/ / Общественно-политические и в области права
15.03.2012

«Наши деньги, наши права: компании за правильный выбор на рынке финансовых услуг»

По теме повышения финансовой грамотности населения

По сложившейся традиции тематику Всемирного дня защиты прав потребителей каждый год определяет Международная федерация потребительских организаций (CI). Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

Под таким девизом День потребителя пройдет и в нашей республике.

Мероприятия по повышению финансовой правовой грамотности населения в республике проводится поэтапно.

С октября 2009 года по май 2010 года в республике совместно с Программой развития ООН (ПРООН) и Национальным банком Республики Беларусь реализован пилотный проект «Финансовое образование для малоимущих семей в Беларуси».

При содействии Национального банка и Ассоциации белорусских банков интернет-порталом www.infobank.by внедрен проект «Курс финансовой грамотности».

В 2011 году Национальным банком был утвержден План мероприятий по повышению финансовой грамотности на 2012 год.

Тема взаимоотношения банковского сообщества с потребителями на сегодняшний день не является новой, на протяжении последних лет она стоит достаточно остро, потому что для этого есть объективные основания.

На сегодняшний день наряду с традиционными кредитными и депозитными услугами банков появляются специальные виды кредитов и депозитов, коллективные банковские и инвестиционные финансовые продукты, потребительское кредитование и страхование. Развиваются системы лизинговых услуг для населения, кредитные кооперативы, ломбарды. Более сложными становятся накопительные схемы и механизмы.

Все это привело к усложнению банковского продукта и, в первую очередь, к его восприятию.

Вместе с тем финансовая грамотность – это не только умение грамотно пользоваться услугами банков и страховых организаций. Финансовая грамотностьэто и эффективное управление личными финансами, осуществление учета расходов и доходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения. Это и умение правильно произвести оплату за товары и услуги, в том числе посредством пластиковых карточек, в системе Единого расчетно-информационного пространства (ЕРИП) через сеть банкоматов, инфокиосков, а также с помощью интернет-банкинга и т.п.

Несмотря на увеличение количества и качества предоставляемых финансовых услуг, а также существование различных информационных и справочных программ по-прежнему сохраняется низкая финансовая грамотность большинства населения.

Во многом это обусловлено тем, что слишком сложное финансовое законодательство, разобраться в котором простому потребителю крайне трудно.

В этой связи в 2012 году проведение Дня потребителя в республике будет направлено по-прежнему на повышение уровня финансовой и правовой грамотности граждан – пользователей финансовых услуг.

В связи с Днем потребителей, который в Беларуси отмечается 15 марта, по республике проводится работа по информированию населения о важности получения полной и достоверной информации по потребительскому кредитованию и страхованию, о порядке льготного кредитования, о правовых особенностях кредитных договоров, правильности проведения оплаты за товары и услуги, в том числе и посредством пластиковых карточек.

По иным вопросам защиты прав потребителей в республике проведена следующая работа.

Интернет-торговля

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 доменное имя интернет-магазина должно быть зарегистрировано в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет.

В силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 649 владельцы интернет-магазинов обязаны зарегистрироваться в национальном Торговом реестре .

Правительством предложено заинтересованным государственным органам проработать предложения контроля за движением товаров и финансовых средств в интернет-магазинах в целях защиты прав потребителей.

По мнению специалистов, наиболее приемлемым решением вопроса легализации товаров, реализуемых через интернет-магазины, видится введение безналичных платежей, в том числе с использованием банковских пластиковых карточек. Введение безналичных расчетов предполагается поэтапным с одновременным совершенствованием банковского законодательства.

Бытовые услуги

В 2011 году Министерством торговли Республики Беларусь:

  • инициировано внесение поправок в Правила бытового обслуживания;
  • совместно с заинтересованными подготовлен и реализуется Межотраслевой комплекс мер организационно-экономического и правового характера в сфере услуг СТО и торговли запасными частями к автомобилям. Координацию работы по выполнению комплекса мер обеспечивает Министерство торговли Республики Беларусь.

В области оказания услуг связи

Министерство торговли Республики Беларусь в целях защиты прав потребителей:

  • инициировало внесение изменений и дополнений в Правила оказания услуг электросвязи в части определения порядка заключения и изменения договора услуг связи, которые были приняты постановлением Совета Министров Республики Беларусь в феврале 2012 года. Изменения вступают в силу 21 мая 2012 г.;
  • подготовлены поправки в Закон Республики Беларусь «О рекламе», согласно которым операторы сотовой связи до подписания договора должны будут дополнительно информировать потребителя об условиях распространения рекламы и его праве отказаться от ее получения.

Государственной программой устойчивого развития села на 2011–2015 годы запланировано открытие в сельской местности передвижных отделений почтовой связи, обеспеченных высокоскоростными каналами передачи информации, что позволит создать равные условия доступа к современным услугам почтовой связи для всех жителей республики.

Повышение качества услуг, их доступности, сокращение сроков доставки корреспонденции стали основой Программы развития услуг почтовой связи Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы направлена на повышение качества таких услуг и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства.

В области строительства

В Республике Беларусь созданы все условия, позволяющие обеспечить проектирование, выполнение строительно-монтажных работ и производство строительных материалов и конструкций, не уступающих по своему качеству уровню европейских стран. Так, в целях обеспечения защиты прав потребителей в области строительства в 2011 году законодательно установлены:

  • гарантийный срок – пять лет – на объекты строительства, принятые в эксплуатацию;
  • критерии качества, которые являются обязательными условиями для оценки возможности приемки в эксплуатацию объектов приемочными комиссиями;
  • формы дефектного акта на гарантийный ремонт на объекты строительства, принятые в эксплуатацию, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат;
  • правовые условия для устранения причин нарушений тепловлажностного режима помещений в связи с применением герметичных окон и дверей.

В области туризма

В целях повышения качества обслуживания потребителей Министерством спорта и туризма Республики Беларусь разработана Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 373, которой предусмотрено: внедрение системы электронного бронирования туров, открытие туристических информационных центров, создание и поддержание туристической онлайн-навигации и др.

Транспортные услуги

Для доступности потребителям услуг железнодорожного транспорта создана и функционирует телефонная справочная система, организованы бронирование и продажа билетов с использованием интернет-технологий. С февраля 2011 года начата опытная эксплуатация онлайн-системы по продаже проездных документов по банковским карточкам через сеть Интернет с использованием системы «Интернет-банкинг» ОАО «АСБ Беларусбанк».

В области образования

В учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального и профессионально-технического образования, изучаются вопросы защиты прав потребителей в рамках различных учебных дисциплин: «Основы маркетинга», «Маркетинг», «Специальная подготовка», «Организация и технология торговли», «Коммерческая деятельность» и др.

Кроме того, по инициативе Министерства образования Республики Беларусь и республиканского общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» учащимися VIII–IX классов общеобразовательных учреждений изучается факультативный курс «Основы потребительских знаний» (35 часов в год). На сегодняшний день охвачено большинство общеобразовательных школ во всех регионах республики (Борисовский, Новополоцкий, Волковысский, Молодечненский и другие районы).

Ежегодно в республике среди учащихся VIII–IX классов общеобразовательных учреждений проводится республиканский конкурс-фестиваль «Основы потребительских знаний». В 2012 году конкурс будет проведен 21 апреля. Основная тема конкурса: «Наши деньги – наши права».