/ / Общественно-политические и в области права
22.07.2014

Агропромышленный комплекс Беларуси будет работать по новым правилам – Александр Юркевич

Развитие сельскохозяйственного сектора Беларуси в последние годы сопровождается экономическими проблемами и противоречиями. Основные из них – сверхнормативная себестоимость сельскохозяйственного производства, долги перед кредитующими организациями и государством, неустойчивый уровень прибыли от собственной хозяйственной деятельности, проблемы с реализацией продукции. Как следствие, все явственнее ощущается необходимость поиска организационно-управленческого и экономического механизмов устойчивого развития АПК.

На днях Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал четыре указа, подготовленных межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов в этой сфере. О том, каким образом эти документы помогут решить накопившиеся вопросы, рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике Александр Юркевич.

По словам депутата, координировать всю дальнейшую политику, проводимую в сфере АПК, в ближайшее время будет Указ № 347 «О государственной аграрной политике». Он направлен на совершенствование механизмов ее реализации и предусматривает меры по созданию экономических и правовых основ для мотивированного и эффективного хозяйствования субъектов в сельской местности. Предполагается, в частности, определение порядка компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при возникновении диспаритета цен на промышленную продукцию, субсидирование их деятельности, включая предоставление прямых выплат.

Депутат видит две причины непростого состояния дел в АПК, и одна из них заключается в ярко выраженном диспаритете цен, который сложился за предыдущие годы. «Диспаритет цен в агропромышленном комплексе явился основной причиной снижения рентабельности и роста убыточности сельского хозяйства, неплатежеспособности большинства предприятий и банкротства многих из них. Поэтому его преодоление – важнейшая задача для стабилизации и дальнейшего подъема сельского хозяйства», – убежден парламентарий.

Предусмотренные в Указе нормы дают возможность компенсировать потери сельхозпроизводителей при установлении дисбаланса цен на промышленную продукцию (работы и услуги, используемые сельхозпроизводителями), а также цен на сельхозпродукцию. По словам депутата, мировая практика такова, что из господдержки 50 % направляется государством именно на компенсацию диспаритета. «Определение Правительством нашей страны порядка этих компенсаций должно быть приближено к мировой практике. Тогда эта мера сработает исключительно верно, и будут решены основные проблемы сельхозпроизводителей», – считает депутат.

Еще одна причина сложной ситуации в АПК – не совсем объективная оценка государственной поддержки сельхозпроизводителей. Например, в 2012 году было принято решение о господдержке в размере порядка Br15 трлн. Однако, по оценке НАН Беларуси, фактически на поддержку сельхозпроизводителей от этой суммы было направлено только 11 %. Остальные деньги пошли на поддержку промышленности, банковской системы и другие нужды с привязкой к этой сфере. Например, из общей доли господдержки для сельхозпроизводителей в 2012 году 40,3 % были направлены на компенсацию процентов банкам по полученным кредитам, а при нынешней процентной ставке это огромная сумма. В этой связи, как отметил депутат, в Указе обозначено поручение Совмину по согласованию с Президентом четко определить порядок компенсации потерь сельхозпроизводителям. «Если постановление Правительства будет разработано четко в соответствии с Указом, можно однозначно и уверенно говорить, что мы получим положительный результат», – убежден Александр Юркевич.

Указ № 350 «Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд» направлен на упрощение правоприменительной практики в этой сфере, обоюдное соблюдение и защиту прав, интересов производителей сельскохозяйственной продукции и ее заготовителей. Александр Юркевич отметил, что постановления Правительства в этой сфере принимаются ежегодно. На этот раз все четко определено Указом – сроки заключения договоров и оплаты за поставки сельхозпродукции. Так, предварительная оплата должна производиться не позднее 60 дней с момента заключения договора в размере не менее 30 % ее стоимости. «Ранее на практике часто получалось, что сельхозпредприятие поставляло продукцию, а расчеты задерживались, в результате чего экономика хозяйства подрывалась. Теперь при любом раскладе сельхозпредприятие сможет рассчитывать на получение аванса. Окончательный расчет по поставкам будет производиться согласно заключенному договору», – пояснил депутат.

Указ № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» устанавливает, что колхозы (СПК) до 31 декабря 2016 г. подлежат преобразованию в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия. Если колхоз будет преобразован в КУП, то доля государства составит 100 %, если же в хозяйственное общество, – то долю будет иметь как государство, так и члены хозобщества. Депутат пояснил, что в Указе определены условия, когда преобразование может произойти с долей членов этого сельскохозяйственного производственного кооператива. Необходимо отсутствие задолженности по республиканским платежам, по возврату полученных из республиканского или других бюджетов займов и ссуд, исполнение гарантий перед Правительством. В таком случае члены СПК смогут иметь свою долю в хозяйственном обществе, и, соответственно, часть собственности будет принадлежать им в виде акций, которые оформляются юридически через депозитарий. «Но для этого надо разобраться и ликвидировать задолженности», – подчеркнул Александр Юркевич.

Указ № 348 направлен на повышение эффективности работы организаций АПК. Решаться эта задача будет по нескольким направлениям: за счет стимулирования создания крупных организационных структур (агрохолдингов) и за счет улучшения условий кредитования сельхозорганизаций. Александр Юркевич пояснил: «Если сельхозпредприятие находится в таком состоянии, что его дальнейшее существование или эффективная работа невозможны или очень сложны, то этот Указ дает возможность такое предприятие присоединить, продать или передать другим юридическим и физическим лицам, которые смогут организовать его эффективную работу».

По словам депутата, предприятия в сфере АПК зачастую обременены большим количеством неисполненных обязательств – невыплаченными кредитами, задолженностями по лизинговым платежам и т.д. «Подписанный Президентом документ предоставляет таким предприятиям отсрочку до 31 декабря 2016 г. по платежам в случае их реорганизации. Фактически здесь имеется в виду возможность повременить с выплатами для того, чтобы сначала наладить нормальное производство, а затем уже отдавать долги», – пояснил он.

В целом, по словам Александра Юркевича, эти четыре указа по решению проблемных вопросов в АПК создадут условия для нормального функционирования сельхозпредприятий в стране.

Татьяна Пастушенко, по сообщению БЕЛТА