/ / Общественно-политические и в области права
17.10.2013

Совет Федерации одобрил закон об утилизационном сборе с автомобилей

Верхняя палата российского Парламента (Совет Федерации) сегодня одобрила законопроект о введении с 1 января 2014 г. утилизационного сбора с российских автомобилей, в том числе помещенных в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны, а также ввозимых из Беларуси и Казахстана.

Данный документ 15 октября приняла Госдума России. Причем все три чтения были проведены в рекордный недельный срок. Эксперты сходятся во мнении, что такое ускоренное принятие закона связано с реальной для России угрозой судебного разбирательства в ВТО.

Новый закон устанавливает обязательство по уплате утилизационного сбора в России для всех участников рынка: как для российских автопроизводителей, так и для импортеров из третьих стран, а также для предприятий из стран Таможенного союза, поставляющих продукцию на российский рынок.

От уплаты утилизационного сбора освобождаются транспортные средства, ввозимые в качестве личного имущества переселенцами или беженцами. Аналогичная льгота предусмотрена для транспортных средств, ввозимых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями, пользующимися привилегиями и иммунитетами, а также их сотрудниками и членами семей сотрудников. Кроме того, утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет.

Утилизационный сбор начал действовать в России с 1 сентября 2012 г. Тогда платить новую пошлину обязали всех импортеров и производителей легковых и грузовых автомобилей. Сейчас базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. российских рублей, а для грузовиков - 150 тыс. российских рублей. Действующие на территории России отечественные и зарубежные компании, которые взяли на себя обязательство по последующей утилизации собственной продукции, были освобождены от уплаты сбора. В их числе оказались все крупнейшие российские автопроизводители: АвтоВАЗ, КамАЗ, «Группа ГАЗ» и Sollers.

Утилизационный сбор по существу стал механизмом компенсации снижения ввозных пошлин на импортные автомобили с 30 % до 25 %: на этот шаг российским властям пришлось пойти после вступления страны в ВТО. Тем не менее в ВТО оказались недовольны дискриминационным характером этого налога, что и привело к длительным спорам, в итоге приведшим к необходимости пересмотреть установленный порядок. В Европе сочли, что утилизационный сбор в его нынешнем виде предоставляет необоснованные преимущества компаниям, имеющим производство в России.

Поданная властями Евросоюза в июле 2013 года жалоба в суд ВТО вынудила российские власти пересмотреть свою позицию. 

По сообщению БЕЛТА