/ / Общественно-политические и в области права
25.01.2012

В Национальном пресс-центре Республики Беларусь состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему: «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь остановился на содержании принятого 18 января 2012 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году». При этом были отмечены следующие моменты.

Петр Миклашевич

Формирование демократического социального правового государства невозможно без права, не только закрепляющего достигнутый уровень общественных отношений, но и выступающего в качестве вектора их цивилизованного развития.

Демократия и верховенство права – две взаимообусловленные и взаимосвязанные конституционные ценности. С демократией, основанной на Конституции, связана реализация таких ценностей, как законность, равенство, справедливость, права и свободы человека. Дальнейшее совершенствование конституционной демократии предполагает наполнение ее новыми формами и содержанием, отвечающими потребностям развития белорусского общества и государства на современном этапе.

В демократическом государстве, основанном на верховенстве права и разделении властей, важная роль принадлежит судебной власти, призванной посредством осуществления правосудия защищать конституционные ценности, прежде всего гарантированные Конституцией права и свободы каждого человека и гражданина. Роль конституционного правосудия в обеспечении защиты этих ценностей обусловлена общим функциональным предназначением Конституционного Суда – осуществлением согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Деятельность Конституционного Суда в 2011 году была направлена на обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия, защиту конституционного строя и правопорядка, поддержание баланса интересов личности, общества, государства, формирование демократического социального правового государства, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью.

Конституционный Суд в 2011 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности рассмотрел 109 законов, в том числе 59 законов о ратификации международных договоров, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики, до их подписания Президентом Республики Беларусь. Все проверенные законы признаны соответствующими Конституции.

Это свидетельствует о том, что в законотворческом процессе используется системный подход, обеспечивается взаимодействие государственных органов по качественной подготовке законопроектов, законодатель проявляет должное уважение к Основному Закону и исполнению его правовых положений.

При оценке конституционности норм законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд исходит из принципов и норм Конституции, выявленного конституционно-правового смысла проверяемых норм, в том числе с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В результате Конституционный Суд сформулировал в своих решениях около 30 правовых позиций, направленных на обеспечение правовой определенности, законности, равенства и справедливости с целью недопущения неконституционной правоприменительной практики.

Правовые позиции Конституционного Суда выступают своеобразным ориентиром для нормотворческих органов при принятии новых правовых норм, позволяют устранять противоречия, возникающие в законодательстве и правоприменительной практике, способствуют формированию целостного конституционно-правового пространства и обеспечению конституционной законности.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд наряду с осуществлением обязательного предварительного контроля конституционности законов наделен и иными полномочиями.

По предложению Палаты представителей Национального собрания изложена позиция Конституционного Суда о соответствии Закона Республики Польша «О Карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права. Конституционный Суд пришел к выводу, что положения некоторых норм данного Закона не согласуются с такими общепризнанными принципами международного права, как принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства.

При этом Конституционный Суд обратил внимание Палаты представителей на возможность с целью защиты интересов Республики Беларусь учета изложенной позиции Конституционного Суда при совершенствовании норм отдельных законов.

На основании решения Конституционного Суда Парламентом внесены изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и «Об общественных объединениях».

В отношении реализации Конституционным Судом иных полномочий, предусмотренных в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14, Конституционный Суд отмечает, что соответствующих предложений от уполномоченных субъектов в 2011 году в Конституционный Суд не поступало.

Граждане и организации в условиях отсутствия в законодательстве Республики Беларусь института индивидуальной конституционной жалобы могут реализовать свое право на доступ к конституционному правосудию, непосредственно обратившись к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. Такое право гражданам и организациям предоставлено в соответствии с частью третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

В 2011 году в Конституционный Суд уполномоченные органы с предложениями о проверке нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля не обращались. При этом в течение года к ним поступило 58 инициативных обращений граждан и организаций, в которых ставились вопросы о необходимости проверки отдельных нормативных правовых актов в связи с наличием, по мнению заявителей, определенных проблем правового регулирования.

