/ / Общественно-политические и в области права
11.04.2014

Правовой Совет: представительство народа в осуществлении правосудия необходимо расширять

Под председательством Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П. состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее – Совет), на котором рассмотрен вопрос об институте присяжных заседателей в судебной системе нашей страны.

Изучение опыта функционирования института присяжных заседателей в иностранных государствах и его правовой природы свидетельствует о неоднозначности восприятия суда присяжных в обществе, а также среди юристов и ученых.

К преимуществам названного института относят его положительное влияние на укрепление независимости правосудия, развитие принципа состязательности и повышение профессионального уровня уголовной юстиции. Участие народных представителей в отправлении правосудия является проявлением народовластия и демократических начал правосудия, важной гарантией права человека, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрение его дела независимым, коллегиальным судом.

Среди основных недостатков выделяют громоздкость, сложность в организационном плане данной формы судопроизводства, ее финансовую затратность, нестабильность в принятии решений. В силу этих и других причин в последнее время во многих странах наблюдается тенденция сужения компетенции суда присяжных.

Следует отметить, что суд присяжных в его классической форме более характерен для стран англосаксонской системы права и не в полной мере совместим с существующим в Республике Беларусь (стране с континентальной правовой системой) уголовно-процессуальным правом.

При решении вопроса о целесообразности введения в национальное судопроизводство института присяжных заседателей необходимо учитывать, что действующая судебная система Беларуси, предусматривающая участие представителей народа в осуществлении уголовного правосудия (народных заседателей), в целом доказала свою эффективность в обеспечении защиты прав и законных интересов как обвиняемых, так и потерпевших.

Реализация идеи введения суда присяжных в нашей стране повлечет существенную перестройку уголовного процесса, дополнительное привлечение в судебную систему материальных ресурсов, усложнение судопроизводства, увеличение сроков рассмотрения дел в суде и др.

С учетом изложенного и результатов обсуждения Совет признал нецелесообразным введение института присяжных заседателей в судебную систему Республики Беларусь как существенно усложняющего национальное судопроизводство и несовместимого с основополагающими принципами уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь.

При этом принято решение о продолжении развития действующего в Республике Беларусь института народных заседателей путем повышения уровня их правовой подготовки, совершенствования порядка подбора кандидатов в народные заседатели и реального расширения представительства народа в осуществлении правосудия.

На заседании Совета также был рассмотрен вопрос о реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672 (далее – Концепция).

Концепцией предусмотрена существенная оптимизация применения мер уголовной ответственности на основе более гибкой политики в области назначения наказаний с учетом складывающейся криминогенной обстановки.

Практическая реализация мероприятий Концепции в течение почти трехлетнего срока позволила:

  • значительно расширить практику освобождения лиц, впервые совершивших нетяжкие преступления, от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, привлечением к административной ответственности, деятельным раскаянием, что создало дополнительные условия для возмещения причиненного преступлениями ущерба;
  • изменить подходы к назначению наказания за совершение преступлений против порядка осуществления экономической деятельности путем более широкого использования средств материального воздействия;
  • снизить уровень применения наказания в виде лишения свободы;
  • снизить уровень преступности, а также уменьшить численность лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и др.

Вместе с тем остается ряд вопросов, требующих дальнейшего разрешения. В частности, актуальны проблемы социальной реабилитации освобожденных от уголовной ответственности лиц, повышения эффективности исполнения наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, снижения рецидива преступлений и др.

Советом отмечено положительное влияние Концепции на формирование и развитие уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь и практическое применение предусматриваемых уголовно-правовых мер борьбы с преступностью.

Пресс-служба Конституционного Суда Республики Беларусь