/ / Общественно-политические и в области права
01.08.2014

Органам государственного контроля Беларуси исполняется 95 лет

2 августа нынешнего года государственные контролеры Беларуси отмечают круглую дату – 95 лет назад были образованы первые органы государственного контроля нашей страны. Одновременно исполняется 20 лет с момента образования Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Отсчет истории государственного контроля в нашей стране ведется с 1919 года. Тогда был создан первый контрольный орган советской страны, получивший название Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии.

За время существования органы контроля не раз меняли названия и принадлежность: из партийного контроль сначала стал народным, а затем и государственным. Несмотря на это, его основные задачи и функции оставались неизменными: контроль за соблюдением законодательства, выявление резервов экономии, борьба с нарушителями дисциплины.

Отсчет летописи государственного контроля в современной Беларуси принято вести со 2 августа 1994 года, когда была образована Служба контроля при Администрации Президента Республики Беларусь. На смену ей пришла Служба контроля Президента Республики Беларусь, а в 1996 году был создан Комитет государственного контроля Беларуси.

В сфере внимания высшего органа финансового контроля нашего государства находятся практически все отрасли экономики и социальной сферы, а основной задачей ведомства является обеспечение экономической безопасности страны. Подчиняясь непосредственно Главе государства, Комитет госконтроля отслеживает все процессы в бюджетной сфере, следит за расходованием государственных средств и использованием государственной собственности, контролирует исполнение поручений Президента Республики Беларусь.

При этом Комитет госконтроля не ограничивается исключительно контрольными функциями. В основе сегодняшней деятельности ведомства – аналитическая работа, а также новые формы работы, такие как упреждающий контроль и аудит эффективности. Важно, что Комитет госконтроля не только фиксирует недостатки и нарушения, но и формирует конкретные предложения по разрешению выявленных проблем, использованию резервов в экономике. Только в сфере законотворчества Комитет госконтроля ежегодно вносит около 300 предложений по изменению действующего законодательства, большинство из которых реализуются.

Структура Комитета государственного контроля объединяет гражданскую часть – контролеров, правоохранительный блок – Департамент финансовых расследований и финансовую разведку – Департамент финансового мониторинга. Это позволяет осуществлять контроль за самым широким и многоплановым спектром вопросов, в том числе на макроэкономическом уровне, противодействовать незаконному использованию государственных средств и собственности и иным противоправным деяниям. Только за 6 месяцев 2014 года органами Комитета государственного контроля взыскано в бюджет 775 млрд. рублей (в 2,1 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года). Предотвращено необоснованных выплат государственных средств на 1,17 трлн. рублей. В правоохранительные органы направлено 936 материалов, по которым возбуждено 547 уголовных дел.

В последние годы Комитет госконтроля активно выполняет поручение Главы государства по либерализации контрольной деятельности. С 2010 года процесс контроля и надзора в нашей стране стал более гибким и прозрачным, значительно снизилась проверочная нагрузка на предприятия и организации. При этом принимаемые меры упреждающего контроля вовсе не означают вседозволенность и безнаказанность. Те, кто осознано идет на преступления, должны знать о неотвратимой ответственности.

Историческая справка о становлении органов государственного контроля и другие материалы размещены в разделе «История государственного контроля».