/ / Общественно-политические и в области права
23.07.2014

Закон о государственном регулировании объектов торговли и общепита позволит развить в Беларуси конкурентную среду – Ирина Наркевич

Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», вступивший сегодня в силу, позволит развить в Беларуси конкурентную среду. Такое мнение высказала заместитель Министра торговли Республики Беларусь Ирина Наркевич.

«Создание дополнительных условий для формирования в республике конкурентной среды – одна из основных задач документа», – сказала Ирина Наркевич. Также в Законе содержатся нормы, направленные на защиту интересов малого, среднего бизнеса, потребителей и производителей, стимулирование развития добросовестных участников рынка.

Документом, в частности, предусмотрено, что для оптимального соотношения крупных магазинов и магазинов шаговой доступности торговая инфраструктура будет развиваться в соответствии с утвержденными исполкомами схемами. При этом исполкомы должны принимать меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, а также магазинов по обслуживанию малообеспеченных граждан.

Стационарные торговые объекты с торговой площадью 400 кв. м и выше, торговые центры и рынки разрешено открывать только в том случае, если они предусмотрены схемой. «Стационарные торговые объекты с торговой площадью до 400 кв. м, в том числе магазины шаговой доступности, организуются независимо от их наличия на схеме», – пояснила Ирина Наркевич.

Еще одна мера, направленная на недопущение монополизации рынка крупными игроками, – определение предельного значения доли, после достижения которой субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Таким порогом устанавливается доля в 20 %.

По словам Ирины Наркевич, в Законе содержатся также нормы, направленные на борьбу с так называемой продажей полок («входными бонусами»), когда одни субъекты хозяйствования имеют приоритетное право выкладывать свой товар на лучшие места в магазине. В частности, запрещается установление как в договорах поставки, так и в иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли любых операций, относящихся к торгово-технологическому процессу (разгрузка транспорта, приемка товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже, фасовка, выкладка товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа товаров и обслуживание покупателей и др.).

Регламентированы сроки оплаты товаров в зависимости от сроков годности (хранения) конкретного вида товаров: при сроке годности менее 10 дней оплата должна осуществляться не позднее 10 дней со дня приемки; от 10 до 30 дней – не позднее 30 дней; свыше 30 дней – не позднее 45 дней.

Запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе препятствовать доступу на товарный рынок или выходу из него других субъектов торговли и поставщиков товаров. Запрещается понуждать контрагента заключать договор на условиях о запрете на заключение договоров поставки с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность, либо на аналогичных условиях; о снижении поставщиком цены товара до уровня, который при условии установления торговой надбавки к цене товара не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже иными субъектами торговли, и др.

Кроме того, Законом предусмотрено, что фирменный магазин теперь может быть организован не только производителем, но и субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования производителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). 

По сообщению БЕЛТА