/ / Общественно-политические и в области права
23.09.2011

В Беларуси сохранится действующий пенсионный порог - В.Королева

Об этом сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Валентина Королева на совместной online конференции БЕЛТА и Министерства.

"Повышение пенсионного возраста - одна из действенных мер стабилизации пенсионных расходов государства, это общеизвестно, - отметила Валентина Королева. - Что касается перспектив ее применения в Беларуси, то ориентиры здесь уже неоднократно озвучивались Главой государства. Пока это возможно, мы будем сохранять действующий пенсионный порог".

Отвечая на вопрос респондента, она привела сведения о пенсионном возрасте в странах с высоким уровнем жизни. Так, в Норвегии, Дании - 67 лет, в США, Германии (принято решение об увеличении до 67 лет), в Швеции, Финляндии - 65 лет, в Италии, Испании, Великобритании - 65/60 лет. Одна из последних стран, приступивших к повышению пенсионного возраста, - Украина.

Что касается снижения пенсионного возраста, то этого себе не могут позволить даже богатые страны, добавила начальник отдела развития пенсионной системы министерства Татьяна Погонышева. "В Беларуси и без того очень низкий пенсионный порог", - констатировала она.

Расширение предоставляемых пенсионных льгот (в том числе многодетным женщинам) в Беларуси не планируется. "В целом пенсионная система не предназначена для поощрения или оценки заслуг перед обществом, - сказала Татьяна Погонышева. - А многодетные мамы нуждаются в поддержке в период рождения и воспитания детей. В старости же им будет на кого опереться".

По словам Валентины Королевой, в Беларуси в настоящее время изучается вопрос о возможности повышения привлекательности отсрочки обращения за назначением пенсии. "Статья 23-1 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" предоставляет возможность влиять на размер пенсии, отдаляя время обращения за ней, - пояснила она. - Так, согласно указанной статье размер пенсии по возрасту, назначаемой после достижения общеустановленного пенсионного возраста 60/55 лет и при наличии стажа работы 25/20 лет соответственно у мужчин и женщин, увеличивается на 1% заработка, принятого для ее исчисления, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии, за каждые полные два месяца работы, прошедшие со дня возникновения права на пенсию по возрасту на общих основаниях до дня обращения за ее назначением". 

Как правило, эта норма востребована работниками с относительно высокими доходами, добавила Валентина Королева.

По словам заместителя начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Ларисы Яшковой, в Беларуси не планируется введение прибавок к пенсии за непрерывный трудовой стаж. Внесение подобного рода изменений в законодательство не планируется, подчеркнула она.

Понятие "непрерывный трудовой стаж" в национальном пенсионном законодательстве отсутствует. Непрерывный стаж работы в одной организации или просто непрерывный стаж работы не оказывает никакого влияния на право на пенсионное обеспечение и его уровень. Правоопределяющими факторами являются достижение установленного возраста и наличие стажа работы определенной продолжительности.

Вместе с тем длительный стаж работы оказывает влияние на размер пенсии гражданина. Однако при этом неважно, заработан этот стаж в одной организации или в нескольких, поскольку стаж работы для назначения пенсии исчисляется путем суммирования периодов работы, протекавших у разных работодателей, и (или) иной деятельности (времени учебы, военной службы, ухода за детьми и т.п.).

По сообщению БЕЛТА