/ / Общественно-политические и в области права
10.04.2013

«Дорожная карта» Спортивного кодекса (Леонид Юнчик, «РЭСПУБЛIКА», № 66 (5727) , 10 апреля 2013)

Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор КАМЕНКОВПроект Спортивного кодекса и перспективы правового регулирования спорта в Республике Беларусь были в центре внимания на правовом форуме для руководителей в сфере спорта, который состоялся в Минске. Его организаторами стали Министерство спорта и туризма, Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, РГО «Президентский спортивный клуб» и ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Свою лепту в организацию этого мероприятия внесло и ООО «ЮрСпектр». В нем приняли участие руководители государственных органов и спортивных федераций, а также ряд других специалистов в сфере спортивного права и законодательства. Они обсудили наболевшие вопросы развития спортивного права и законодательства, обменялись мнениями с коллегами, наметили практические шаги по их решению. В связи с этим мы попросили поделиться своими соображениями одного из организаторов правового форума для руководителей в сфере спорта — Председателя Высшего Хозяйственного Суда, председателя ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктора КАМЕНКОВА (на снимке).

— Является ли, Виктор Сергеевич, проект Спортивного кодекса нормативным правовым актом, способным в ближайшем будущем в комплексе регулировать сферу спортивных правоотношений?

— Спорт не только специфическая область общественных отношений, он, по сути, отдельная отрасль экономики, неотъемлемая часть внешнеполитической деятельности государства. Сегодня основным актом, регулирующим сферу спортивных правоотношений в нашей стране, является Закон «О физической культуре и спорте». Двадцать лет прошло с момента принятия первой редакции этого закона. Изменения в спорте очевидны, как и очевидна необходимость реформирования сферы правового регулирования спорта. О такой необходимости говорится уже несколько лет.

Конечно, в основном система управления спортом сформирована. По-новому выстраиваются отношения между государством и спортивными организациями, между спортивными клубами и спортсменами. На иных принципах производится государственное регулирование физкультурно-спортивных отношений на республиканском и региональном уровнях. Процесс совершенствования продолжается постоянно. Однако национальное правовое регулирование не должно отставать от мировых трендов, если мы хотим соответствовать международным стандартам и достигать спортивных высот. К сожалению, сегодня в вопросах правового регулирования отношений в спорте мы отстаем.

Для нормального функционирования спорта необходим нормативный правовой акт, в комплексе способный регулировать деятельность спортивных ассоциаций, федераций, клубов, других спортивных структур одновременно. Чтобы сформировать целостный правовой институт, необходимо кодифицировать правовые нормы, регулирующие всю сферу. Поэтому должна быть обеспечена систематизация спортивного законодательства.

Принятие проекта Спортивного кодекса — дело будущего. Но именно такой нормативный правовой акт способен регулировать сферу спортивных правоотношений в комплексе.

— Способен ли защитить спортсменов на более надежном профессиональном уровне Спортивный кодекс? Предусмотрены ли в его проекте социальная защита спортсменов, их страхование? Какой алгоритм разрешения спортивных споров предусматривает проект кодекса?

— В Законе «О физической культуре и спорте» практически отсутствуют четкие правовые механизмы, необходимые для создания условий поступательного развития белорусского спорта, повышения его конкурентоспособности, ряд важнейших правоотношений вообще ничем не урегулирован, что обусловливает низкий уровень защиты прав участников спортивных отношений. Учитывая данную ситуацию, в проекте Спортивного кодекса дано ее надлежащее правовое осмысление, предложены решения.

В проекте Спортивного кодекса предусмотрены социальные гарантии тренерам и спортсменам, порядок проведения селекционной работы, выдача спортивных паспортов начинающим спортсменам и ряд иных мер, призванных обеспечить правовую защиту участников спортивной сферы. Проблеме социальной защиты, медицинского обеспечения, страхования спортсменов, безопасности в сфере спорта, особенностям разрешения спортивных споров отведены отдельные главы. Например, в последней из перечисленных есть статья «Формы разрешения спортивных споров», где в качестве таковых дается выбор: или государственный суд, или спортивная медиация, или спортивное третейское разбирательство.

— Ранее, при анонсировании разработки проекта Спортивного кодекса, речь велась о том, что необходимо четко дефинировать ряд ключевых понятий. Выполнена ли задача в проекте?

— Данная задача выполнена максимально. В проекте Спортивного кодекса разграничены понятия «профессиональный» и «любительский» спорт, определены «договор о спортивной деятельности», «трансфер», «организатор спортивного или физкультурного мероприятия», «профессиональный спортсмен», «профессиональный судья», «профессиональный тренер», «спортивный спор», «спортивный судья», «спортивный волонтер», иные ключевые понятия и термины.

— Тема так называемых допинговых проблем в нашей стране стоит довольно остро. Правовое регулирование в этой области жизненно необходимо. Что предлагается в проекте Спортивного кодекса?

— Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним являются одним из основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. При этом правовое регулирование в этой области практически отсутствует в национальном законодательстве, а потребность в таком регулировании есть, и очень острая. Ведь речь идет не только о спортивных достижениях, об авторитете государства или спортсмена, о миллиардных вложениях в спорт. Речь идет о правах спортсменов, об их здоровье, о гарантиях и компенсациях, о будущем спортсмена после ухода из спорта.

В проекте кодекса прописаны основные концептуальные моменты предотвращения использования допинга. Например, есть такие нормы: тренеры обязаны «не допускать допинг в спорте», Министерство спорта должно осуществлять общее руководство по организации допинг-контроля, Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь обязан содействовать предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. При этом в проекте содержится статья «Национальное антидопинговое агентство», в которой прописаны механизмы предотвращения использования допинга в спорте, борьбы с ним, организации допинг-контроля.

В проекте кодекса, например, указывается: страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по медицинскому страхованию и страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если страховой случай находится в прямой причинной связи с использованием застрахованным лицом допинга. Это один из способов мотивации спортсмена на честный спорт.

— Опыт каких стран использовался при подготовке проекта белорусского Спортивного кодекса?

— В мире уже действует ряд кодифицированных нормативных правовых актов в сфере спорта, зарекомендовавших себя весьма положительно. В частности, можно выделить целый ряд кодексов (сводов законов) различных штатов США, Бразильский кодекс спортивной юстиции и Бразильский кодекс профессиональной этики в сфере физического воспитания. Однако наибольший интерес в этом смысле представляет Спортивный кодекс Франции («Code du sport»). По мнению многих французских экспертов, Спортивный кодекс этой страны создал реальные условия для эффективной борьбы с коррупцией и иными видами преступлений в спорте. Интересно, что основной целью принятия Спортивного кодекса Франции явилась необходимость облегчения доступа граждан и ассоциаций к нормам спортивного законодательства, содержащимся в едином документе.

— В настоящее время на рассмотрении в парламенте находится законопроект о физической культуре и спорте. Он, по сути, содержит широкий спектр изменений и дополнений в действующий национальный закон о спорте, однако, как признают эксперты, не в полной мере способен решить задачи регулирования спортивной отрасли. Что все-таки важнее принять сегодня: закон или кодекс?

— Да, действительно, запланировано внесение широкого спектра изменений и дополнений в национальный закон о спорте, в Трудовой кодекс и другие нормативные правовые акты, в результате чего должны быть урегулированы многие вопросы с учетом опыта других государств. Соответствующий законопроект находится на заключительных стадиях разработки. Вместе с тем данный законопроект, как представляется, не в полной мере способен решить те задачи по совершенствованию спортивной отрасли, которые существуют в настоящее время.

Законопроект не регулирует отношений в сферах детско-юношеского, студенческого, адаптивного спорта, страхования и социальной защиты спортсменов, не предусматривает правового регулирования устоявшихся в спортивной сфере институтов спортивного паспорта, спортивного агентирования, трансфера игроков, профессиональных спортивных лиг и др. Поверхностным представляется регулирование профессионального спорта, особенностей разрешения спортивных споров, ответственности в сфере спорта. Принятие законопроекта, несомненно, усовершенствует правовое регулирование спорта в нашей стране. Однако не до конца решит проблемы, существующие в области регулирования спортивных правоотношений.

Необходимость принятия Спортивного кодекса Республики Беларусь, который позволит не только систематизировать существующее законодательство о физической культуре и спорте, но и закрепить мировые тенденции в правовом регулировании спортивных отношений, сегодня также очевидна. Вопрос подготовки целостного документа, регламентирующего общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, уже неоднократно затрагивался главой государства и на собрании Национального олимпийского комитета Республики Беларусь, и на совещании о мерах государственной поддержки спортивных организаций. Однако сегодня разработанный проект Спортивного кодекса еще нуждается в существенной доработке, в то время как законопроект о физкультуре и спорте практически готов.

— Состоится ли общественное обсуждение проекта Спортивного кодекса?

— Проект Спортивного кодекса разработан комиссией по спортивному праву, действующей при ОО «Белорусский республиканский союз юристов», и является результатом систематизации нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта.

С проектом Спортивного кодекса вскоре можно будет ознакомиться на официальном сайте ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Он также будет направлен во все заинтересованные государственные органы и иные организации для ознакомления и дальнейшей работы над ним.

Резюме: не все возможно включить даже в самый лучший из кодексов. Спортивный кодекс — это фундамент для дальнейшего развития спортивного законодательства. Самое главное сейчас не пропустить момент и сконцентрироваться на необходимых предложениях. Форум, состоявшийся недавно, как площадка для дискуссий в области спортивного права имеет право на жизнь.

Леонид Юнчик, «РЭСПУБЛIКА», № 66 (5727) , 10 апреля 2013
Фото - «РЭСПУБЛIКА»