/ / Общественно-политические и в области права
29.01.2013

О совершенствовании государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

В 2009 году Республикой Беларусь был сделан значительный шаг в сторону упрощения условий вхождения в бизнес. Принятое решение о переходе к заявительному принципу государственной регистрации было поддержано и позитивно воспринято общественностью и положительно оценено международными экспертами.

Так, в настоящее время в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2013» Республика Беларусь занимает 9 место по показателю «Регистрация предприятия». Это является достаточно высоким уровнем для государства в рейтинге стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса и свидетельствует об открытости государства к развитию бизнеса и привлечению иностранных инвесторов.

Тем не менее, дальнейшее совершенствование процесса государственной регистрации субъектов хозяйствования, снятие бюрократических барьеров и препятствий к началу ведения бизнеса остается одной из основных задач государства по либерализации условий экономической деятельности, и в нынешнем году результатом такой работы явилось принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. №2, отдельные нормы которого можно назвать прорывом в сфере государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Так, в частности, в целях сокращения количества процедур и, соответственно, времени, затрачиваемого в процессе создания компании, Декрет предусматривает снятие обязанности с собственника имущества, учредителей (участников) создаваемой коммерческой организации по формированию уставного фонда до подачи в регистрирующий орган документов для государственной регистрации. Заявленный уставный фонд коммерческих организаций (кроме организаций с иностранными инвестициями) должен быть сформирован в течение года со дня их государственной регистрации. В случае его неформирования коммерческие организации обязаны будут в двухмесячный срок внести изменения в свои учредительные документы, связанные с уменьшением размера уставного фонда до фактически сформированного размера.

С учетом опыта иностранных государств в сфере государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования Декретом ограничиваются права собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен, на обращение за государственной регистрацией нового субъекта хозяйствования на территории Республики Беларусь.

Декретом также установлено, что наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия, имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности.

В этой связи, согласно Декрету, унитарные предприятия, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц и наименования (фирменные наименования) которых содержат указание на форму собственности, обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее одного года с даты вступления в силу Декрета, внести в них изменения с учетом вышеуказанного требования.

Помимо этого, Декрет устанавливает право кредитора, задолженность перед которым не погашена и интересы которого нарушены при ликвидации субъекта хозяйствования, на обращение в хозяйственный суд с иском о ликвидации. Это обеспечит защиту интересов кредиторов путем проведения ликвидации под контролем хозяйственного суда на основании вынесенного судом решения о ликвидации субъекта хозяйствования.

Для исключения необоснованного затягивания процедуры ликвидации Декретом установлен максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности) - 9 месяцев с момента принятия решения о ликвидации, с правом продления его до 12 месяцев.

Для ограничения злоупотреблений со стороны собственников имущества (учредителей, участников), руководителя юридического лица при выполнении обязанностей председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) Декрет предусматривает норму о том, что при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не могут быть назначены указанные лица.

Декрет также не забывает о наиболее социально незащищенных группах кредиторов (обращающихся по требованиям вследствие причинения вреда жизни или здоровью либо по расчетам по оплате труда).

Так, в целях обеспечения дополнительной защиты их прав при ликвидации субъекта хозяйствования Декретом на ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность по самостоятельному установлению размера требований на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами, внесению их в реестр требований кредиторов (вне зависимости от предъявления требований указанными кредиторами).

Кроме того Декретом изменяется порядок размещения сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. В частности, закрепляется, что такие сведения размещаются в полном объеме в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием указанных сведений в очередном приложении к указанному журналу. При этом исходной точкой отсчета минимального двухмесячного срока для заявления кредиторами своих требований будет являться дата размещения сведений в сети Интернет.

Указанный порядок позволит в полной мере обеспечить интересы потенциальных кредиторов.