/ / Общественно-политические и в области права
23.08.2012

Команда столичных математиков и программистов придумала абсолютно новую схему торговли в Интернете. Как она работает и приживется ли на отечественном рынке? <em>(Марина Костюкевич, «Минский Курьер», 22.08.2012 )</em>

Столичные математики и программисты предлагают горожанам «поиграть» с ценами и приобрести телевизор или шкаф с весомой скидкой. Откликнутся ли на призыв покупатели?

Битва за покупателя

В конце августа команда столичных программистов запустит новый для стран СНГ интернет-проект «Игра цен» — эдакую виртуальную площадку, где по законам логики и математики сойдутся продавцы и покупатели.

Суть ноу-хау в следующем. Допустим, задумал Иван Сидоров купить телевизор в интернет-магазине. Отыскал в Сети страничку с описанием товара и сбросил на нее ссылку на сайт проекта, предварительно там зарегистрировавшись. При этом он может еще и отметить особые детали покупки или ее доставки. К примеру, телевизор должен быть обязательно японской сборки, а не китайской. Либо же то, что продавцу придется нести агрегат аж на 10-й этаж, потому как лифт в доме не работает.

Ко всему прочему Ивану необходимо указать и максимальную цену, за которую он согласен приобрести товар. Причем система подскажет, насколько реальна ваша сумма. На специальной шкале отмечены разноцветные зоны: красная — слишком низкая, оранжевая — вероятность покупки есть при определенных условиях, зеленая — 100-процентное приобретение.

Вот, собственно говоря, и всё, что требуется от покупателя. Дальше его заявка рассылается всем продавцам, зарегистрированным в проекте. Они и борются за то, чтобы Сидоров стал именно их клиентом, снижая цены или предлагая особые условия. А сам виновник торгового мини-переполоха сидит и следит со своей странички на проекте, кто же предложит лучший вариант. Битва за покупателя продолжается на протяжении недели, после чего выбирается победитель с наиболее выгодными условиями сделки.

По сути, «Игра цен» — альтернатива традиционной интернет-торговле, когда тому же Сидорову, прежде чем что-либо купить, приходится просматривать и обзванивать десятки виртуальных магазинов.

— Наш проект призван помочь покупателю найти нужный ему товар по минимальной цене, — говорит организатор «Игры цен» Дмитрий Турко. — Мы не собираемся конкурировать с уже существующими торговыми площадками в Интернете уже по той причине, что они могут поставить клиенту товар день в день. У нас же сбор заявок длится неделю. То есть проект рассчитан на то, что человек выбирает не сию минуту нужную для него вещь и может подождать. Его задача — найти ее по оптимальной цене.

Теория точности

— Система имеет четкие правила. Проблема лишь в том, что их очень много. На самом деле это очень сложная задача — с точки зрения математики распределить заказы с учетом всех нюансов.

Программа аккумулирует заказы и распределяет их по магазинам. И чем больше заявок, тем реальней вероятность приобрести товар по минимальной цене. Ведь в большинстве торговых точек на оптовую покупку предусмотрены немалые скидки. Сидоров же вряд ли станет покупать сразу несколько телевизоров, холодильников, стиральных машин. Но в это время заявку на холодильник прислал Иванов, Петров же собрался покупать микроволновую печь и так далее. Все вместе они и становятся оптовым покупателем. Выгодно и магазину, который получает большой заказ, и их клиентам, которым в результате предлагают скидку.

Штрафной балл

Естественно, у потенциальных покупателей сразу возникает вопрос: чем обязаны за такую посредническую помощь? Организаторы проекта уверяют: ничем. Процент от каждой сделки будут платить магазины.

Причем последние, согласно договору, должны по выигранной заявке поставить товар строго в определенный срок. Не сдержат слово — штраф. Кроме того, после того как телевизор или холодильник найдет своего хозяина, новоиспеченный владелец техники может оценить работу продавца. И оставить жалобу администрации сайта, если тот нагрубил или привез некачественный товар.

— Мы не можем рисковать своими покупателями, — объясняет Дмитрий Турко. — Ведь именно они в нашей системе главные действующие лица. Это стало одной из причин того, что цены в проекте указаны исключительно в белорусских рублях. Как правило, едва ли не у каждого интернет-магазина свой курс доллара. Зачем мне, покупателю, запоминать их курсы, ломать голову и высчитывать, где выгодней?

Правда, есть свой кнут и для нерадивых покупателей, которые в итоге откажутся от покупки. У них отнимут баллы рейтинга, которые и определяют, на какую именно сумму можно сделать заказ. Дело в том, что каждому участнику «Игры цен» присваивается для начала минимальное количество баллов. Чем больше он совершает заказов, тем выше становится его рейтинг. Когда же покупатель отказывается от сделки, то его баллы уменьшаются и в конце концов приближаются к нулю, после чего он автоматически выбывает из проекта. Идентификация пользователей идет по номеру телефона, так что повторно поиграть с ценами получится лишь после регистрации под другим номером.

По индивидуальной программе

Разработан проект специально для жителей стран СНГ.

— В Америке и Европе подобная система нежизнеспособна, — объясняет Дмитрий Турко. —
Потому что там разброс цен минимален. У нас рынок специфический, где можно встретить безумные наценки на некоторые товары, по 200 и 300 процентов.

Купить через проект можно далеко не всё. За тем, что скоро портится, требует примерки, осмотра или осязания (продукты, одежда, обувь, текстиль, сувениры), придется идти в традиционный магазин.

«Игра цен» пока формирует базу магазинов.

— С нами заключили договоры уже десятки торговых точек. Но если учесть, что только в столице магазинов, которые реализуют бытовую технику через Интернет, около 800, то есть куда стремиться.

Кто не рискует?

Идея проекта, без сомнения, весьма любопытна и нова для нашего рынка уже тем, что в ее основе — этичные отношения между продавцом и покупателем, контролируемые системой штрафов и рейтингов. И это не говоря о том, что покупатель, не прикладывая особых усилий, заставляет продавца добровольно сбивать цену.

Но очевидно, что полноценно работать подобная система может лишь при достаточно большом количестве заявок на покупку и широкой базе торговых точек. Как они отреагируют на новинку, пока непонятно.

Закрадываются сомнения и по поводу того, что за все в проекте заплатит продавец. Так уж сложилось, что любые траты обычно ложатся на плечи потребителя. Наверняка в цены для участников проекта магазины уже будут закладывать тот процент, которым им придется поделиться после сделки с организаторами.

Поиграем — увидим.

Предположительно, скидка для покупателя на проекте составит от 5 до 15 процентов.

Марина Костюкевич, «Минский Курьер»