобретены легализуемые ценности (так называемое «самоотмывание» преступных доходов).

Подобные ограничения следует признать существенным препятствием в борьбе с легализацией преступных средств. Основу теневой экономики, используемую для дальнейшего обогащения и развития преступного бизнеса в существенной мере, составляют средства, полученные от неуплаты налогов, сборов, таможенных платежей. Во многих странах Европейского союза и странах-соседях Республики Беларусь действия по легализации доходов, полученных от уклонения от уплаты налоговых, таможенных и иных платежей, криминализированы. Кроме того, стандартами ФАТФ предусмотрено включение налоговых преступлений в число преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности.

В этой связи Законом 2014 г. из примечания к статье 235 УК исключается указание на неприменение данной нормы в отношении исполнителей преступлений, предусмотренных статьями 225, 231 и 243 УК.

4. Согласно действующему законодательству исполнитель отвечает за легализацию преступных доходов только в случае использования преступно добытых материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности. Таким образом, неоткорректированная редакция статьи 235 УК фактически допускает возможность безнаказанного вывода преступных доходов за пределы Республики Беларусь путем размещения на счетах в банках или использования их для покупки недвижимости. В подобных случаях основание возбуждать уголовные дела по статье 235 УК в отношении исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем УК не исключает ответственности остальных соучастников преступного приобретения материальных ценностей (организаторов, подстрекателей, пособников) за легализацию в иных формах (помимо хозяйственной деятельности). Однако наибольшая заинтересованность во введении в легальный оборот средств, приобретенных преступным путем, помимо организаторов, исходит именно от исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности. Данные субъекты являются основными и наиболее активными участниками процесса «отмывания», а иные лица, оказывающие содействие процессу легализации, в действительности могут быть и вовсе не осведомлены о криминальном происхождении вводимых в законный оборот средств.

Анализ законодательства зарубежных стран, устанавливающего уголовную ответственность за действия, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, показывает, что в большинстве из них не только отсутствуют ограничения по преступлениям, посредством которых приобретены легализуемые ценности, но и предусматривается уголовная ответственность за «самоотмывание».

В этой связи Законом 2014 г. вводится уголовная ответственность исполнителя преступления, в результате которого добываются легализуемые ценности, за совершение любых финансовых операций со средствами, приобретенными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности. При этом изменение видов и размеров санкций, установленных в настоящее время в статье 235 УК, Законом 2014 г. не предусматривается.

Важно отметить, что перечисленные цели, для достижения которых совершаются финансовые операции с преступными доходами, являются обязательным признаком состава статьи 235 УК. Именно эти цели обуславливают общественную опасность и составляют суть легализации – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами, полученными преступным путем.

Поэтому криминализация «самоотмывания» отнюдь не означает автоматического привлечения к ответственности по статье 235 УК каждого лица, которое приобрело преступный доход, поскольку нужно отличать легализацию и, в первую очередь, «самоотмывание» от обычного распоряжения виновным похищенными денежными средствами и иным имуществом без вышеуказанных целей. Состав легализации могут образовать лишь такие финансовые операции, в результате которых происходит прерывание связи преступных доходов с источником их происхождения, а виновные лица получают возможность использовать их под видом собственных легальных доходов.

С учетом этого нормы об ответственности за легализацию преступных доходов не должны применяться, в частности, в случаях, когда средства, полученные заведомо преступным путем, расходуются преступником на приобретение тех или иных материальных ценностей либо зачисляются на банковские счета без совершения каких-либо действий по приданию таким средствам вида законного дохода.

Напротив, в случае кражи лицом автомобиля, его разборки и последующей официальной продажи через соответствующий магазин по запчастям (самостоятельно либо в соучастии с иными лицами) либо оформления в собственность на основании фиктивной сделки купли-продажи с подставной организацией объекта недвижимости, которым лицо ранее завладело преступным путем, то есть совершения действий, непосредственно направленных на сокрытие изначального преступного происхождения доходов, состав легализации будет иметь место.

Таким образом, мотив совершения соответствующих деяний имеет ключевое значение для привлечения к ответственности по статье 235 УК.

Представляется, что изменения, вносимые Законом 2014 г. в определение состава преступления, предусмотренного статьей 235 УК, позволят:

  • своевременно выявлять и пресекать вывод за рубеж из теневого сектора экономики преступно добытых доходов, устанавливать их местонахождение, производить арест и возврат в республику;
  • активно противодействовать созданию и функционированию лжепредпринимательских структур (в том числе «финансовых пирамид») и, соответственно, вводу в теневой оборот денежных средств от совершения таких преступлений, посредством которых приобретены легализуемые ценности, как незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и ряда коррупционных преступлений;
  • эффективно применять конфискацию имущества, оформленного на третьих лиц, приобретенного в результате совершения преступлений;
  • предупреждать совершение преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, отмывание и «самоотмывание» средств, полученных преступным путем.

Необходимо также упомянуть и об отдельных изменениях, которые вносятся Законом 2014 г. в КоАП. В частности, им корректируется статья 11.72 «Невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» КоАП. Согласно Закону 2014 г. к административной ответственности по указанной статье будут привлекать не только банки или небанковские кредитно-финансовые организации (как в настоящее время), но и любое лицо, осуществляющее финансовые операции, и на которое законодательством возложены обязанности по выполнению мер по предотвращению, в том числе, легализации доходов, полученных преступным путем. За данное деяние предусматривается ответственность в виде штрафа:

  • на физическое лицо – в размере от двадцати до ста базовых величин;
  • на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до пятисот базовых величин;
  • на юридическое лицо — от пятидесяти до тысячи базовых величин.

Также Законом 2014 г. вводится новый состав административного правонарушения (статья 11.79 КоАП), устанавливающий ответственность юридического лица за совершение финансовой операции должностным лицом этого юридического лица, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем. Указанный состав позволит наряду с привлечением к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов должностного лица по статье 235 УК привлекать за указанное деяние к административной ответственности в виде штрафа в размере до ста процентов от суммы операции также и юридическое лицо.

В заключение отметим, что на фоне развития предпринимательской инициативы и проработки вопросов об оптимизации ответственности за некоторые преступления против порядка осуществления экономической деятельности не возникает сомнений в необходимости усиления борьбы, в том числе и посредством уголовно-правовых мер, с отдельными особо опасными формами теневой экономики. Для противодействия таким явлениям на международном уровне вырабатываются единые согласованные позиции, а также рекомендации по совершенствованию методологии борьбы (в том числе посредством установления законодательных запретов, ограничений и ответственности).

Законодательство Республики Беларусь также воспринимает современные тенденции развития правовых механизмов противодействия легализации преступных доходов, о чем наглядно свидетельствуют рассмотренные новеллы законотворческой деятельности.

Следуя положениям международных договоров и Рекомендациям ФАТФ, Республика Беларусь посредством Закона 2014 г. приняла на себя максимально широкие обязательства в части предотвращения и борьбы с легализацией преступных доходов. Реализация рассмотренных в настоящей статье нововведений позволит с наименьшими затратами воздействовать на уровень и распространенность легализации средств, полученных преступным путем, уменьшит ее латентность, а также создаст необходимые предпосылки для эффективной борьбы с корыстной преступностью в целом.

В.В.Мицкевич,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь