/ / Общественно-политические и в области права
18.05.2013

17 мая 2013 года на очередном заседании второй сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели 12 вопросов

Парламентарии приняли в первом чтении 6 законопроектов.

Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (докладчик — Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щеткина М.А., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Богданович Л.Н.) предусмотрено внесение изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь по следующим направлениям:

  • реализация решений Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам дискриминации, выплаты выходного пособия работникам, работающим на основании контракта, прекращения трудового договора с государственными должностными лицами;
  • регулирование трудовых отношений в профессиональном спорте по вопросам заключения, расторжения трудовых договоров и сроков их действия; перевода спортсменов от одного нанимателя к другому;
  • регулирования труда женщин-спортсменов, а также спортсменов в возрасте до восемнадцати лет; работы спортсменов и тренеров по совместительству; установления дополнительных гарантий и компенсаций спортсменам и тренерам;
  • повышение гибкости трудового законодательства, в том числе с учетом положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
  • совершенствование норм Трудового кодекса Республики Беларусь с учетом практики их применения.

С докладами о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений» выступили Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Шорец А.В. и председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Пузыревский В.И.

Законопроект предусматривает корректировку ряда законов в связи со вступлением в силу Жилищного кодекса Республики Беларусь.

В Законе «О пенсионном обеспечении» корректируются нормы, регулирующие отношения по оформлению (удостоверению) доверенности на получение пенсии, в том числе организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда. Так как порядок оформления (удостоверения) доверенности предусмотрен Гражданским кодексом Республики Беларусь, то часть вторую статьи 87 Закона «О пенсионном обеспечении» предлагается изложить в виде бланкетной нормы, отсылающей к пункту 3 и части первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Законопроектом предусматривается приведение части второй статьи 9 Закона «О воинской обязанности и воинской службе» в соответствие с терминологией Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Проектом Закона предлагается приведение положений Закона «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» в соответствие с терминологией Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также предусматривается обеспечение соответствия абзаца третьего части третьей статьи 78 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь терминологии Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, законопроект предусматривает внесение поправок в Закон «О государственных минимальных социальных стандартах» в части наименования организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, а также определения платы за жилищно-коммунальные услуги и в Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части приведения его терминологии в соответствие с терминологией Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» был представлен первым заместителем Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Демидовым Л.В. (содокладчик –– член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Верес В.И.).

Документ представляет собой новую редакцию Закона «О патентах на сорта растений». Он разработан с учетом накопленного опыта правового регулирования отношений в сфере охраны новых сортов растений в целях устранения устаревших норм, пробелов и противоречий, уточнения отдельных положений, а также гармонизации национального законодательства с законодательствами основных геополитических и экономических партнеров Республики Беларусь, в том числе в рамках Единого экономического пространства.

Законопроектом, в частности, конкретизируются нормы, касающиеся определения объемов правовой охраны, предоставляемой патентом, осуществления экспертизы заявки на выдачу патента на сорт растения, использования сорта растения.

Проект Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» представил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Шпилевский А.Ф. Содокладчиком по законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Бусько В.Л.

Законопроект разработан в целях реализации международных обязательств Республики Беларусь, принятых в рамках Таможенного союза. Он содержит основные положения о таможенном регулировании в Республике Беларусь, определяет систему таможенных органов, их основные функции и права, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также гарантии надлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей. Законопроектом регулируются вопросы начисления, уплаты и взыскания таможенных платежей, проведения таможенного контроля, таможенных операций, применения таможенных процедур, а также учитываются особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Кроме того, в проекте Закона устанавливаются гарантии соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности, предусматривающие возможность обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в таможенные органы и (или) в суд.

В заключительных положениях проекта содержится признание утратившим силу Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Принятие законопроекта позволит значительно сократить количество документов, необходимых для регистрации таможенных деклараций, а также создать прозрачные и благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и выпуске товаров.

О проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» депутатам доложил первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Демидович В.Н. Содокладчиком по законопроекту выступила член Постоянной комиссии по законодательству Гуйвик Н.В.

