/ / Общественно-политические и в области права
21.09.2011

О некоторых вопросах пенсионного законодательства

Министерство юстиции Республики Беларусь в связи с поступающими обращениями граждан рассмотрело вопрос о возможности включения в стаж работы для назначения пенсии лицам, являющимся по заключению МРЭК ограниченно трудоспособными, времени ухода за инвалидом I группы.

В соответствии с действующей редакцией пункта «д» статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.

До 1 августа 2006 г. данные периоды ухода засчитывались в стаж работы лица, осуществлявшего такой уход, независимо от его трудоспособности.

Ограничение в части осуществления такого ухода непосредственно трудоспособным лицом было введено Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения». При этом, кто понимается под «трудоспособным лицом» Закон не раскрывает.

Так, например, гражданка, будучи сама инвалидом II группы, более десяти лет осуществляла уход за своими престарелыми родителями, инвалидами I группы. Согласно имеющей в заключении МРЭК трудовой рекомендации она может работать по специальности не более 35 часов в неделю, а также диспетчером на дому у телефона. Однако, в силу того, что гражданка сама являлась инвалидом, период ухода ей в стаж не засчитывается.

Социальная защита инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов: соблюдения прав человека; запрещения дискриминации по признаку инвалидности; обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации; равных прав инвалидов наряду с другими гражданами на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности и др.

В этой связи, Министерство юстиции обратилось в Конституционный Суд Республики Беларусь для изложения позиции относительно конституционно-правового смысла нормы пункта «д» статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

По информации Министерства юстиции Республики Беларусь