/ / Общественно-политические и в области права
11.03.2012

Соглашения ЕЭП в области миграции значительно расширяют права и гарантии иностранных работников

Соглашения ЕЭП в области миграции значительно расширяют социальные права и трудовые гарантии иностранных работников из государств ЕЭП, фактически предоставляя трудовым мигрантам национальный режим. В то же время эффективность принятых соглашений будет зависеть от степени гармонизации национальных законодательств стран ЕЭП и правоприменительной практики. Такой вывод содержится в докладе «Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений ЕЭП в области трудовой миграции», сообщили в Центре интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).

Доклад подготовлен по итогам совместного исследования, выполненного Бюро Международной организации по миграции в Москве и ЦИИ ЕАБР. В ходе исследования был проведен комплексный анализ вступивших в силу 1 января 2012 г. соглашений ЕЭП в области миграции, определена их новизна и влияние на существующую правовую базу Беларуси, России и Казахстана, оценен потенциальный эффект для экономик стран региона, включая страны Центральной Азии.

Авторы исследования пришли к выводу, что поскольку на данном этапе действие соглашений распространяется только на страны ЕЭП, являющиеся преимущественно потребителями иностранной рабочей силы, экономический эффект соглашений в ближайшей перспективе ожидается незначительный. Однако положительный эффект может вырасти кратно при распространении действия соглашений на Кыргызстан и Таджикистан. В частности, по подсчетам экспертов, в случае присоединения к соглашениям этих государств число легально работающих в России мигрантов из Кыргызстана увеличится на 360 тыс. человек, из Таджикистана – на 890 тыс. человек.

В этой связи представляется особенно важным активизировать межгосударственное взаимодействие в области миграции в ЕврАзЭС для максимизации «демонстрационного эффекта» соглашений в целях формирования общего регионального рынка труда. Экономический эффект ратификации соглашений в области трудовой миграции непосредственно для стран – участниц ЕЭП связан с такими факторами, как более рациональное перераспределение рабочей силы (в том числе высококвалифицированной), направленное на упорядочение миграционных потоков, повышение степени защищенности иностранных работников от рисков и угроз, связанных с нелегальной занятостью, и сокращение расходов на сдерживание нелегальной миграции, увеличение ВВП стран за счет снижения заработной платы, а также рост занятости и доходов федерального бюджета за счет налогов.

Для максимизации положительных эффектов для экономик стран региона необходимо уделить внимание разработке методики оценки объективной потребности в привлечении иностранной рабочей силы, сформировать единый подход стран ЕЭП к определению и классификации мигрантов и унифицировать системы обработки статистической информации и обмена данными между странами. Следует повышать информированность трудящихся-мигрантов (включая потенциальных мигрантов) о возможностях трудоустройства в странах – членах ЕЭП, имеющихся вакансиях, квалификационных требованиях, законодательстве стран трудоустройства, правах и обязанностях мигрантов, их социальном обеспечении во время работы в стране трудоустройства. Необходимо конкретизировать в национальных законодательствах стран ЕЭП положения, касающиеся возможностей получения медицинской помощи трудящимися-мигрантами и членами их семей, а также вести работу по включению права на пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов в общие социальные гарантии, обеспечиваемые страной трудоустройства. Эксперты считают, что нужно установить дополнительные налоговые льготы и иные экономические преференции в связи с осуществлением трудовой деятельности гражданами стран ЕЭП на территории государства ЕЭП, отличного от страны постоянного проживания.

Кроме того, целесообразно придать межгосударственному взаимодействию в миграционной сфере стратегический характер. Для этого страны ЕЭП, а также государства, входящие в ЕврАзЭС, должны разработать долгосрочный (с перспективой на 15–20 лет) документ, подтверждающий взаимную заинтересованность стран в развитии миграционного взаимодействия. Это придаст такому взаимодействию большую устойчивость и прозрачность, а также упрочит общий фон интеграционных процессов между странами региона.

По сообщению БЕЛТА