/ / Общественно-политические и в области права
21.08.2013

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.08.2013 № 700/14 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республик

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.08.2013 № 700/14 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 700/14) принято в целях повышения наполняемости бюджета и сокращения в экономике неучтенных доходов путем внедрения новых подходов к контролю за выручкой в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Данный подход будет реализован с использованием технологии организации дистанционного контроля за выручкой, проводимой через кассовое оборудование, путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных, где получаемая информация будет накапливаться, храниться и обрабатываться. Внедряемая в Республике Беларусь система контроля кассового оборудования (далее – СККО) позволит оперативно выявлять скрывающих выручку субъектов предпринимательской деятельности и адресно в отношении них проводить контрольные мероприятия. Одновременно СККО позволит предоставить программные сервисы, обеспечивающие анализ структуры и размеров выручки, самим субъектам хозяйствования.

Положительный опыт использования такой технологии получен на примере внедренной в Республике Беларусь с 1 июля 2012 г. системы контроля торговых автоматов. В республике объективно назрела необходимость применения аналогичного подхода к организации контроля за выручкой в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг через создание СККО. СККО будет использоваться для учета и регистрации кассового оборудования, учета его состояния, учета субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование, получения, фиксирования и обработки информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании. Для подключения к СККО к кассовому оборудованию, используемому на территории Республики Беларусь, должно быть подключено специальное устройство «средство контроля налоговых органов» (далее – СКНО).

Основную часть используемого сегодня субъектами хозяйствования кассового оборудования предполагается сохранить путем доработки программного обеспечения такого оборудования для работы совместно с СККО.

Постановлением № 700/14 установлена поэтапность подключения кассового оборудования к СККО с учетом функциональности кассового оборудования и сферы его применения. Предусмотренные в постановлении № 700/14 сроки перехода на использование кассового оборудования с установленным СКНО позволяют обеспечить подключение к СККО в первую очередь наиболее функционального и требующего минимальной доработки для подключения СКНО кассового оборудования, такого как активные системные кассовые суммирующие аппараты, в том числе POS-терминалы и POS-системы, которое используется главным образом в крупных торговых объектах (гипер- и супермаркетах и др.), а также на автозаправочных станциях.

Во вторую очередь предусмотрена установка СКНО в кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении такого высокодоходного вида деятельности как перевозка пассажиров автомобилями-такси, что позволит повысить эффективность контроля со стороны государства за ее осуществлением.

Кассовое оборудование наиболее простое по функциональным характеристикам, используемое в основном мелкими организациями и индивидуальными предпринимателями, планируется к подключению к СККО в последнюю очередь.

Распределение этого процесса во времени позволит обеспечить установку СКНО в кассовое оборудование в плановом режиме, последовательно по мере готовности системы и кассового оборудования к этой работе, с наиболее оптимальными финансовыми и трудовыми издержками для субъектов хозяйствования. Создание СККО, предусматривающей установку в кассовое оборудование СКНО, позволит упростить ряд требований в отношении порядка использования кассового оборудования, а именно отменить действие норм:

- по замене кассового оборудования, зарегистрированного в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты его первой регистрации;

- ведению книги кассира;

- формированию контрольной ленты.

Это позволит сократить расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования, отказаться от морально устаревших инструментов защиты и контроля информации, таких как печать и хранение контрольных лент, ведение книги кассира.

Постановлением № 700/14 вводятся нормы, предусматривающие, что юридические лица при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса с 1 декабря 2013 г. должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь для участия в азартных играх с применением специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее – СККС). Функционирование СККС будет осуществляться в соответствии с законодательством. Постановлением № 700/14 также расширяется перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковский платежных карточек, определенный в приложении 1 к Положению № 924/16, всеми игорными заведениями.

Введение постановлением № 700/14 нормы об обеспечении приема платежными терминалами в том числе банковских платежных карточек международных платежных систем VISA и MasterCard, внутренней платежной системы БЕЛКАРТ, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, связано с необходимостью обеспечения принятия к оплате в организациях торговли и сферы услуг банковских платежных карточек всех платежных систем, выданных их держателям в рамках «зарплатных» проектов.

Принимая во внимание, что с 16.06.2013 прием наличных денежных средств при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место осуществляется с использованием кассового оборудования и данный вид деятельности носит разъездной характер, в том числе предусматривающий передвижение на общественном транспорте и использование автономных портативных кассовых суммирующих аппаратов, имеющих небольшие размеры, постановлением № 700/14 предусмотрена норма, исключающая требование о наличии в месте использования кассового оборудования книги кассира при осуществлении указанного вида торговли. В данном случае книга кассира должна будет заполняться в начале рабочего дня и по окончании рабочего дня на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов в любом удобном для кассира месте, например, в торговом объекте или офисе субъекта хозяйствования, осуществляющего указанный вид деятельности.

Постановлением № 700/14 вводится норма об обеспечении наличия эксплуатационной документации на кассовое оборудование в месте установки кассового оборудования. Данное изменение позволит центрам технического обслуживания и ремонта кассового оборудования оперативно регистрировать в эксплуатационной документации (паспорте (формуляре)) характер неисправностей кассового оборудования, устраненных при выполнении ремонта, выполнение работ по периодическому техническому обслуживанию, а также сведения об установленных средствах контроля. Кроме того, при проведении проверок соблюдения субъектами хозяйствования порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и использования кассового оборудования также будет обеспечено оперативное предоставление работникам контролирующих органов эксплуатационной документации на кассовое оборудование для проверки факта регистрации кассового оборудования в налоговом органе, проверки установленных на кассовом оборудовании средств контроля и получения иной необходимой информации. Требование о наличии в месте установки кассового оборудования эксплуатационной документации не будет распространяться на кассовое оборудование, используемое в транспортных средствах, при продаже проездных документов (билетов) в государственном объединении «Белорусская железная дорога», а также при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место и на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.

По информации МНС