Ранее Конституционным Судом было инициировано предложение о внесении изменений и дополнений в национальное законодательство с целью четкой правовой регламентации процедуры косвенного доступа к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов.

В настоящее время завершается разработка проекта Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», в котором предполагается в том числе установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов.

Конституционный Суд в своей деятельности использует полномочия, направленные на выявление в законодательстве конституционно-правовых пробелов. При этом в ряде случаев Конституционный Суд принимал решения на основании обращений граждан и организаций.

В 2011 году в Конституционный Суд поступило 837 обращений граждан и организаций, в которых содержались данные, свидетельствующие о противоречиях, пробелах и коллизиях в законодательстве и правоприменительной практике.

С целью защиты прав и свобод граждан Конституционным Судом приняты решения, направленные на устранение конституционно-правовых пробелов в сфере трудового, социального, уголовного, административного законодательства и законодательства о нормативных правовых актах.

В связи с обращением граждан принято, например, решение Конституционного Суда от 4 октября 2011 г., в котором Конституционный Суд признал необходимым законодательно закрепить право работающих отца, других родственников ребенка, фактически осуществляющих уход за ребенком, на предоставление им отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в том случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем.

В принятом на основе обращений граждан решении от 21 октября 2011 г. Конституционный Суд признал необходимым внести в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях изменения и дополнения в части определения понятия, состава и порядка взыскания процессуальных издержек и судебных расходов в административном процессе.

В целом национальное законодательство позволяет решать стоящие перед государством задачи и обеспечивать гарантированные Конституцией права и свободы граждан, права и законные интересы организаций.

Конституционный Суд отмечает в основном положительные результаты деятельности государственных органов и должностных лиц по реализации правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда. Всего исполнено более 10 решений.

Так, на основании решения от 27 мая 2010 г. внесены дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, регламентирующие порядок судебного обжалования осужденными к лишению свободы примененных к ним мер взыскания.

На основании решения от 4 марта 2010 г. внесены дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусматривающие порядок обжалования решений вышестоящих налоговых органов, принятых по обращениям, связанным с вопросами налогообложения (разъяснения налогового законодательства).

Парламентом учтен также ряд правовых позиций, изложенных Конституционным Судом в ходе обязательного предварительного контроля конституционности законов.

Оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году, Конституционный Суд считает, что в законотворческом процессе и правоприменительной практике в целом обеспечивалось верховенство Конституции, создавался и реализовывался механизм более полного обеспечения прав и свобод граждан.

При этом Конституционный Суд указал, что принцип верховенства права в нормотворчестве и правоприменении выступает в качестве главного фактора обеспечения верховенства Конституции, утверждения конституционной законности и развития конституционной демократии. Верховенство права как важнейшее свойство правового государства включает необходимые элементы, которые имеют не только формальное, но и материальное значение. К этим элементам относятся: законность, правовая определенность, запрещение произвола, доступ к правосудию в независимых и беспристрастных судах, соблюдение прав человека, равенство всех перед законом.

Конституционный Суд считает, что безусловное соблюдение в нормотворчестве и правоприменении конституционного принципа верховенства права позволит законодателю обеспечить стабильное, понятное и отвечающее современным требованиям законодательство, а правоприменителю – эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

В Послании отмечено, что принцип верховенства права в силу своей всеобщности является основополагающим и для международных отношений. В связи с этим акты органов межгосударственных образований и правоприменительная практика должны основываться на верховенстве права, которое в интеграционных объединениях утверждается посредством формирования наднационального права, ориентированного на максимально возможное гармоничное сочетание и баланс национальных интересов, универсализацию правовых стандартов, прежде всего в области прав человека.

В пределах своих полномочий Конституционный Суд давал правовую оценку конституционности законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, основываясь на принципе верховенства права с учетом всех его элементов. При этом указано, что неукоснительное следование принципу верховенства права в нормотворчестве и правоприменении создает необходимые условия для формирования демократического социального правового государства, в котором только и возможны достойное развитие личности, осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечение гарантий их реализации.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь ответил на вопросы журналистов.

По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь (фото - сайт Конституционного Суда Республики Беларусь)