/ / Общественно-политические и в области права
27.09.2013

Разработка новой редакции Закона о внешней трудовой миграции начнется в Беларуси в 2014 году

Разработка новой редакции Закона о внешней трудовой миграции начнется в Беларуси в 2014 году. Об этом сообщил на экспертно-медийном семинаре «Трудовая миграция в Союзном государстве: состояние и перспективы» заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Александр Татура.

Действующий Закон «О внешней трудовой миграции» регулирует отношения, связанные с трудоустройством за пределами нашей страны по трудовым договорам с иностранными нанимателями граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Беларуси, а также связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в республике по трудовым договорам с нанимателями иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Беларуси.

«Государственная политика Беларуси в сфере внешней трудовой миграции направлена на оптимизацию регулирования миграционных потоков, на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и на обеспечение безопасности иностранных граждан при трудоустройстве за границей», - сказал заместитель начальника Департамента.

Александр Татура отметил, что проводится мониторинг практики применения действующего Закона «О внешней трудовой миграции», будут выработаны предложения по ее совершенствованию. «Возможно, в новой редакции Закона появятся иные формы организации трудовых отношений между нанимателем республики и иностранными работниками (лизинг персонала, заемный труд и т.д.). Могут быть изменения в выдаче специальных разрешений на осуществление трудовой деятельности, на их продление и т.д. Возможны корректировки сроков рассмотрения и принятия решений по выдаче разрешений по различным категориям. Не исключено, что изменения коснутся высококвалифицированных специалистов, в том числе введения льготных условий для них. Возможно внесение положений о наших соотечественниках, которые захотят приехать в Беларусь, чтобы проявить деловую активность на территории нашего государства, - пояснил представитель МВД. - Эти и другие предложения будут серьезно обсуждаться на разных уровнях. Пока трудно сказать, какие из них будут поддержаны».

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Петр Грушник считает, что тема внешней трудовой миграции - тонкая, деликатная, а механизм ее регулирования довольно сложный, поэтому внесению любых изменений должен предшествовать глубинный анализ. «Главная задача государства состоит в том, чтобы создать условия для цивилизованных отношений между нанимателями и работниками», - подчеркнул он.

Заместитель начальника отдела нормативно-методического обеспечения Департамента по организации работы с иностранными гражданами Федеральной миграционной службы России Павел Дутов рассказал, в частности, о российском опыте привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС) как наиболее преференциальной части трудовых мигрантов. Критерием отнесения к ВКС служит уровень заработной платы (в зависимости от областей деятельности - не менее 700 тыс., 1 млн., 2 млн. российских рублей в год, а без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково»). Кроме того, в отношении ВКС не применяется механизм квотирования. Федеральным законом предусмотрена возможность совместного пребывания с ВКС членов его семьи.

В июне прошлого года утверждена Концепция миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на совершенствование системы привлечения временных трудовых мигрантов. Как сообщил на семинаре заместитель начальника отдела трудовой миграции Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты России Максим Зуйков, потребность в привлечении в Российскую Федерацию  иностранных работников в 2014 году оценивается в 1 млн. 631 тыс. 586 человек (в 2011, 2012 и 2013 годах она составляла ежегодно 1 млн. 745 тыс. 584 человека).

Семинар проведен по инициативе Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при поддержке Постоянного комитета Союзного государства. Его цель - обмен опытом межгосударственного регулирования трудовой миграции стран - участников Союзного государства. На семинаре обсуждены основные положения законодательства, регулирующие вопросы внешней трудовой миграции в России и Беларуси, практика реализации международных соглашений в сфере трудовой миграции, механизм определения потребности России в привлечении иностранных работников, состояние и использование трудовых ресурсов в Беларуси.

В работе семинара приняли участие представители министерств труда и социальной защиты России и Беларуси, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Федеральной миграционной службы России, других органов государственного управления, в компетенции которых находятся вопросы регулирования трудовой миграции, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома, средств массовой информации, а также ученые.

По сообщению БЕЛТА