/ / Общественно-политические и в области права
13.08.2012

Генеральной прокуратурой проведено обобщение судебной практики по уголовным делам об уклонении родителей от содержания детей и от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

Генеральной прокуратурой проведено обобщение практики привлечения лиц к уголовной ответственности по ст.174 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении).

По данным судебной статистики, уклонение родителей от содержания детей и от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, занимает значительную часть среди преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и является самым распространенным среди посягательств на интересы несовершеннолетних. Кроме того, оно имеет негативную динамику.

В 2008 году - 1 квартале 2012 г. лица, осужденные за преступления, предусмотренные ст.174 УК, составляли в среднем 11% от всех осужденных и 38% от осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности (в 2008 году – 6 616 лиц, 2009 году – 6 801, 2010 году – 7 375, 2011 году – 6 872, в 1 квартале 2012 г. – 1 276).

Наибольшее количество лиц в 2011 году осуждено по ст.174 УК судами Минской (1 315) и Гомельской (1 135) областей, наименьшее – Могилевской области (608). В Брестской, Гродненской и Витебской областях осуждено соответственно 974, 970 и 939 лиц, г.Минске – 931.

В структуре наказаний, назначаемых судами за уклонение родителей от уплаты средств на содержание детей (ч.1 ст.174 УК), преобладают общественные работы. В 2011 году к данному виду наказания осуждено 1 768 лиц, или 62%, исправительным работам - 370 осужденных (13%), аресту - 265 (9%). К лишению свободы по ч.1 ст.174 УК осуждены 23 лица, или 0,8%.

При схожести санкций структура наказаний за уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (ч.2 ст.174 УК), отличается: к общественным и исправительным работам осуждено соответственно 40,5% и 6% лиц, аресту – 26%, лишению свободы – 4%.

К виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.174 УК, в основном применяется арест (833 лица, или 31%), ограничение свободы с направлением в ИУОТ (534, или 20%), ограничение свободы без направления в ИУОТ (537, или 20%) и лишение свободы (40, или 17%).

Среди лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст.174 УК, преобладают мужчины (в 2011 году – 4 851 лицо, или 70,5%), из них большая часть – трудоспособные лица, не желающие работать, существующие за счет случайных заработков или работающие неофициально. Значительное число являются жителями городов (4 805 лиц, или 70%).

Осужденные за данные преступления характеризуются невысоким образовательным уровнем, что сказывается и на их нравственном воспитании. Среднее образование имели 57%, неполное среднее или начальное – 13,5%, незаконченное высшее и законченное высшее образование - 3%.

Из общего количества лиц, осужденных в 2011 году за совершение преступлений анализируемой категории, 3 462 человека, или более 50%, ранее привлекались к уголовной ответственности. Из них большинство имели две и более судимости (1 824 лица, или 53%). Кроме того, 474 лица, или 9%, уклонились от содержания детей либо возмещения расходов в период отбывания наказания в виде ограничения свободы, т.е. находясь под контролем органа, ведающего исполнением наказания.

В отношении 2 589 лиц, или 38%, применены принудительные меры безопасности и лечения от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании. В Гродненской области с применением указанных мер осуждено более половины лиц.

Таким образом, основными причинами распространенности данного преступления являются пьянство и отсутствие мотивации на трудоустройство, а также пробелы в нравственном воспитании.

В качестве причин неисполнения ежемесячных обязательств виновные лица ссылались на тяжелое материальное положение, низкую заработную плату, отсутствие денежных средств и постоянной работы, нежелание работать на том предприятии, куда они трудоустроены по судебному решению, незначительный размер заработной платы, остающийся после удержания средств или расходов, выезды за пределы Республики Беларусь, личную недисциплинированность и наличие неприязненных отношений с взыскателем.

Уголовные дела анализируемой категории, как правило, не представляют сложности в доказывании обвинения. В основном лица, признанные виновными в совершении преступлений, соглашались с обвинением, не оспаривали обязательств и необходимости своего участия в материальном обеспечении детей или возмещении расходов государству. Около половины дел рассмотрены с применением сокращенного порядка судебного следствия (3 413 дел, или 49%).

В большинстве случаев уклонение от содержания детей выражалось в систематическом бездействии – нежелании виновных лиц принимать меры к трудоустройству во избежание удержаний по исполнительному листу, а также в отказе от уплаты алиментов, направлении доходов на цели, не связанные с выплатой средств на содержание ребенка. Имелись также факты сокрытия места работы и доходов, полученных без оформления трудовых отношений.

По рассмотренным в 2011 году делам инкриминированный виновным лицам период уклонения от исполнения ежемесячных обязательств в большинстве случаев составлял от 9 до 13 месяцев.

Уголовная ответственность за уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, была введена Законом Республики Беларусь от 19.07.2005 №37-З. Возникающие просчеты и сложности в практической деятельности обусловлены относительно небольшим сроком применения указанной нормы, неоднократными изменениями редакции, отличием по содержанию этого преступного поведения от традиционного уклонения от выполнения алиментных обязательств.

Круг субъектов уклонения от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, определен ст.93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье: родители, лишенные родительских прав; родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда; родители, у которых дети отобраны по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка; родители, находящиеся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; родители, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Однако не во всех случаях всесторонне исследуются сведения о наличии у лица обязанности возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей.

Органами предварительного расследования допускались ошибки, связанные с игнорированием обязательного признака состава данного преступления – наступление общественно опасных последствий в виде неисполнения или неполного исполнения ежемесячных обязательств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей.

Имеют место ошибки при квалификации действий виновных лиц.

Анализ судебной и следственной практики свидетельствует об отсутствии единства при определении суммы, на которую в результате неявки на работу не были исполнены ежемесячные обязательства.

При привлечении лиц к уголовной ответственности по ч.3 ст. 174 УК имеют место факты необоснованного признания в качестве отягчающего ответственность обстоятельства квалифицирующего признака – совершение преступления лицом, ранее судимым по ст.174 УК.

Не во всех случаях соответствует принципу справедливости и отвечает целям уголовной ответственности назначение наказания в виде исправительных работ, предусматривающего удержания из заработка осужденного, поскольку это осложняет погашение им задолженности по ежемесячным обязательствам.

Нередко необоснованное назначение наказания является результатом ненадлежащего исследования данных, характеризующих личность осужденных.

Распространены факты, когда органами предварительного расследования при наличии сведений о систематическом употреблении обвиняемыми алкоголя не исследуется вопрос о необходимости применения принудительных мер безопасности и лечения.

Допускались ошибки, связанные с общими правилами назначения наказания.

В кассационном порядке в 2011 году прокурорами опротестовано 208 судебных решений по делам анализируемой категории (3%).

В целях устранения имеющихся недостатков, обеспечения единообразной следственно-судебной практики и правильного применения уголовного закона Генеральной прокуратурой подчиненным прокурорам и первому заместителю Председателя Следственного комитета Республики Беларусь направлены соответствующие информационные письма для использования в практической деятельности.