/ / Общественно-политические и в области права
19.12.2012

Генеральной прокуратурой в Совет Министров Республики Беларусь направлены предложения по оптимизации системы подготовки водителей

Во исполнение протокола поручений Главы государства о подготовке предложений, направленных на улучшение качества подготовки водителей, Генеральной прокуратурой совместно с Минтрансом, МВД проанализированы действующая в республике система подготовки водителей и качество их подготовки учебными организациями.

По состоянию на 01.10.2012 подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств (далее - МТС) в Республике Беларусь осуществляют 513 учебных организаций.

В 2011 году в учебных организациях прошли подготовку 178 572 водителя, что на 6,7% больше, чем в 2010 году. В первом полугодии 2012 г. количество подготовленных водителей по сравнению с аналогичным периодом 2011 года возросло на 9,4% и составило 99 168.

Во многих автошколах качество подготовки кандидатов в водители находится не на должном уровне. Половина выпускников автошкол, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей, не сдают квалификационные экзамены в ГАИ с первой попытки.

Самый низкий процент сдачи экзаменов в ГАИ среди выпускников автошкол в г.Минске. За 10 месяцев 2012 года в г.Минске показатель неудовлетворительной сдачи экзаменов в ГАИ с первой попытки составил 65,9%.

В автошколах установлены факты нарушений при подготовке водителей. На практических занятиях допускаются отступления от учебных программ, сокращение времени, отведенного на обучение практическому вождению. Формы и методы подготовки в автошколах во многом устарели.

При возросшей интенсивности движения и увеличении числа участников дорожного движения предусмотренное программой подготовки водителей МТС категории «В» количество часов (40) практического вождения, из которых только 8 отведено на вождение по городским дорогам с интенсивным движением, не позволяет будущим водителям получить достаточные навыки для безопасного участия в дорожном движении.

Вследствие этого наибольшее количество ДТП совершается водителями со стажем управления до 1 года. За 9 месяцев текущего года по вине таких водителей совершено 167 ДТП, в которых 34 человека погибло, 189 - ранено. В 2011 году - соответственно 51 и 392 человека.

Действующая в Республике Беларусь система подготовки кандидатов в водители и присвоения квалификации водителя не в полной мере отвечает современным требованиям дорожного движения и требует соответствующей актуализации и корректировки.

С учетом изложенного Генеральной прокуратурой Совету Министров Республики Беларусь направлена информация, в которой предложено поручить Министерству транспорта переработать программы подготовки водителей МТС и внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по подготовке водителей МТС.

Увеличить в программах подготовки водителей МТС количество часов практического вождения.

С целью контроля за практическим обучением вождению и оценки действий мастеров установить требование об оборудовании учебных автомобилей видеорегистраторами, а также системами GPS-позиционирования, позволяющими отслеживать ход практического обучения вождению каждого учащегося. При этом наличие указанных технических средств должно являться одним из обязательных условий сертификационных (лицензионных) требований.

Министерству внутренних дел принять меры по усовершенствованию порядка проведения квалификационных экзаменов и внести соответствующие изменения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством.

Рассмотреть вопрос об оборудовании автотранспорта, используемого для приема практического экзамена, системами видео- звукозаписи (двухсторонние видеорегистраторы) с возможностью ее хранения в течение определенного времени после получения права управления транспортным средством.

Ввести нормы, ограничивающие количество попыток сдачи практической части квалификационных экзаменов. Если кандидат в водители не сдает практический экзамен с третьего раза, допуск к следующему экзамену осуществлять только после прохождения дополнительного курса практического вождения в учебных организациях.

Проработать вопрос о поэтапном предоставлении права управления МТС и выдаче лицам, прошедшим обучение по программе подготовки водителей категории «В», временного водительского удостоверения, предусматривающего ряд ограничений на двухлетний испытательный срок: ограничение скорости движения, запрет перевозки пассажиров, запрет управления в ночное время суток.

Кроме того, Генеральной прокуратурой в Министерство здравоохранения направлена информация с предложением внести изменения в Инструкцию о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, и рассмотреть вопрос об углубленном медицинском освидетельствовании и проведении психофизиологического тестирования кандидатов в водители.

По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь