/ / Общественно-политические и в области права
12.12.2014

11 декабря 2014 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Повестка дня включала 13 вопросов

Парламентарии рассмотрели пакет бюджетных законопроектов.

В первом чтении приняты проекты законов «О республиканском бюджете на 2015 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Законопроекты представил в Овальном зале Министр финансов Республики Беларусь Амарин В.В., с содокладами выступили председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Добрынина Л.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Мякинник А.П.

Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2015 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны, предлагаемых изменений налогового законодательства.

Формирование проекта бюджета на 2015 год без увеличения налоговой нагрузки на экономику потребует оптимизации бюджетных расходов, реализации принципов жесткой экономии и использования имеющихся резервов на всех уровнях бюджетной системы при его исполнении.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2015 год прогнозируется в размере 252 896,6 млрд. рублей, или 29,7 процента к ВВП.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2015 год предусматриваются в сумме 156 717,4 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2014 года на 27,4 процента. Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы консолидированного бюджета на 2015 год прогнозируются в сумме 237 902,6 млрд. рублей, или 27,9 процента к ВВП.

Формирование проекта республиканского бюджета на 2015 год произведено с профицитом в размере 15 701,5 млрд. рублей.

В 2015 году основными целями для сектора государственных финансов будут являться повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.

В 2015 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Важнейшие социальные расходы –– на образование и здравоохранение — сохраняют свои доли в ВВП. Предусмотрено формирование «семейного капитала» в сумме 1,8 трлн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

Вносимые в Налоговый кодекс изменения и дополнения предусматривают:

  • индексирование ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам (земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц);
  • увеличение ставок акцизов на подакцизные товары (за исключением автомобильного топлива и пива) в размерах, обеспечивающих ценовую конкурентоспособность отечественных производителей;
  • снижение ставок акцизов на нефтепродукты в среднем на 22 процента к уровню 2014 года;
  • увеличение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25 процентов;
  • повышение ставки подоходного налога с 12 до 13 процентов. Одновременно предусматривается возможность предоставления имущественного налогового вычета по договорам лизинга с последующим выкупом жилого дома или квартиры для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан;
  • установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автотранспортных средств нерезидентов Республики Беларусь;
  • установление обязанности по уплате земельного налога для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения независимо от площади земельных участков (в настоящее время площадь участка ограничена размером менее 0,5 га);
  • предоставление права местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков;
  • установление льготы в размере 50 процентов от установленной ставки государственной пошлины за выдачу физическим лицам разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении транспортного средства, владельцем которого является пенсионер по возрасту, инвалид I или II группы, и понижение ставки государственной пошлины на коэффициент 0,5 для транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов. Одновременно в целях компенсации потерь бюджета предлагается увеличить размер ставок пошлины на 1 базовую величину по легковым автомобилям, принадлежащим физическим лицам, а по остальным видам транспортных средств –– на 2 базовые величины.

В двух чтениях парламентарии приняли проекты законов «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год», «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2015 год» и «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год».

Представляя проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год», Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткина М.А. (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Шитько В.В.) отметила, что законопроект подготовлен с учетом ожидаемого исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год, а также на основании прогнозных макроэкономических показателей развития страны в следующем году.

Общая сумма доходов фонда запланирована в размере 115 775,9 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы –– 98,9 процента, или 108 870,7 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес (38,7 процента) в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке –– 801,0 млрд. рублей, а также доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования –– 510,0 млрд. рублей (24,6 процента).

Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме 114 210,3 млрд. рублей. Основная сумма расходов направляется на пенсионное обеспечение –– 76,5 процента, или 87 331,2 млрд. рублей. На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение направлено 24 474,9 млрд. рублей, или 21,4 процента расходов бюджета. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

Бюджет фонда на 2015 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 1 565,6 млрд. рублей.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А. доложил о проекте Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2015 год», с содокладом выступил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Мурашко И.А.

Объем доходов и расходов государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2015 год рассчитан в размере 120,0 млрд. рублей.

Фонд формируется за счет:

  • отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и прибыли от деятельности негосударственных организаций в области гражданской авиации –– 85,5 млрд. рублей (71,25 процента от общего объема доходов 2015 года);
  • амортизационных отчислений (до 50 процентов) от основных фондов авиационных организаций, подчиненных Министерству, а также выручки от реализации имущества авиационными организациями, подчиненными Министерству, –– 34,46 млрд. рублей (28,72 процента);
  • денежной суммы (процентов), полученной за хранение средств фонда на специальном счете Департамента по авиации Минтранса в банке после уплаты в установленном порядке налогов, –– 0,04 млрд. рублей (0,03 процента).

Средства фонда используются на:

  • приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) новых воздушных судов и обучение персонала их эксплуатации; строительство, реконструкцию зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизацию; приобретение оборудования, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации –– 105,0 млрд. рублей (83,3 процента);
  • текущие расходы (финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов; создание резерва для оказания на возвратной основе помощи организациям в погашении задолженности за потребленные энергоресурсы и по заработной плате; поддержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы и спортивных сооружений) –– 20,0 млрд. рублей (16,7 процента).

О проекте Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год» рассказал парламентариям заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Дубовец В.А. (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Мякинник А.П.).

Проект Закона определяет источники формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь и направления использования его средств.

Бюджет фонда на 2015 год составит по расходам 15 млрд. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов 15 млрд. рублей.

Общая сумма расходов бюджета фонда сформирована исходя из следующих объемов расходов.

Расходы бюджета в сумме 7 млрд. рублей будут направлены на пополнение оборотных средств республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными Департаменту.

На осуществление закупок технологического оборудования и транспортных средств республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными Департаменту, запланировано 7,4 млрд. рублей.

В целом проект Закона направлен на развитие производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения полной и эффективной трудовой занятости осужденных и лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, что будет способствовать более полному возмещению затрат на их содержание.

В первом чтении принят проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов», который представил парламентариям заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Лосицкий И.Г. (содокладчик –– председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Цецохо А.В.).

Законопроект разработан в целях обеспечения системного и согласованного правового регулирования вопросов, связанных с донорством крови и ее компонентов.

Предлагаемые законопроектом дополнения и изменения направлены на упорядочение гарантий, предоставляемых донорам крови и ее компонентов, в том числе сдавшим кровь и ее компоненты на безвозмездной основе, защиту прав нанимателей работников –– доноров крови и ее компонентов, обеспечение потребностей государственной системы здравоохранения Республики Беларусь кровью, ее компонентами, пропаганду выполнения донорской функции на безвозмездной основе.

Наряду с этим проект Закона предполагает изменение источника возмещения расходов на выплату повышенных пенсий донорам, награжденным соответствующими почетными знаками. Данные выплаты планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета.

В двух чтениях принят проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле». С докладом по законопроекту выступил член Постоянной комиссии по аграрной политике Полейчук А.И., с содокладом –– член Постоянной комиссии по аграрной политике Бойко А.С.

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле» разработан депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Бойко А.С., Кохановым А.П., Полейчуком А.И., Щетько В.В., Юркевичем А.И.

Разработка законопроекта обусловлена урегулированием вопросов проведения кадастровой оценки земель, земельных участков, а также направлена на приведение положений Кодекса Республики Беларусь о земле в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

В ходе заседания Палаты представителей парламентарии приняли два законопроекта во втором чтении.

О проекте Закона «Об энергосбережении» сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Починок М.И.

Главной целью подготовки законопроекта является создание комплексного, обобщающего правового акта в сфере энергосбережения, законодательное закрепление стратегии развития государства в этом направлении.

В частности, законопроект устанавливает, что государственное регулирование в сфере энергосбережения будет основываться на принципах эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, приоритетности внедрения энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов, стимулирования достижения положительных результатов в энергосбережении.

В законопроекте закрепляются полномочия государственных органов в сфере энергосбережения, определен круг объектов, подпадающих под сферу его регулирования. К ним отнесены в том числе все топливно-энергетические ресурсы, оборудование, их производящее и потребляющее, здания, сооружения и соответствующие технологические процессы.

Законопроектом детализируется система проведения энергетических обследований (энергоаудитов) потребителей топливно-энергетических ресурсов. Целями данных обследований станут определение реального потенциала энергосбережения и оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, выработка обоснованных требований либо предложений по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, определение возможных путей экономии энергоресурсов в организациях.

Отдельные положения законопроекта посвящены экономическому стимулированию энергосбережения. Так, энергоэффективным производителям и потребителям будет оказываться государственная поддержка, в том числе будет гарантировано подключение к государственным энергетическим сетям источников электрической энергии, работающих на местных ресурсах или использующих вторичные энергоресурсы, с последующим приобретением производимой этими объектами электрической энергии государственными энергоснабжающими организациями на экономически выгодных условиях.

Документ также содержит нормы о регулировании иных вопросов в сфере энергосбережения (показателей, нормирования, государственной экспертизы энергетической эффективности, подготовки специалистов и др.).

С докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» выступил член Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Дорогокупец Ю.И.

Проектом Закона устанавливаются основы организации похоронного дела, санитарно-эпидемиологические, природоохранные, градостроительные и иные требования к созданию и содержанию мест погребения, определяется порядок государственного учета участков для захоронений и инвентаризации мест погребения, а также устанавливаются гарантии погребения:

  • гарантии исполнения волеизъявления умершего; гарантированные услуги по погребению; требования к погребению, повторному захоронению и перезахоронению;
  • предоставление и резервирование участков для захоронения;
  • размер пособий на погребение;
  • возмещение расходов на погребение специализированной организации и возмещение расходов на установку надгробного памятника отдельным категориям граждан и др.

В законопроекте закрепляется компетенция государственных органов в области погребения и похоронного дела.

На заседании парламентарии ратифицировали четыре международных договора.

О «Соглашение об информационном взаимодействии государств –– участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности» (докладчик –– Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А., содокладчик –– член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Михно В.К.) подписано Правительством Республики Беларусь в г. Минске 30 мая 2014 года и направлено на создание системы взаимного информирования об угрозах совершения и о совершении актов вмешательства на объектах транспорта и транспортных средствах при осуществлении международных перевозок. Такое взаимодействие каждой стороне позволит более оперативно осуществлять обмен необходимой информацией на межгосударственном уровне и адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию.

Соглашением определяется терминология, принципы и направления информационного взаимодействия государств –– участников СНГ. Стороны организуют информационное взаимодействие по следующим направлениям:

  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
  • планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
  • обучение и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
  • осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
  • информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
  • формирование согласованной позиции по вопросам защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в рамках участия государств –– участников Соглашения в деятельности международных организаций.

О Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Государства Израиль об отмене виз для владельцев национальных паспортов рассказала заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Купчина Е.Н. (содокладчик –– член Постоянной комиссии по международным делам Саванович М.Ф.).

Соглашение было подписано в г. Минске 19 сентября 2014 года и направлено на урегулирование вопросов, связанных с введением на двусторонней основе для граждан Республики Беларусь и Государства Израиль, являющихся владельцами действительных национальных паспортов, за исключением дипломатических и служебных, безвизового порядка въезда на территорию или выезда с территории государства другой стороны с целью визита или пребывания, не превышающего 90 дней в течение 6 месяцев с даты первого въезда. В случае необходимости пребывания в стране свыше установленного периода, в частности для осуществления трудовой, коммерческой или иной приносящей доход деятельности, Соглашением предусмотрена норма о необходимости заблаговременного получения визы такими гражданами. Стороны также договорились сохранить за собой право отказать во въезде в свое государство гражданам государства другой стороны, которых считают нежелательными, или сократить срок пребывания таких граждан на своей территории.

Кроме того, Е.Н.Купчина представила проекты законов «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Бразилия об отмене виз для краткосрочных поездок» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Эквадор о взаимной отмене виз», содокладчиком по этим законопроектам выступила заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Левицкая А.В.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Бразилия об отмене виз для краткосрочных поездок было подписано в г. Бразилиа 11 ноября 2013 года в целях дальнейшего развития дружественных отношений и продолжения укрепления тесных связей между государствами.

Соглашением предусмотрено, что граждане обоих государств, имеющие действительные документы для выезда за границу, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и находиться на территории другого государства в туристических или деловых целях без виз в течение периода, не превышающего 90 дней в календарном году с даты первого въезда. Указанный период может быть продлен один раз на срок до 90 дней компетентными органами принимающего государства.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Эквадор о взаимной отмене виз было подписано в г. Кито 20 июня 2014 года в целях создания правовой основы регулирования вопросов, связанных с упрощением взаимных поездок граждан Республики Беларусь и Республики Эквадор и отменой визовых требований для владельцев действительных проездных документов.

Соглашением предусмотрено, что граждане государств — владельцы действительных проездных документов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории государства другой стороны при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории данного государства не превышает 30 дней с даты их въезда. При этом общая продолжительность их пребывания на территории государства другой стороны не должна превышать 90 дней в течение одного календарного года.

В соответствии с Соглашением граждане государства одной из сторон, постоянно проживающие на территории другого государства, могут выезжать с территории государства своего постоянного проживания и возвращаться обратно без получения виз при наличии документов, подтверждающих право постоянного проживания.

17 декабря 2014 года состоится чередное заседание Палаты представителей.