Документ направлен на совершенствование норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения, требований времени (использование в хозяйственном судопроизводстве электронного документооборота и ІТ-технологий) и развития действующего законодательства, которым предусматриваются новые формы обращения в хозяйственные суды. При подготовке проекта применен пакетный принцип, что повлекло за собой изменение не только названия, но и содержания законопроекта. В частности, законопроектом вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

В первом чтении также был принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства». Его представили директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. и заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Черевач В.О.

Законопроект направлен на повышение эффективности исполнительного производства по гражданским делам, в том числе в части реализации задач, определенных в Послании о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 года № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов», а также приведение отдельных положений Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в соответствие с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.

Проектом Закона предлагается предоставить судебным исполнителям возможность получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ к таким системам в установленном порядке. Кроме того, изменяется очередность удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам. Так, требования граждан по возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также морального вреда будут удовлетворяться во вторую очередь. В настоящее время эти требования подлежат удовлетворению в четвертую и пятую очередь.

В целях оптимизации исполнительного производства, обеспечения более полного и оперативного исполнения исполнительных документов законопроектом предусматривается также наделение исполнительным правом:

  • обращения в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества –– в случае уклонения должника от государственной регистрации;
  • доступа на земельный участок, в жилое и иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, в том числе принудительного вскрытия помещений и ареста находящегося в них имущества, –– без согласия должника, на основании определения суда;
  • объявления розыска должника –– при неизвестности его места жительства (места пребывания) или места нахождения;
  • совершения исполнительных действий по установлению и обращению взысканий на денежные средства и имущество, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, а также по установлению иного имущества должника на всей территории Республики Беларусь;
  • обращения в суд с представлением о выдаче дубликата исполнительного документа в случае его утраты.

Законопроектом также закрепляются обязанности сторон в исполнительном производстве, предусматривающие уточнение видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, корректировку Гражданского процессуального кодекса по вопросам, касающимся взыскания с должника денежных средств при принудительном исполнении исполнительного документа, размера удержаний из заработной платы должника и приравненных к ней доходов, а также по другим вопросам совершенствования гражданского судопроизводства.

Во исполнение предписаний Закона «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» законопроектом определяется порядок рассмотрения и разрешения жалоб граждан на вынесенное в отношении их предупреждение о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий и граждан, находящихся в лечебно-трудовом профилактории, на применение к ним мер взыскания.

В ходе заседания парламентарии приняли во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Законопроект представил заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Ярошевич А.Н.

Положения законопроекта направлены на приведение норм действующего Закона в соответствие с законодательством Таможенного союза и международными договорами Республики Беларусь, а также с национальными законодательными актами, принятыми после его вступления в силу.

Законопроектом предлагается в состав пищевых спиртовых полуфабрикатов включить коньяк и виски наливом и иные пищевые спиртовые полуфабрикаты. Индивидуальным предпринимателям предоставляется право осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив. Также предусматривается, что производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта вправе осуществлять только юридические лица Республики Беларусь, а оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, помимо юридических лиц Республики Беларусь, вправе осуществлять также иностранные организации.

В целях приведения в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 года № 284 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» уточнено положение абзаца пятого пункта 4 статьи 24 редакции проекта Закона, касающееся оптовой продажи этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим такой спирт при осуществлении деятельности, если это предусмотрено нормативно-технической и технологической документацией.

Законопроектом устанавливается запрет на производство из спиртосодержащего сырья импортного производства всей производимой в Беларуси алкогольной продукции, а не только плодовых вин, как установлено в действующем Законе.

В целях создания здоровой конкурентной среды, равных условий для всех субъектов хозяйствования, а также привлечения частного бизнеса в организацию торгового обслуживания сельской местности предлагается разрешить розничную торговлю алкогольными напитками в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, при условии соблюдения согласованного с местным исполнительным и распорядительным органом ассортиментного перечня для автомагазина и наличия у его владельца стационарного торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля алкогольными напитками. Кроме того, разрешается розничная торговля алкогольными напитками в розлив в специализированных магазинах или изолированных специализированных отделах магазинов по торговле алкогольными напитками при реализации из бочонков кег вин натуральных без потребления на месте (на вынос).

