/ / Общественно-политические и в области права
14.03.2013

Первый проект «не пошел» <em>(Леонид Юнчик, «РЭСПУБЛIКА», № 47 (5708) , 14 марта 2013)</em>

Начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Беларуси Михаил ХИЛЬПервый проект «не пошел», но законодательное усовершенствование саморегулируемых организаций необходимо не только для бизнес-сообщества

На сегодняшний день в нашей стране механизм регулирования определенных сфер предпринимательской деятельности посредством создания негосударственной организации фактически не развит. Можно констатировать, что лишь адвокатская деятельность имеет отдельные признаки саморегулирования. Но это только единичный пример. При этом мировой опыт показывает, что от использования саморегулирования получают неоспоримые преимущества как государство, так и бизнес. Данные преимущества могут быть востребованы и реализованы в национальной правовой системе. Во многом от того, как глубоко будет проработана концепция, насколько полно в ней будут содержаться ответы на накопленные вопросы, зависит дальнейшая судьба проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», подготовку концепции которого осуществляет в текущем году Министерство юстиции. Поэтому не случайно собеседником корреспондента «Р» стал начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Беларуси Михаил ХИЛЬ (на снимке).

— Прежде всего, Михаил Алексеевич, читателю, думается, нужно пояснить, что собой представляет саморегулирование?

— Смысл саморегулирования заключается в том, что субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в специально создаваемые некоммерческие организации. Создание такой организации осуществляется на основе членства в ней на условиях и в порядке, установленных законом. При этом саморегулируемой организацией вырабатываются стандарты и правила деятельности, обязательные для всех ее членов. В свою очередь на законодательном уровне должны быть определены сферы деятельности, в которых допускается создание саморегулируемых организаций.

— Какие шаги по введению института саморегулирования уже сделаны?

— Как известно, в последнее время в стране проводится политика, направленная на упрощение ведения предпринимательской деятельности. В этой связи в конце 2010 года была издана Директива Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Пункт 47 мероприятий по ее реализации предусматривал введение в нашей стране регулирования в этой сфере путем создания и деятельности саморегулируемых организаций.

В целях реализации этого пункта мероприятий в 2011 году созданной при Министерстве юстиции рабочей группой подготовлена первоначальная редакция проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях». В работу были вовлечены представители различных государственных органов. Поскольку законопроект напрямую затрагивал интересы бизнеса, в рабочей группе были широко представлены предпринимательские союзы и ассоциации. Но так сложилось, что проект «не пошел». Ситуацию не спас предложенный со стороны предпринимательских структур альтернативный вариант документа. Не давалось ответов на главные вопросы: в каких сферах возможно введение саморегулирования и каков правовой механизм его реализации?

— Если проект признан несостоявшимся, то дальнейшая работа по нему не проводится?

— Дальнейшая судьба отдельно взятого законопроекта, который «забуксовал» на той или иной стадии законодательного процесса, зависит от многих факторов. Как правило, по таким проектам проводятся дополнительные исследования, изучается мнение заинтересованных, привлекаются ученые, специализирующиеся в соответствующей области права, анализируется имеющийся зарубежный опыт правового регулирования. Цель такой работы сводится к одному: найти ответы на вопросы, которые стали тормозом на пути создания полноценного документа, применяемого на практике.

— После ваших разъяснений картина в целом стала понятной. Возникает вопрос в продолжение услышанного: каковы перспективы института саморегулируемых организаций?

— В связи с актуальностью рассматриваемой темы, сохранением к ней интереса со стороны бизнес-сообщества на государственном уровне принято решение о целесообразности подготовки концепции соответствующего законопроекта. Данное решение содержится в Указе Президента от 3 января 2013 г. № 1 и предусмотрено пунктом 34 плана подготовки законопроектов на нынешний год, утвержденного данным указом.

— Чем продиктован выбор такой формы документа, как концепция?

— В ряде случаев нормотворческий орган вынужден прибегать к подготовке именно концепции. Этот документ имеет принципиальные отличия от проекта закона, начиная с процедурных моментов и заканчивая содержательным наполнением. В частности, концепция должна содержать анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта, обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, иметь предварительную структуру законопроекта, содержать прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий его принятия. При этом подготовленный вариант концепции должен быть согласован с заинтересованными органами и организациями, а на последней стадии — с главой государства. Если результат подготовленной концепции удовлетворит интересы всех заинтересованных, то в последующем можно говорить о написании на ее основе соответствующего законопроекта.

— Какие конкретные вопросы необходимо разрешить в концепции Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях»?

— Прежде всего следует решить либо найти возможные пути решения тех вопросов, с которыми столкнулись разработчики при подготовке законопроекта. В частности, следует определить сферы, в которых возможно создание саморегулируемых организаций, порядок присвоения статуса такой организации, минимальное количество ее членов. Немаловажным остается вопрос и о целесообразности наделения саморегулируемых организаций функциями по контролю и надзору за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, а также об объеме передаваемых в этой связи полномочий.

Здесь нам может помочь опыт других стран. В западноевропейских странах имеется многовековой опыт саморегулирования, основанный на цеховых объединениях и объединениях людей свободных профессий. В этой связи подобные модели правового регулирования вряд ли возможно адаптировать к современным экономическим реалиям. Но речь не идет о том, что такой опыт вовсе не интересен. Отдельные элементы при условии их востребованности вполне могут быть применимы при создании национальной правовой модели. Куда больший интерес представляет создание и деятельность саморегурируемых организаций на территории государств, в которых подобные системы появились сравнительно недавно, но при этом сумели зарекомендовать себя с положительной стороны. Прежде всего следует обратить внимание на накопленный опыт в странах — партнерах по Таможенному союзу и ЕЭП. Так, в Российской Федерации действует специальный закон, в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Имеется наработанная практика применения его положений, которая выявила в том числе недостатки и недоработки, которые также следует учитывать в ходе подготовки концепции. Есть еще один важный документ, на который следует опираться при формировании положений концепции. Это Модельный закон от 31 октября 2007 года «О саморегулируемых организациях», принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ. Ценность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя обобщенный опыт создания саморегулируемых организаций на территории государств — участников СНГ.

— Могут ли чем-то помочь в разрешении очерченных вами, Михаил Алексеевич, проблем читатели нашей газеты?

— Хотелось бы, чтобы все граждане, в том числе и читатели «Р», принимали активное участие в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов, по которым впоследствии живет вся страна. К слову, чтобы привлечь внимание к проекту концепции со стороны негосударственного сектора, мы стараемся принимать участие в различных семинарах и конференциях, на которых рассматриваются данные вопросы предпринимательскими объединениями, представителями субъектов хозяйствования. Нам важно, чтобы при подготовке проекта любого нормативного правового акта была обратная связь, объективно указывающая на возможные недостатки. Одним из таких мероприятий, проводимых в ближайшее время, будет IV практическая конференция, посвященная актуальным аспектам применения законодательства нашей страны при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности. Данное мероприятие состоится 20 марта текущего года. Оно проводится Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с ООО «Юр-Спектр». В работе конференции планируется выступление представителя Министерства юстиции с изложением основных подходов концепции проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях». Естественно, предполагаем, что оно вызовет активное обсуждение.

Леонид Юнчик, «РЭСПУБЛIКА», № 47 (5708) , 14 марта 2013
Фото: Валерий Харченко