/ / Общественно-политические и в области права
05.11.2013

«Забывчивый платит трижды» <em>(Вера Артеага, «Рэспубліка» от 5 ноября 2013 г.)</em>

Несоблюдение требований Указа № 313 обойдется нарушителю дорого.

Мусором со временем становится любой товар. Вопрос лишь в габаритах и сроке «жизни». Что потом? Кто должен взять на себя ответственность по его переработке или утилизации? Наверное, было бы логичным возложить эту функцию на производителя или поставщика товара. В Европе принцип расширенной ответственности производителя (РОП), который обязан изначально позаботиться о будущем выпускаемого товара, работает около 20 лет. В Беларуси – делает первые шаги. И пока, увы, констатирует и.о. директора государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич, отечественный производитель и поставщик товаров принимать в свою жизнь термин РОП не спешит.

– Мы не снимаем ответственности с себя – возможно, и мы где-то недоработали, но пока я могу констатировать: отечественные производители и поставщики на сотрудничество идут не слишком охотно. Что это: нежелание организаций работать на общее благо или недопонимание вопроса, нам предстоит выяснить. И мы эту работу ведем.

Конечно, нормативная база у нас сложная, и я допускаю, что многие организации не понимают, почему именно они обязаны выполнять эти требования. Если объяснить простым языком, принцип РОП распространяется на всех тех, кто произвел или ввез товар по кодам согласно приложению № 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Подчеркиваю, требования распространяются не только на производителей, но и на поставщиков товаров, упакованных в бумажную, стеклянную или пластмассовую тару.

– Как выросло число организаций, которые идут на сотрудничество, за год с момента вступления в силу названного документа?

– В октябре прошлого года на наш призыв откликнулось около 3 тысяч организаций. С тех пор цифра выросла почти вдвое. Но это все еще далеко не тот показатель, который мы прогнозируем. Сегодня в нашем реестре немногим более 6000 организаций.

Мы, конечно, не сидим сложа руки в надежде на сознательность поставщиков и производителей. Активно сотрудничаем с Государственным таможенным комитетом, который предоставляет данные таможенной статистики о ввозимых в страну товарах по кодам. Это серьезная помощь, но, к примеру, если организация ввозит конфеты в коробках, по данным статистики мы этого не видим.

Какой выход из ситуации? Прорабатываем на законодательном уровне возможность получения от Государственного таможенного комитета более подробной информации, чтобы в дальнейшем более полно охватить перечень поставщиков продукции в таре. Мы прекрасно понимаем, что напитки, обувь ввозятся в Беларусь в коробках. Но эти коды в Указе не прописаны, а значит, на сегодняшний день эти поставщики с нами почти не сотрудничают.

– За год действия Указа, наверное, назрели какие-то изменения, корректировки?

– Мы, в частности, планируем предусмотреть льготы для ряда организаций, если, скажем, они должны нам перечислить сумму меньшую, чем стоимость платежки.

Мы работаем над специальным знаком, свидетельствующим, что продукция или упаковка подлежит вторичной переработке, и который впоследствии можно было бы по такому же принципу, как это делается за рубежом, размещать. Чтобы потребитель знал, что этот знак обозначает, мы должны будем об этом рассказать, объяснить, почему, скажем, такой товар стоит немного дороже. А это потому, что производитель выполнил свои обязательства перед экологией. После того как маркировка получит статус обязательной, я думаю, она будет интересна производителю, поскольку сделает его продукцию более узнаваемой. Это будет дополнительным знаком качества товара.

– Как я понимаю, небольшое повышение цены, о котором вы говорите, как и во всем мире, будет означать, что я как потребитель плачу за последующую утилизацию товаров. Насколько заметным будет это повышение?

– Мы проанализировали, на сколько может вырасти стоимость, например, холодильника, учитывая, что его утилизация обойдется в 0,3 процента от его стоимости. По нашим подсчетам, цена товара может увеличиться на 12–15 тысяч рублей. Вы заметите эту сумму? Для сравнения: в Европе это 10–15 евро.

– Что ждет поставщика или производителя, который «забыл» внести плату оператору, не создав при этом собственную систему сбора отходов?

– Указом предусмотрены штрафные санкции. Сумма, которую требовалось внести, будет умножена на два — это штраф. Плюс вы все равно внесете плату. Таким образом, сумма возрастет втрое. Плюс пеня за просрочку внесения платежа (0,1 % за день). Для кого-то это, возможно, будет мелочь, а кто-то понесет серьезные финансовые затраты. К примеру, чтобы избавиться от «забытой» тонны пластмассовой тары, вывоз которой при ответственном подходе обошелся бы в 500 тысяч рублей, вы уже выплатите сумму около 1,5 миллиона. 

Вера Артеага, «Рэспубліка», № 208 (5869) от 5 ноября 2013 г.