Законопроект также содержит положения, запрещающие розничную торговлю алкогольными напитками в торговых объектах, представляющих собой часть неизолированной торговой площади магазина (павильона), а также розничную торговлю алкогольными напитками по образцам (по почте, каталогам, с использованием средств массовой информации) вне торгового объекта. Законопроект предлагается дополнить положением, устанавливающим запрет на оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам.

Принятие законопроекта позволит оперативно и эффективно решать проблемы, возникающие на практике в связи с интенсивным развитием гражданского оборота, в том числе в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

В первом и втором чтении принят проект Закона «О признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «Об утверждении границ Государственного биологического заказника «Тырвовичи» (докладчик –– Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Цалко В.Г., содокладчик –– член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Шостак П.Н.).

Проект Закона подготовлен в целях реализации пункта 17 мероприятий (заданий) Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008 –– 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 года № 146, которым в том числе предусмотрена подготовка представлений по преобразованию (изменению режима охраны и использования) заказников республиканского значения, в том числе и биологического заказника республиканского значения «Тырвовичи».

Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года, преобразование заказника республиканского значения осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь (в случае, если изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей не требуется).

В связи с тем, что границы Государственного биологического заказника «Тырвовичи» были утверждены постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 23 ноября 1994 года «Об утверждении границ Государственного биологического заказника «Тырвовичи», проектом Закона предлагается признать утратившим силу названное постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

Депутаты также приняли 3 законопроекта о ратификации международных договоров Республики Беларусь.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области высшего и послевузовского (последипломного) образования» доклад сделал Министр образования Республики Беларусь Маскевич С.А. Содокладчиком по законопроекту выступил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Пальчик Г.В.

Соглашение было подписано 3 октября 2012 года в г. Киеве и призвано содействовать установлению прямых связей между учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования, Беларуси и высшими учебными заведениями Украины, а также ежегодному обмену студентами, аспирантами, докторантами, научно-педагогическими и научными работниками. Оно определяет максимальное количество обучающихся, научно-педагогических и научных работников с каждой стороны для обучения и стажировок в государстве другой стороны (10 человек) в каждом учебном году, а также максимальную продолжительность обучения граждан в учреждениях высшего образования государства другой стороны путем обмена на взаимной основе обучающимися (до 10 месяцев) и для стажировок научно-педагогических и научных работников (не менее 1 месяца) в каждом учебном году. Устанавливается, что стороны ежегодно принимают на полный курс обучения в учреждения высшего образования 10 человек, которые являются гражданами и (или) проживают на территории другой стороны.

Законопроект «О ратификации Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31 марта 2009 года» был представлен первым заместителем Министра иностранных дел Республики Беларусь Михневичем А.Ю. и заместителем председателя Постоянной комиссии по международным делам Бусько В.Л.

Протокол подписан 15 июня 2011 года в г. Минске в целях унификации торгового режима государств –– участников Таможенного союза с Республикой Сербия. Протоколом предусматривается внесение изменений в тексты приложений А и Б к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31 марта 2009 года. Приложение А содержит перечень товаров, подпадающих под изъятие из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию Республики Сербия из Республики Беларусь, перечень товаров, подпадающих под изъятие из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Республики Сербия, а также перечень товаров, в отношении которых применяется вывозная таможенная пошлина при вывозе с таможенной территории Республики Беларусь в Республику Сербия. Приложение Б содержит Протокол об определении страны происхождения товаров и методах административного сотрудничества.

Проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года» (докладчик –– Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Шпилевский А.Ф., содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Бусько В.Л.).

Протокол подписан 28 сентября 2012 года в г. Ялте в целях совершенствования порядка определения страны происхождения отдельных категорий товаров. Протоколом вносятся изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

Парламентарии приняли проект Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О Декрете Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 4 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 4» (докладчик –– председатель Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром» Забелло А.Л., содокладчик –– председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Пузыревский В.И.).

Декрет вносит изменение в пункт 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 года № 4 «О государственном регулировании импорта табачного сырья и табачных изделий и внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 28» в целях приведения наименования открытого акционерного общества «Гродненская табачная фабрика «Неман» в соответствие с его учредительными документами.

Депутаты приняли решение о проведении 31 мая 2013 года совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.