/ / Общественно-политические и в области права
20.11.2013

В Минском областном исполнительном комитете будет проведен эксперимент по объединению юридических служб в единое управление юстиции

В Минском областном исполнительном комитете будет проведен эксперимент по объединению с 1 января 2014 г. юридических служб в единое управление юстиции. С таким предложением выступил 19 ноября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования деятельности судов и органов юстиции, сообщили в пресс-службе Главы государства.

В случае положительного результата этот опыт будет перенесен на все области страны.

«Вот посмотрите, что хуже не будет, наоборот, это придаст им значимость, – считает Глава государства. – Мы это в Минской области отработаем и через полгода введем во всех облисполкомах».

На совещании предлагалось усовершенствовать систему деятельности судебных исполнителей. Сегодня регулирование деятельности судебных исполнителей общих судов осуществляется Министерством юстиции, а служба судебных исполнителей хозяйственных судов полностью находится в ведении самих хозяйственных судов. При этом функции повседневного контроля за деятельностью судебных исполнителей закреплены за судьями. По словам Заместителя Главы Администрации Президента Валерия Мицкевича, в результате судьи выполняют несвойственные им функции, что создает дополнительную нагрузку на них и зачастую сводит соответствующий контроль до формального уровня.

Президенту предлагалось сформировать единую централизованную вертикаль исполнения, в которую войдут создаваемые при Министерстве юстиции Департамент принудительного исполнения и его территориальные органы, образуемые на базе передаваемых облисполкомами в подчинение Минюста главных управлений юстиции. При этом основная роль в обеспечении своевременности и качества исполнения судебных решений будет отводиться непосредственно судебному исполнителю, что повысит как уровень их собственной ответственности, так и уровень ответственности их руководителей, в том числе за подбор и расстановку кадров. За судами планируется сохранить процессуальный контроль за исполнением судебных решений и иных исполнительных документов путем разрешения жалоб на действия и бездействия судебного исполнителя, а отделение системы исполнения от судов сделает этот контроль еще более принципиальным. Кроме того, не будут передаваться судебным исполнителям и останутся в компетенции судов вопросы принятия наиболее строгих мер, существенно ограничивающих права должников, к примеру, такие, как право на выезд из Республики Беларусь, управление транспортными средствами и др.

По мнению рабочей группы, детально изучившей этот вопрос, передача Министерству юстиции главных управлений юстиции облисполкомов позволит оптимизировать их деятельность, а также без увеличения штатной численности работников государственного аппарата сформировать территориальные органы Департамента принудительного исполнения и осуществить их организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение. При этом за передаваемыми главными управлениями юстиции планируется сохранить все выполняемые ими в данное время функции и задачи, в частности, такие, как регистрация субъектов хозяйствования, правовая экспертиза актов местных органов, контроль за нотариатом, адвокатурой и загсами. Координация данной работы и ее сопровождение будут осуществляться Министерством юстиции. Одновременно с целью повышения мотивации должников на добровольное исполнение обязательств предлагается увеличить размер удержания с должников при принудительном исполнении по имущественным взысканиям с 5 % до 10 % от взысканных сумм, что соответствует уровню аналогичных удержаний в других странах постсоветского пространства.

Однако Александр Лукашенко выразил сомнение в необходимости передачи Министерству юстиции главных управлений юстиции облисполкомов. По его мнению, при облисполкомах необходимо сохранить эти структуры, при этом значительно их усилив и объединив с юридическими отделами управделами областных исполнительных комитетов. 

По сообщению БЕЛТА