/ / Общественно-политические и в области права
23.07.2013

Комментарий к Закону Республики Беларусь 18 июля 2013 г. № 36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищево

С 30 декабря 2013 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 18 июня 2013 г. № 36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 36-З). Закон № 36-З направлен на совершенствование правовых норм в сфере производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, а также приведение национального законодательства в соответствие с международными договорами.

Законом № 36-З вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 429-З), который является основным законодательным актом, устанавливающим меры государственного регулирования в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также к иным отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

Закон № 429-З приводится в соответствие с законодательными актами о лицензировании,  ценообразовании, об осуществлении административных процедур, исключительном праве государства на импорт алкогольной продукции, а также с законодательством Таможенного союза. Законом № 36-З уточняется круг субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по производству и обороту алкогольной и иной спиртосодержащей продукции. Вводится запрет на производство алкогольной продукции из этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства. В целях содействия экспорту алкогольной продукции квотирование объемов производства продукции будет осуществляться только для поставки на внутренний рынок. Cовершенствуются административные процедуры рассмотрения заявлений о выдаче нарядов на отпуск спирта. Для улучшения транзитной привлекательности республики предусматривается отмена обязательного сопровождения алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, перемещаемой по таможенной процедуре таможенного транзита. Также отменяется требование по обязательному сопровождению и маркировке сопроводительных документов контрольными знаками при ввозе и вывозе образцов и экспонатов на выставки (ярмарки), для проведения сертификационных испытаний, для проведения оценки качества и органолептических показателей планируемой к поставке алкогольной продукции. В связи с обоснованными обращениями субъектов законопроектом устанавливается возможность осуществления зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты за отгруженные алкогольные напитки организациям розничной торговли.

Ряд изменений предусмотрен и в сфере розничной торговли. Разрешается розничная торговля алкогольными напитками в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, в любых (не только продовольственных, как ранее) магазинах с входом для покупателей, расположенных на автозаправочных станциях, а также в санаториях для взрослых – в специально предусмотренных для этого помещениях. Вместе с тем запрещается розничная торговля алкогольными напитками по образцам вне торгового объекта, а также оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам. Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом принимать решения об ограничении на территории соответствующей административно-территориальной единицы времени продажи алкогольных напитков в дни проведения выпускных вечеров, мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику пьянства и алкоголизма.

С учетом проводимой в стране либерализации совершенствуется порядок декларирования объемов производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.

Практическое применение предусмотренных Законом № 36-З норм позволит и в дальнейшем обеспечить надлежащий государственный контроль за производством и оборотом алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.

Более подробный комментарий к Закону № 36-З можно прочитать в ведомственном журнале «Налоги Беларуси».