/ / Общественно-политические и в области права
03.04.2014

2 апреля 2014 г. начала работу четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва

2 апреля 2014 г. начала работу четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва.

Депутаты сформировали рабочие органы и избрали руководителя секретариата сессии. Им стал депутат Милошевский В.С. Счетную комиссию возглавила депутат Журавская В.И.

Утверждена повестка дня четвертой сессии Палаты представителей, которая включает 52 вопроса. По мере готовности законопроектов она будет дополняться.

В ходе первого заседания депутаты рассмотрели 14 вопросов.

В первом чтении принято 5 законопроектов.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» парламентариям представил Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Мальцев Л.С. Содокладчиком выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Базанов В.А.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования полномочий государственных органов в области государственной пограничной политики, порядка въезда (входа) в пункты пропуска, временного пребывания и передвижения в пограничной зоне и пограничной полосе, режима в пунктах пропуска, осуществления пограничного контроля, функционирования пунктов пропуска. Кроме того, проект Закона учитывает внесенные законодательными актами изменения и дополнения по вопросам применения военнослужащими физической силы, оружия и боевой техники при выполнении возложенных на них задач.

Поскольку количество дополнений и изменений, вносимых в Закон «о Государственной границе Республики Беларусь», составляет больше половины текста, принято решение изложить его в новой редакции.

Расширен понятийный аппарат Закона. Дополнены и уточнены полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов в области государственной пограничной политики. Расширен перечень субъектов, участвующих в проведении государственной пограничной политики. В целях повышения эффективности взаимодействия государственных органов в области государственной пограничной политики уточнена компетенция отдельных государственных органов.

Законопроектом также уточнен порядок въезда (входа), временного пребывания и передвижения физических лиц в пограничной зоне и пограничной полосе. Дополнительно урегулированы права и обязанности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при пересечении Государственной границы. В частности, на перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом, предполагающие пересечение пассажирами Государственной границы, возложена обязанность по проверке у пассажиров документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь. На указанных перевозчиков также возложена обязанность за счет собственных средств принимать меры по возвращению пассажиров, которым отказано во въезде в Республику Беларусь, в государство, с территории которого они прибыли в Республику Беларусь, или в иное государство, въезд в которое им разрешен, а также нести расходы по их содержанию до момента их выезда из Республики Беларусь.

Для перевозчиков, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров, установлена обязанность по передаче персональных данных пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в случае, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита.

В целях реализации положений новой редакции Закона «О Государственной границе Республики Беларусь», законопроектом также вносятся дополнения и изменения в девять законов Республики Беларусь.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов Комитета государственного контроля» доклад сделал Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Якобсон А.С. Позицию депутатов по этому вопросу изложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Филиппович Г.В.

Законопроект направлен на приведение законов «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» в соответствие с законодательными актами. Поправки касаются оснований приостановления (запрета) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, особенностей проверки соблюдения технических нормативных правовых актов, оплаты услуг экспертов и проведения экспертиз, контроля за соблюдением контролирующими и надзорными органами порядка организации и проведения проверок, осуществления Комитетом государственного контроля ведомственного контроля, полномочий органов этого Комитета при изъятии в ходе проверки материальных объектов, являющихся носителями информации, направления на техническое освидетельствование кассового оборудования и игровых автоматов, изъятия оригиналов документов, проведения контрольных обмеров и контрольных запусков в производство сырья и материалов.

Кроме того, органам финансовых расследований предоставляется право подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов, иных государственных организаций, а также требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах органов финансовых расследований.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» был представлен Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткиной М.А. Член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Мишур Ж.Н. выступила с содокладом.

Проектом Закона предусмотрена корректировка законов «О государственной службе в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий», «О пенсионном обеспечении» и «О профессиональном пенсионном страховании» с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения».

Изменения касаются увеличения минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты для назначения трудовых пенсий по возрасту, за выслугу лет с 5 до 10 лет, предоставления отдельным категориям работников с длительным специальным стажем до 1 января 2009 года (до введения профессионального пенсионного страхования) права на назначение досрочной пенсии по возрасту взамен досрочной профессиональной пенсии и на совершенствование финансового обеспечения профессиональных пенсий.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта» депутатам рассказали Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Удодов А.П.

Законопроектом в новой редакции излагается Закон «О железнодорожном транспорте», который приводится в соответствие с действующими актами Главы государства, международными договорами Республики Беларусь, в том числе с Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 года, техническими регламентами Таможенного союза.

Законопроектом, в частности, определяется, что национальным (общесетевым) перевозчиком и оператором инфраструктуры железнодорожного транспорта выступает ГО «Белорусская железная дорога», с учетом международных обязательств закрепляется недискриминационный доступ перевозчиков и иных потребителей к услугам инфраструктуры, устанавливаются нормативные предписания, направленные на повышение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Законодательно конкретизируются виды железнодорожных сообщений, среди которых выделены городское, региональное, межрегиональное, международное и коммерческое сообщения. Впервые предполагается в зависимости от скорости движения поездов и остановок в населенных пунктах подразделение перевозок на бизнес-класс и экономкласс, что существенно повысит вариативность и качество услуг железнодорожного транспорта, обеспечит удовлетворение транспортных потребностей широкого круга потребителей.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А. также доложил о проекте Закона «О внесении дополнений и изменения в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». В качестве содокладчика по этому вопросу выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сенькевич Э.А.

