/ / Общественно-политические и в области права
20.06.2013

В Казахстане на законодательном уровне будет введен национальный превентивный механизм

В Казахстане на законодательном уровне будет введен Национальный превентивный механизм.

Об этом сказал Министр юстиции Республики Казахстан Берик Имашев, представляя в Сенате Парламента Республики Казахстан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

По его словам, основанием для разработки законопроекта является исполнение Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 26 июня 2008 г.

Для Казахстана Протокол вступил в силу 22 октября 2008 г. Однако 8 февраля 2010 г. Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций  было депонировано Заявление Казахстана об отсрочке исполнения обязательства по созданию национального превентивного механизма (НПМ).

Суть НПМ состоит в создании системы независимых от государства регулярных посещений мест содержания лишенных свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Новизна разработанного законопроекта заключается в том, что на законодательном уровне вводится НПМ в лице Уполномоченного по правам человека и представителей гражданского общества.

Сегодня по закону места содержания под арестом лишенных свободы лиц могут посещать только представители общественных наблюдательных комиссий (ОНК). В законопроекте наряду с общественными наблюдательными комиссиями такие места будут посещать также члены общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи. При этом их отбор в качестве участников НПМ будет производиться специальной комиссией при Уполномоченном по правам человека.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

Кроме того, вносятся поправки в четыре Закона: «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества»;  «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»; 3) «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»; 4) «О правах ребенка в Республике Казахстан».

В качестве мест регулярных посещений законопроект определяет исправительные учреждения и следственные изоляторы, организации для принудительного лечения, специальные учреждения временной изоляции от общества, центры адапатации несовершеннолетних и организации образования с особым режимом содержания.

Законопроект четко определяет роль и задачи Уполномоченного по правам человека как координатора НПМ. Он должен будет утвердить правила отбора участников НПМ, правила подготовки ежегодного консолидированого доклада по итогам превентивных посещений, методические рекомендации для участников по превентивным посещениям

При нем будет действовать Координационный совет участников НПМ, который будет определять сроки и перечень учреждений для посещения участниками НПМ в пределах выделенных бюджетных средств.

Превентивные посещения участников НПМ делятся на:

1) периодические, проводимые не реже одного раза в четыре года;

2) промежуточные, проводимые в период между периодическими превентивными посещениями с целью мониторинга реализации рекомендаций НПМ по итогам последнего регулярного посещения;

3) специальные, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В случае неправомерных действий участников НПМ руководитель администрации учреждения будет информировать Уполномоченного по правам человека. По результатам каждого превентивного посещения составляется письменный отчет. На основе таких отчетов Координационный совет будет готовить ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма, в который включаются:

- рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий содержания и предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

- предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.

Ежегодный консолидированный доклад участников НПМ направляется для рассмотрения уполномоченным государственным органам и размещается на интернет-ресурсе Уполномоченного по правам человека. Уполномоченные государственные органы в течение трех месяцев со дня получения доклада в письменной форме информируют Уполномоченного по правам человека о принятых мерах.

«Важно здесь сказать, что законопроектом права участников НПМ прямо закрепляются на законодательном уровне. Это является гарантией независимости их деятельности от государственных органов. В то же время четко указываются и их обязанности и обязанности государственных органов по взаимодействию с участниками НПМ. Вводится административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц за воспрепятствование должностными лицами деятельности участников НПМ, а также для самих участников НПМ - за разглашение сведений о частной жизни лиц, с которыми они беседовали, за исключением случаев, когда эти сведения содержат признаки уголовного деяния», - сказал Министр.

Также вводится государственная финансовая поддержка национального превентивного механизма. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Факультативного протокола государства-участники обязаны предоставлять необходимые ресурсы для его функционирования. В этой связи на реализацию законопроекта в принятом Парламентом страны Законе «О республиканском бюджете на 2013–2015 годы» предусмотрена сумма в размере 200 млн. тенге.

В целях обеспечения прозрачности и целевого использования выделенных финансовых средств порядок финансирования будет определяться Правительством. К ежегодному консолидированному докладу участников НПМ должен прилагаться финансовый отчет по превентивным посещениям за прошедший год.

«Несмотря на то, что Концепция законопроекта не касается задач и функций Министерства юстиции, мы осуществляли его разработку и сопровождение в Правительстве и в Парламенте. Этот шаг был сделан в поддержку Уполномоченного по правам человека с учетом небольшого штата его аппарата (Национальный центр по правам человека - 14 чел.).

Вместе с тем при рассмотрении законопроекта в Мажилисе Парламента депутатами внесены поправки, наделяющие Омбудсмен дополнительными функциями по организации и координации деятельности национального превентивного механизма. Одновременно депутатами рекомендовано с целью обеспечения независимости превентивного механизма от государственных органов вопросы финансирования национального превентивного механизма закрепить непосредственно за Уполномоченным по правам человека, а не за Министерством юстиции. В целом всю работу по реализации НПМ как координатор НПМ должен вести сам Уполномоченный по правам человека. Законопроект предусматривает более усовершенствованный механизм общественного мониторинга мест содержания под стражей. Он еще раз подтверждает открытость государства для общественного контроля и готовность к добросовестному исполнению международных обязательств», - подытожил Министр.

По сообщению zakon.kz