/ / Общественно-политические и в области права
05.12.2014

<a href="http://pravo.by/main.aspx?guid=172703"></a>В Беларуси подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

В целях изучения мнения общества об эффективности подходов к антикоррупционной деятельности по поручению Главы государства на публичное обсуждение был вынесен проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Всем желающим была предоставлена возможность внесения предложений по совершенствованию законодательства о борьбе с коррупцией путем их направления в редакцию газеты «Советская Белоруссия», на Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь и интернет-сайт Генеральной прокуратуры.

Следует отметить, что население и субъекты хозяйствования очень быстро и активно откликнулись на предоставленную им возможность. Это подтверждает тот факт, что в общей сложности в ходе развернувшейся общественной дискуссии получено более 300 откликов и писем самой разной направленности.

Значительная часть обсуждаемых вопросов была посвящена усилению ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Поступило множество предложений с подробным описанием мер, реализация которых, по мнению граждан, способна обеспечить повышение эффективности контроля за доходами государственных должностных лиц, снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений. Отдельные граждане обращали внимание на целесообразность предоставления должностным лицам дополнительных гарантий и компенсаций с целью усиления их социальной защищенности. Не остался в стороне и вопрос об обеспечении информационной открытости деятельности государственных органов и организаций.

Ряд инициатив рассмотрим более подробно.

1. По мнению участвовавших в обсуждении законопроекта, необходимыми условиями действенности борьбы с коррупцией являются активное гражданское участие и эффективный общественный контроль. В этой связи предложено выстроить систему общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепить формы участия граждан в такой деятельности (например, участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в работе комиссий по противодействию коррупции).

2. Предложено сократить перечень лиц, на которых распространяется запрет на работу по внешнему совместительству. Такое ограничение будет касаться исключительно должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями. Так, в обновленный список войдут государственные служащие, военнослужащие и должностные лица военизированных организаций, руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов.

3. Высказано мнение о необходимости декларирования должностными лицами и их родственниками денежных средств в сумме, превышающей 2000 базовых величин, хранящихся вне банковских организаций. Данный подход позволит отследить реальный рост сбережений указанных лиц либо сделать вывод о незаконном источнике доходов.

4. Для исключения формального подхода к применению мер взыскания предложено не привлекать к ответственности лиц, допустивших малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.

5. В целях дальнейшего противодействия коррупции население считает правильным ужесточить контроль за расходами должностных лиц в тех случаях, когда они явно не соответствуют доходам. При этом предлагается изымать дома (жилые помещения), стоимость которых превышает доход, полученный из законных источников, если такие дома (жилые помещения) значительно превосходят нормативы общей площади, причитающейся на одного человека, с предоставлением жилого помещения типовых качеств.

В ходе общественного обсуждения также поднимались вопросы морального состояния общества и роли государственной идеологии в предупреждении коррупции.

При этом граждане отмечали, что первопричиной коррупции является недостаточно высокий моральный уровень общества в целом и чиновников в частности. Поэтому основным инструментом профилактики коррупции должна стать идеология. Надо последовательно двигаться к тому, чтобы антикоррупционная работа строилась на использовании мер упреждения, формировании отношения к коррупции как к безнравственному поведению, создании атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции, обеспечении «невыгодности» коррупционного поведения с учетом неотвратимости наказания, активизации проведения информационной работы с населением.

Кроме того, отдельные предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, непосредственно не относились к антикоррупционной тематике (например, об установлении максимального размера торговой надбавки при поставках товаров по итогам процедур государственных закупок, о повышении количества безналичных расчетов при оплате товаров и услуг с целью противодействия теневой экономике). В этой связи такие вопросы будут изучены Генеральной прокуратурой в рамках отдельной работы, не связанной с проектом Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

По итогам всестороннего и комплексного анализа поступивших инициатив Генеральной прокуратурой обеспечена доработка проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». В настоящее время данный законопроект проходит согласование с заинтересованными государственными органами. После завершения этой работы проект Закона будет в установленном порядке внесен на рассмотрение Главы государства.