Законопроектом Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях приводится в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2013 г. № 268 «О некоторых вопросах деятельности государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

В частности, закрепляется право уполномоченных должностных лиц ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» составлять протоколы об административных правонарушениях, а также право начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, начальников филиалов этого учреждения и их заместителей от имени органов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь рассматривать дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены уполномоченными должностными лицами вышеназванного государственного учреждения.

Во втором чтении принято два законопроекта.

Проект Водного кодекса Республики Беларусь был представлен членом Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Рассохой Н.Ф.

Принятие Кодекса позволит упростить процедуру предоставления в пользование водных объектов и пользование ими, обеспечить охрану вод от загрязнения и засорения, повысить эффективность пользования водными ресурсами. В этих целях предусматривается пересмотр основных принципов охраны и использования вод в части установления приоритета использования подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд перед иным их использованием, улучшения экологического состояния поверхностных водных объектов, предупреждения загрязнения и засорения водных объектов, государственного регулирования водопользования, бассейнового принципа управления, комплексного использования водных ресурсов, ограничения функций государственного регулирования, управления и контроля в области использования и охраны вод и функций природопользования, доступности экологической информации о состоянии водных объектов.

В целях гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского союза предлагается включить в определение экологического состояния (статуса) поверхностных водных объектов биологические, физико-химические и гидроморфологические показатели качества воды.

Пересматривается процедура установления водоохранных зон и прибрежных полос. Проект Кодекса по аналогии с подходами Российской Федерации устанавливает прямые нормы минимальной ширины этих территорий.

Изменяются подходы к нормированию сбросов сточных вод с учетом вводимой проектом Кодекса классификации поверхностных водных объектов и сточных вод, а также степени удаления из них загрязняющих веществ в процессе биологической очистки.

Для предотвращения загрязнения водных объектов предлагается установить запреты на предоставление в аренду озер (естественных водоемов), прудов-копаней, обводненных карьеров, водотоков, водохранилищ для рыбоводства. Устанавливаются четкие требования к возведению и ликвидации прудов-копаней, расположенных в границах земельных участков, которые предоставлены гражданам в установленном порядке.

Законопроектом уточняются виды и сроки специального водопользования. В целях улучшения условий ведения хозяйственной и иной деятельности четко устанавливаются сроки специального водопользования. Такой подход позволит исключить возможное проявление коррупции при выдаче разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений.

Кроме того, предусматривается упразднение отдельных административных процедур: согласования индивидуальных технологических нормативов водопотребления и водоотведения с территориальными органами Минприроды (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); принятия решения о предоставлении водных объектов в обособленное водопользование (в отношении граждан).

Принимая во внимание требования Водной рамочной директивы и подходы законодательства Европейского союза, в проекте Кодекса предлагается взамен схем комплексного использования и охраны вод разрабатывать планы управления речными бассейнами. Такие планы предполагается разрабатывать для бассейнов рек Днепр, Западная Двина, Западный Буг, Неман и Припять. Предусматривается также создание бассейновых советов, которые будут функционировать как координационно-консультативные органы и осуществлять разработку рекомендаций по рациональному использованию и охране водных объектов в границах речных бассейнов. Эти рекомендации будут учитываться при разработке планов управления речными бассейнами, а также при формировании региональных программ в области охраны и использования вод.

С докладом о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сопикова А.Н.

Законопроект предусматривает корректировку законов «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», «О рекламе» и призван более эффективно обеспечить защиту прав потребителей культурно-зрелищных услуг. Так, рекламировать культурно-зрелищное мероприятие в средствах массовой информации его организатор может только после получения специального удостоверения, дающего ему право организации и проведения этого мероприятия, в случаях, когда получение такого удостоверения является обязательным.

Два законопроекта приняты в первом и во втором чтении.

Подготовка проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (докладчик – первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Надольный Т.Ю., содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.) обусловлена необходимостью соблюдения международных стандартов ФАТФ (межправительственной организации по борьбе с отмыванием денег) в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Законопроект предполагает организацию в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях полноценной системы внутреннего контроля и действенных механизмов прекращения отношений с неблагонадежными клиентами. Это позволит банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям избежать риска вовлечения в процесс отмывания денег и, как следствие положительно скажется как на репутации банка, небанковских кредитно-финансовых организаций, так и на имидже банковской системы Республики Беларусь в целом.

Информацию о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы» представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткина М.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Волченков А.А.

В законопроекте даются новые определения используемых терминов, определены сфера действия, порядок установления и повышения минимальной заработной платы, а также ответственность за нарушение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы.

Депутаты также приняли два законопроекта о ратификации международных соглашений.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. доложил парламентариям о законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о временной трудовой деятельности граждан Республики Беларусь в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Республике Беларусь». Его дополнил в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Волков М.М.

