/ / Общественно-политические и в области права
13.08.2014

«Регистр населения: надежно, как в банке» <em>(«Советская Белоруссия» и «Рэспублiка» от 11 августа 2014 г.)</em>

Специальный совместный выпуск Управления информации и общественных связей МВД и газеты «Рэспублiка»

Начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД подполковник милиции Юрий КИРЕЕВЧто порой нелегко получить ту или иную справку, многие знают из своего жизненного опыта. Казалось бы, в наше время с этим проблем быть не должно. Но информационных систем в стране оказалось много, они были разбросаны по разным ведомствам, между которыми зачастую отсутствовала связь. Неудобства испытывали и простые граждане, и организации, которым для получения сведений надо было писать множество запросов в разные инстанции. О том, как нашли выход из этой ситуации, рассказал начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД подполковник милиции Юрий КИРЕЕВ.

— Единое информационное пространство необходимо и для удовлетворения потребностей людей, и для выполнения задач, стоящих перед государственными органами. Регистр населения создан, действительно, для удобства. Этот шаг предусмотрен Законом «О регистре населения» и Директивой № 2 Президента «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». В Департаменте по гражданству и миграции МВД создали управление по регистру населения. А уже 26 июля 2013 года новшество заработало: в государственную систему «Регистр населения» был загружен первоначальный информационный массив, содержащий персональные данные граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране.

— Кто управляет регистром населения?

— Распорядителем регистра по закону является МВД. Соответствующие специалисты по регистру есть в каждом ОВД. В областных и районных подразделениях по гражданству и миграции созданы одноименные отделы, отделения и группы. Задумано так, что и госорганы, и частные лица, обратившись сюда, могут получить все необходимые сведения о человеке. Граждане — как о себе, так и о близких родственниках.

— Каким образом пополняется система?

— Сразу скажу, в информационной системе пока нет всех тех данных, которые требует Закон «О регистре населения». Реализация его, как и предусмотрено Директивой № 2 Президента, носит поэтапный характер. Законом определен перечень обрабатываемой информации, круг органов, обязанных наполнять регистр, и срок окончания работы. Например, в минувшем июле Министерство образования завершило внесение первоначального массива данных о полученном гражданами высшем образовании, а военные комиссариаты — об исполнении воинской обязанности. В августе наполнение регистра в своей части должно закончить МНС — данными о налоговых обязательствах. Ждут своей очереди также Белгосстрах, силовые структуры, ФСЗН Минтруда и соцзащиты, общие суды. Завершится же эта работа в июле 2018 года внесением сведений местными исполнительными и распорядительными органами о месте захоронения людей, дате установления и прекращения опеки, попечительства. Сейчас в регистр вносятся основные и дополнительные персональные данные, которые предоставляются органами ЗАГСа, МИДа, МВД, Минобразования и Минобороны. Можно сказать, пишется история человека.

Ежемесячно в регистр вносится около 25 тысяч записей. Если на 26 июля 2013-го в нем хранилось чуть больше девяти миллионов основных персональных данных, то спустя 12 месяцев регистр пополнился еще 322 тысячами записей. На сегодня внесено и актуализировано более 2,8 миллиона персональных данных.

— Вопрос, который напрашивается сам собой: насколько надежно персональные данные граждан защищены от постороннего любопытства?

— Основу регистра составляет база персональных данных, распространение или предоставление которых ограничено. Система защиты обеспечивает конфиденциальность, целостность и сохранность информации на всех этапах работы с ней. Для передачи сведений используются каналы с применением криптографических средств защиты информации, а вносимые данные визируются ЭЦП.

— Юрий Александрович, многим будет полезно узнать, какова процедура запросов и что можно запрашивать…

— Следует лично обратиться в территориальное подразделение по гражданству и миграции. При этом обратившийся не обязан обосновывать свой интерес к запрашиваемым сведениям. Персональные данные могут предоставляться и по электронным запросам. Таким способом уже предоставлено 360 тысяч персональных данных органам ЗАГСа и нотариусам.

Гражданам можно получать справки (выписки) о своих персональных данных и о данных физических лиц, законными представителями которых они являются (с их письменного согласия). Сведения, запрашиваемые один раз в год, предоставляются бесплатно. Если чаще — то на платной основе. Справка (выписка) из регистра выдается в срок не более пяти календарных дней.

Александр Стригалёв, УИОС МВД «Советская Белоруссия» и «Рэспублiка», 11 августа 2014 года
(ФОТО - «СБ»)