/ / Общественно-политические и в области права
18.01.2012

Власть должна служить народу – определяющая установка нового Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» – Вадим Ипатов

Ипатов В.Д.Обращений граждан в государственные органы и организации в 2012 году станет больше.

Новый Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» вступает в силу 22 января 2012 года. Документ вводит ряд норм, регламентирующих работу с населением. Он призван стать комплексным законодательным актом, объединяющим все права и обязанности граждан, касающиеся рассмотрения обращений. Предусмотрена ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений, а также определен подробный порядок рассмотрения всех обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений. Какие новые нормы появятся в законе? Как закон защищает гражданина от недобросовестного отношения к его обращениям чиновника, защищен ли государственный орган от необоснованных жалоб граждан? Как будет работать механизм электронного обращения? На эти и другие вопросы корреспондента БЕЛТА отвечает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов.

– Вадим Дмитриевич, какие новые нормы появятся в законе?

– Основной новеллой закона является появление нового вида – электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Определенные нововведения касаются и проведения личного приема. В частности, предусматривается возможность применения технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки).

Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.

Кроме того, документ содержит новшества, направленные на решение проблем, которые были выявлены за время применения ранее действовавших актов законодательства.

– Какие моменты в работе с обращениями граждан до сих пор не были учтены?

– Важная особенность нового закона в том, что он совершенствует и упрощает существующий порядок рассмотрения обращений. В частности, предусмотрено, что действие закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами. Это поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.

Законом также четко оговорено, на какие обращения ответы не направляются. Так, государственный орган или организация имеют право не направлять ответ при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо на обращения с благодарностью.

Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия –выполнены работы, оказаны услуги – в присутствии заявителей.

В новом законе также установлено, что письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в течение пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Таким образом, данные обращения не будут перенаправляться в судебные инстанции. Это в первую очередь обусловлено реализацией принципа разделения властей.

– В соответствии с законом чиновники в обязательном порядке должны будут рассматривать электронные обращения граждан. Каким образом будет работать механизм электронного обращения?

– Электронным обращениям в законе уделяется особое внимание. Обязанность по их рассмотрению возлагается на государственные органы и иные государственные организации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.

Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.

Направляться в государственные органы и иные государственные организации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений.

При этом государственная организация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах, действие закона распространяться не будет.

Закон также предусматривает, что ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Это, к примеру, ситуации, когда заявитель сам настаивает на письменном ответе или же решение о направлении письменного ответа принято руководителем государственного органа.

Кстати, закон устанавливает также требования к содержанию ответов на электронные обращения. В частности, в ответах должны быть указаны фамилия, имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения. Таким образом, теперь не требуется сканирования бланка или подписи лица, уполномоченного на подписание ответов на обращения.

– Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, имеет ли он право обратиться с тем же вопросом лично, и несет ли в соответствии с законом чиновник ответственность за недобросовестное отношение к вопросу гражданина?

– Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием. При этом чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина, независимо от того, направлялось гражданином письменное или электронное обращение. Причем эта ответственность достаточно жесткая. В частности, за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц должностное лицо может быть подвергнуто штрафу в размере от четырех до двадцати базовых величин. К виновным лицам могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.

– Определена ли в законе ответственность граждан за необоснованное обращение? Защищает ли закон чиновника?

– Закон закрепляет меры ответственности граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.

– Закон предусматривает возможность проведения во время приема граждан аудио- и видеозаписи. С какой целью введена эта норма и не нарушает ли она права граждан?

– Возможность применения технических средств предусмотрена для защиты прав и законных интересов граждан. Кроме того, такая возможность позволяет исключить случаи уклонения от ответственности должностных лиц, допускающих грубость, хамское отношение к заявителям, иные нарушения законодательства. При этом закон устанавливает, что использование соответствующих технических средств допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.

– Насколько новый белорусский закон о работе с обращениями граждан и юридических лиц соответствует международным стандартам?

– При формировании нового законодательного акта разработчики анализировали аналогичное законодательство других стран, был учтен передовой зарубежный опыт в сфере работы с гражданами. При этом в отдельных случаях белорусское законодательство содержит более либеральные нормы. Так, в некоторых странах законодательство содержит нормы, ограничивающие отдельных граждан в праве обратиться в государственные органы.

– В связи со вступлением в силу нового закона обращений граждан в государственные органы будет больше или меньше?

– Учитывая появление нового вида – электронных обращений, можно прогнозировать определенный рост общего числа обращений.

В целом со вступлением в силу нового закона концептуальных изменений в работе с обращениями граждан и юридических лиц не произойдет. Власть должна служить народу, и эта определяющая установка сохраняется нормами нового закона.

Варвара Мартинович, БЕЛТА (фото – БЕЛТА)