/ / Общественно-политические и в области права
16.08.2012

Генеральной прокуратурой обобщены результаты проверки исполнения законодательства о гарантиях по социальной защите детей-сирот

Генеральной прокуратурой обобщены результаты проведенных прокуратурами Гродненской, Минской, Могилевской областей и города Минска проверок исполнения в 2011 году законодательства о гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверками установлено, что органами опеки и попечительства в основном соблюдаются требования законодательства, направленного на обеспечение гарантий по социальной защите детей сиротской категории. Вместе с тем выявлены определенные недостатки и упущения. Так, не направлялись или несвоевременно направлялась информация в учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» о детях, подлежащих усыновлению (при невозможности их передачи на воспитание в семью родственников).

Не во всех случаях управлениями (отделами) образования местных исполнительных и распорядительных органов обеспечивалась надлежащая организация работы с кандидатами в усыновители. В частности, нарушались сроки выдачи актов обследования условий жизни, порядок учета кандидатов, не в полной мере выяснялось их материальное положение.

Органами прокуратуры выявлены факты, когда несвоевременно проводилось либо не проводилось обследование условий жизни усыновленных детей. В отдельных случаях не формировались личные дела таких детей, в них не всегда указывались сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер.

Допускались случаи несвоевременного принятия мер по установлению опеки (попечительства) над детьми, родители которых уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей.

Не всегда органами опеки и попечительства назначение опекунов осуществлялось с получением всех необходимых сведений и документов в отношении детей и кандидатов в опекуны. Выявлены факты, когда управлениями (отделами) образования не проводились либо проводились с нарушением установленного срока обследование условий жизни кандидатов в опекуны, контроль за условиями жизни и воспитания в опекунских семьях подопечных детей.

Имели место случаи необоснованного или несвоевременного отстранения органами опеки и попечительства опекунов при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей.

Результаты проверок показали, что в деятельности органов опеки и попечительства, связанной с организацией приемных семей, допускались некоторые нарушения законодательства, в том числе при заключении договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, оформлении трудовых отношений с приемными родителями и родителями-воспитателями, предоставлении отпусков приемным родителям.

Например, не всегда в договоре указывался срок, на который ребенок передается в приемную семью. Иногда трудовые отношения с приемными родителями оформлялись в виде контрактов или по совместительству.

Имели место факты ненадлежащего обследования условий жизни лиц, желающих принять ребенка (детей) на воспитание. В некоторых случаях формальное отношение к выяснению и принципиальной оценке всех необходимых обстоятельств являлось основной причиной принятия недостаточно обоснованных решений о создании приемных семей.

Проверки показали, что органами опеки и попечительства принимаются определенные меры по выявлению имущества подопечных детей, защите их имущественных интересов. В то же время установлены факты сдачи внаем жилых помещений, закрепленных за сиротами, без предварительного письменного согласия органа опеки и попечительства. Иногда получаемые от сдачи жилья денежные средства не зачислялись на банковские счета детей.

Не всегда своевременно принимались необходимые меры к установлению причитающегося сиротам имущества и денежных средств. Имелись случаи волокиты при решении вопросов о наследстве и назначении пенсии по потере кормильца, необеспечения сохранности закрепленных за сиротами жилых помещений и имущества.

В отдельных случаях со стороны органов опеки и попечительства отсутствовал необходимый контроль за целевым расходованием денежных средств детей, воспитывающихся в приемных семьях и детских домах семейного типа.

Несмотря на существенное улучшение работы органов опеки и попечительства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельные недостатки и упущения в этой работе по-прежнему допускаются.

В некоторых регионах несвоевременно рассматриваются вопросы о постановке несовершеннолетних на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иногда при наличии оснований дети не состоят на указанном учете либо принимаются на него спустя длительное время.

Не всегда органами опеки и попечительства исполнялись решения о закреплении жилых помещений за детьми. Не везде своевременно и качественно проводились обследования жилых помещений, подлежащих закреплению за сиротами, не всегда обоснованно выносились решения о непригодности жилья для проживания. Иногда за детьми закреплялись жилые помещения, принадлежащие на праве собственности бабке или деду (другим родственникам) несовершеннолетних.

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, защите их прав и законных интересов свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.

По результатам проведенных проверок Генеральным прокурором Республики Беларусь внесено представление Министру образования Республики Беларусь об устранении выявленных недостатков, а также направлена соответствующая информация Главе Администрации Президента Республики Беларусь.