/ / Общественно-политические и в области права
05.11.2013

Принятие отдельного законодательного акта по вопросам обеспечения равенства полов в Беларуси преждевременно

В ближайшей перспективе принятие отдельного законодательного акта по вопросам обеспечения равенства полов в Беларуси преждевременно. Более целесообразной является корректировка актов законодательства, предусматривающих механизм реализации того или иного права в контексте обеспечения гендерного баланса. Такое мнение высказал заместитель начальника управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Николай Саванович на международном круглом столе «Развитие правового механизма гендерного равенства».

Республика Беларусь, ратифицировав Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, взяла на себя обязательства по ее соблюдению, в том числе по обеспечению реализации в законодательстве предусмотренных Конвенцией требований. В настоящее время проводится анализ национального законодательства по его соответствию требованиям Конвенции.

По словам Николая Савановича, принцип равенства прав и возможностей женщин и мужчин отражен в Конституции и получил дальнейшее развитие в национальном законодательстве. В нем отсутствуют нормы, дискриминационные по отношению к женщинам. Вместе с тем в большинстве нормативных правовых актов не выделяется запрет на дискриминацию в отношении женщин с использованием формулировок, аналогичных используемым в Конвенции. В нормативных правовых актах либо закрепляется принцип равенства участников правоотношений независимо от их пола, либо указывается на право граждан совершать определенные действия без увязки с их половой принадлежностью. Таким образом, большинство актов законодательства имеют гендерно-нейтральный характер.

В отдельных нормативных правовых актах предусматривается предоставление определенных гарантий или льгот женщинам. В подавляющем числе случаев такие льготы и гарантии направлены на обеспечение охраны материнства или учет биологических различий между мужчиной и женщиной. «Подобные нормы, несмотря на их гендерно-ассиметричный характер, не могут считаться дискриминацией, поскольку не предусматривают ослабления или сведения на нет прав человека и основных свобод», – подчеркнул Николай Саванович.

Благодаря принятым законодательным и организационным мерам (реализация избирательного права, участие в деятельности неправительственных организаций, предотвращение торговли женщинами, приобретение гражданства, доступ к правосудию, свобода выбора места жительства и др.), ситуация с обеспечением равенства прав и возможностей женщин и мужчин относительно благополучна. Вместе с тем в целом ряде областей наблюдается гендерный дисбаланс. Это такие сферы, как занятие ключевых должностей в органах исполнительной власти; прием на работу, равное вознаграждение за равный труд; участие в предпринимательской деятельности. Изменение ситуации в этих сферах вряд ли возможно путем механической корректировки законодательства, поскольку проблема равенства мужчин и женщин имеет комплексный характер. Сохраняются гендерные стереотипы по роли в обществе и предназначении мужчин и женщин. Ситуация осложняется отсутствием сознания в обществе, в том числе и со стороны женщин, значимости работы по обеспечению гендерного равенства.

Нередко высказывается идея о том, что принятие закона о государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчины и женщины могло бы оказать существенное влияние на уменьшение объемов гендерной дискриминации. Попытки разработать такой проект закона в Беларуси не увенчались успехом, подчеркнул Николай Саванович.

Международный круглый стол проводит Министерство труда и социальной защиты совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси. В нем принимают участие более 100 участников – представители госструктур, парламентарии, эксперты, представители международных организаций, научного сообщества. 

По сообщению БЕЛТА