/ / Общественно-политические и в области права
23.07.2014

Новая редакция Закона «Об электросвязи» направлена на дальнейшую либерализацию рынка – Дмитрий Шедко

Законом Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 172-З внесены дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «Об электросвязи». Корректировки направлены на дальнейшую либерализацию рынка услуг электросвязи с учетом его потребностей. Подробнее об изменениях и дополнениях в Закон об электросвязи рассказал первый заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Дмитрий Шедко.

В документе закреплено, что исключается понятие «национальный оператор электросвязи», а функции по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Беларуси возложены на назначенного Министерством связи и информатизации Республики Беларусь оператора универсального обслуживания. По словам Дмитрия Шедко, данные изменения в большей степени продиктованы адаптацией к международным подходам и необходимостью гармонизации законодательства. Сегодня каждое государство вправе самостоятельно определять обязательства по оказанию универсальной услуги. Эти обязательства не рассматриваются как антиконкурентные при условии, что они осуществляются на основе открытости, недискриминационности и нейтральности с точки зрения конкуренции и не являются более обременительными, чем это необходимо для конкретного типа универсальной услуги.

«Самое важное в этом блоке изменений – отмена исключительного права назначенного оператора на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. По новой редакции Закона эту функцию могут выполнять и другие операторы, определенные в соответствии с законодательством. Вот это и есть реальная демонополизация», – сказал первый заместитель Министра связи и информатизации.

Дмитрий Шедко добавил, что существующими актами законодательства определен лишь минимально необходимый перечень услуг электросвязи, на оказание которых необходимо наличие специального разрешения (лицензии). «И он постепенно сокращается, что, конечно, способствует конкуренции. При этом перечень современных услуг электросвязи достаточно широк и многогранен. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что отдельные услуги электросвязи оказываются не только операторами электросвязи», – отметил он.

По старой редакции Закона субъекты хозяйствования, оказывающие услуги, на которые не требуется наличие лицензии на деятельность в области связи, зачастую выпадали из правового регулирования отраслевого законодательства, например по вопросам качества предоставления услуг электросвязи, срокам, порядку и условиям заключения договора на оказание услуг электросвязи, правам и ответственности сторон.

«Для обеспечения принципа комплексности правового регулирования, совершенствования порядка оказания услуг электросвязи введено понятие «поставщик услуг электросвязи». На них во многом будут распространяться нормы законодательства, предъявляемые к операторам. А это и стандарты, и защита прав потребителей, и много других важных аспектов», – пояснил первый заместитель Министра связи и информатизации.

Говоря об изменениях, касающихся деятельности радиочастотных служб, Дмитрий Шедко отметил, что полный перечень их полномочий и обязанностей довольно длинный. Он обусловлен тем, что радиочастотный спектр – это фактически природный ресурс, в эффективном использовании которого государство крайне заинтересовано. Так что радиочастотные службы для качественного выполнения своих обязанностей должны заниматься широким кругом вопросов: от мониторинга использования радиочастотного спектра до экспертизы электромагнитной совместимости. Соответственно, они имеют право на применение мер к недобросовестным пользователям в виде предписаний, введения временных ограничений, а в некоторых случаях и изъятия выделенного ресурса.

«В соответствии с Законом оперативное управление в области использования радиочастотного спектра могут осуществлять радиочастотные службы, функции которых выполняют специализированные подразделения Министерства внутренних дел Беларуси, Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Оперативно-аналитического центра при Президенте, Службы безопасности Президента, Государственная инспекция по электросвязи Министерства связи и информатизации (республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ»)», – добавил Дмитрий Шедко.

В Закон об электросвязи были внесены изменения, касающиеся требований к информации, содержащейся в базах данных оператора электросвязи об абонентах. По словам первого заместителя Министра, перечень сведений, содержащихся в базах данных о пользователях и оказанных им услугах, существенным образом не изменился, а был лишь незначительно уточнен в соответствии с требованиями других актов законодательства.

«Вместе с тем в новой редакции Закона определено, что обязательным условием использования таких сведений для справочно-информационного обслуживания является предварительное письменное согласие клиента. Согласно предыдущей редакции такие сведения могли использоваться «по умолчанию» до тех пор, пока абонент не обратился с письменным заявлением», – отметил Дмитрий Шедко.

Он также добавил, что исключение составляют сведения о пользователях, заключивших договор об оказании услуг электросвязи до вступления в силу настоящего Закона. Сведения, содержащиеся в базах данных операторов электросвязи об абонентах, могут использоваться операторами для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения справочно-информационных изданий, при отсутствии письменного заявления клиента об отказе на использование сведений о нем. «Эти изменения соответствуют общепринятой мировой практике в сфере защиты персональных данных», – добавил Дмитрий Шедко.

Закон был официально опубликован 8 июля и вступает в силу через шесть месяцев после этого. 

По сообщению БЕЛТА