/ / Общественно-политические и в области права
29.08.2013

Плановая унификация

С чем связано повышение ставок акцизов на топливо?

Вчера в Беларуси были повышены ставки акцизов на топливо: на 45 % — на автомобильный бензин и на 70 % — на дизельное топливо. Таким образом, ставка акциза на бензин с октановым числом 95 и выше составит Br 1,7857 млн. за тонну, на бензин с октановым числом от 91 до 95 — Br 2,238 млн., с октановым числом до 91 — Br 2,5391 млн., а ставка акциза на дизель установлена в размере Br 1,6861 млн. за тонну. Обычно такие подорожания — предвестие того, что увеличится в цене и бензин на заправках. С чем связаны решения о повышении акцизов и насколько сильно это ударит по кошельку потребителя, рассказал министр экономики Николай Снопков.

«Повышение акцизов связано с нашими обязательствами перед странами Единого экономического пространства по унификации акцизной политики. Если вы заметили, мы в этом году постепенно, планомерно акцизы повышали. Это связано, во-первых, с тем, что у нас должна быть унифицирована политика с Российской Федерацией по этим чувствительным позициям. И такая унификация тарифной политики является нашим обязательством, которое направлено на то, чтобы примерно одинаковый уровень в себестоимости составляли акцизы с точки зрения сохранения равных конкурентных преимуществ наших производителей в таможенном пространстве», — пояснил министр. По его словам, существует в этом вопросе и второй момент — принятое решение связано с «подтягиванием» цен на топливо хотя бы до уровня Российской Федерации, с тем, чтобы «не был такой агрессивный вывоз бензина, как мы наблюдали в 2011 году». Николай Снопков пояснил, что до уровня цен на топливо, которые на сегодняшний день сформировались в Евросоюзе, мы точно не дотянем. К примеру, на территории сопредельной с нами Литвы литр 97-го бензина стоит $ 1,51. «Нам не выгодно повышать до уровня цен Евросоюза, но мы будем соблюдать договоренности наши с Россией и примерно иметь паритет цен с этой страной», — пообещал министр.

Николай Снопков принял участие и в полемике на тему того, являются ли повышения акцизов на топливо и алкоголь прямыми попытками давления на потребителя, связанными исключительно с желанием пополнить бюджет. «После этого повышения у нас цены на бензин и дизельное топливо все равно будут несколько ниже, где-то на 5—8 %. И существенно ниже, чем в сопредельных странах — Литве, Польше и странах Евросоюза. Для того чтобы не допустить в дальнейшем той ситуации, когда были несанкционированные и объемные вывозы топлива из нашей страны, цены должны быть примерно справедливы с точки зрения их близости по параметрам, по странам региона. Особенно по тем, где у нас нет границ», — подчеркнул министр.

Подорожание алкоголя, топлива, а также хлеба, как объяснил Николай Снопков, носит плановый характер: «Они не намного дорожают, это плановое подорожание. Его таковым даже назвать сложно — 10 % на тот же хлеб, это всего Br 300—400. Надо оперировать не процентами, а абсолютными выражениями, они не так пугающе выглядят».

По словам главы Минэкономики, и акцизы, и все решения, которые ведомство принимает по поводу регулируемых позиций по повышению цен, соответствуют матрице. «И мы подтверждаем прогноз по инфляции 2013 года в пределах 12 %», — сказал Николай Снопков.

По материалам газеты РЕСПУБЛИКА