Соглашение разработано в целях расширения договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области внешней трудовой миграции, а также урегулирования порядка осуществления трудовой деятельности трудящимися-мигрантами и вопросов, связанных с их социальной защитой.

Его реализация позволит координировать действия в регулировании порядка въезда трудящихся-мигрантов, их трудоустройства, пребывания и выезда, вопросов социальной защиты, пенсионного обеспечения, условий труда, оплаты, охраны труда, налогообложения, перечисления заработанных денежных средств в государство постоянного проживания, оказания медицинской помощи.

Докладчиком по проекту Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л., содокладчиком –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ермантович Л.А.

Договор предусматривает возможность оказания правовой помощи компетентными органами обоих государств по уголовным делам путем выполнения соответствующих просьб, в том числе по предварительному расследованию, уголовному преследованию, судебному разбирательству.

Оказание такой помощи включает получение показаний и заявлений от лиц; предоставление информации, документов, материалов и вещественных доказательств; идентификацию и установление местонахождения лиц либо предметов; вручение документов; производство обыска и выемки; содействие в предоставлении содержащихся под стражей или других лиц для дачи показаний или оказания помощи в проведении расследований; содействие в отношении розыска, ареста и обеспечения конфискации доходов от преступлений; иные формы правовой помощи, совместимые с предметом Договора и не запрещенные законодательством запрашиваемой стороны.

На первом заседании четвертой сессии Палаты представителей были приняты к сведению три декрета Президента Республики Беларусь.

О проекте Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О Декрете Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» парламентариев проинформировали Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Кузьмич А.Ф.

Усиление государственного контроля за оборотом семян мака обеспечивается за счет закрепления за государством исключительного права на осуществление оптовой торговли семенами мака. Реализация этого права осуществляется юридическими лицами согласно перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Порядок реализации этого права также определяется Правительством Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь разрешается розничная торговля семенами мака, расфасованными в потребительскую тару (упаковку) их производителями или юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, имеющими сертификат на расфасовку, с массой семян мака в такой потребительской таре (упаковке), не превышающей 200 граммов, с нанесением маркировки в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза. Под сертификатом на расфасовку понимается сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь при добровольной сертификации, на мак пищевой в части требований государственного стандарта Республики Беларусь, связанных с его расфасовкой.

Запрещается розничная торговля семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку; в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 квадратных метров, за исключением торговых объектов организаций потребительской кооперации, магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь, расположенных в сельской местности; на рынках, за исключением продажи в магазинах, расположенных на территории рынка, с учетом требований, установленных Декретом; по образцам без (вне) торгового объекта; с использованием торговых автоматов; путем осуществления разносной торговли.

Декретом установлены также требования и запреты по хранению, приобретению и перемещению семян мака.

За нарушение требований по обороту семян мака в Республике Беларусь Декретом установлены меры административной ответственности.

Проект Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О Декрете Президента Республики Беларусь от 24 января 2014 г. № 2 «О внесении дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3» был представлен Председателем Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Шведом А.И. и членом Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Морхатом М.В.

Декрет определяет порядок опубликования нормативных правовых актов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Нормативные правовые акты Государственного комитета судебных экспертиз, включенные в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, могут быть обнародованы (опубликованы) в газете «Рэспубліка», равно как постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера. При этом направлять нормативные правовые акты Государственного комитета судебных экспертиз для обнародования (опубликования) в официальных периодических печатных изданиях будет центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз как орган, принявший нормативный правовой акт.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Кубракова Л.П. проинформировали депутатов о проекте Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О Декрете Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 3 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1».

Декретом предусматривается корректировка Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.

Поскольку в Законе «Об инвестициях» в отличие от утратившего силу Инвестиционного кодекса исключаются понятие «коммерческая организация с иностранными инвестициями», а также отдельное регулирование порядка их создания и деятельности, Декретом предусматриваются внесение аналогичных изменений в положения о регистрации и ликвидации в части определения органов, регистрирующих организации с иностранными инвестициями, порядка формирования уставного фонда и ликвидации таких организаций. При этом в отношении организаций, создаваемых с участием иностранных и международных организаций, будет действовать общий порядок государственной регистрации.

Предусматривается, что уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в официальной денежной единице Республики Беларусь. При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте его пересчет будет осуществляться по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.

Одновременно закрепляется, что уставный фонд коммерческих организаций, объявленный на дату вступления в силу Декрета в иностранной валюте, и вклады в него при представлении в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор), связанных с изменением размера уставного фонда, должны быть пересчитаны в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения этих вкладов.

Поскольку Закон «О медиации» устанавливает особый порядок государственной регистрации и ликвидации учреждений, обеспечивающих проведение медиации, Декретом данные организации включаются в перечень юридических лиц, на которых не распространяется действие положений о регистрации и ликвидации.

Кроме того, нормы положений о регистрации и ликвидации в части указания на судебные органы приводятся в соответствие со структурой судебной системы Республики Беларусь, предусмотренной Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».

В ходе сессии было принято решение о включении Остапюк Е.И., избранной 23 марта 2014 г. депутатом Палаты представителей по Гомельскому-Новобелицкому избирательному округу № 36, в состав Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 10 апреля 2014 г.