/ / Общественно-политические и в области права
13.12.2011

Поправки в законодательство об оружии призваны повысить безопасность и устранить дискриминационные моменты

Оружие в законе

Не так давно Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла в первом чтении проект закона о внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности. Одно из предлагаемых новшеств – это более либеральный подход к тем владельцам оружия, которые совершили административные правонарушения. Лишать права на ношение и приобретение оружия планируется только за определенные «административки». Против этого положения особых возражений ни у кого нет. Однако что касается других моментов, то с ними в белорусском Парламенте согласны далеко не все. Возможно, поправки во втором чтении будут приняты в несколько ином виде. Об этом законопроекте корреспондент БЕЛТА побеседовал с депутатом Олегом Котом, который входит в Постоянную комиссию по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

– Какие преимущества предлагаемые поправки в законодательство об оружии дают любителям охоты?

– Изменения и дополнения, которые уже приняты в первом чтении, сокращают список причин, по которым человеку могут запретить ношение оружия либо приобретение оружия и боеприпасов. Я имею в виду перечень административных правонарушений. Сейчас можно лишиться права иметь оружие, если на владельца составлено два протокола, например, за курение или купание в неположенном месте, за нарушение порядка декларирования доходов и имущества и т.д. То есть за нарушения, которые напрямую с оружием не связаны. Если же закон будет принят именно в том виде, который предлагается сейчас, то приобретать оружие будет, когда человек умышленно нанес телесные повреждения или совершил мелкое хулиганство. Конечно, в перечень нарушений входит и стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, которое не предназначено для стрельбы. То же самое с пьянством: попался на распитии алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо появился в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, сел за руль в таком виде – тогда никакого оружия. Еще иметь оружие не сможет тот, кто нарушил правила ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Но важно учесть, что запрет на приобретение оружия связан не только с «административкой». В законопроекте сказано, что нельзя покупать оружие и тому, кто имеет соответствующие заболевания и физические недостатки. Кроме того, запрет касается отбывающих наказание в виде лишения свободы или лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности.

– Получается, что егерь, по неосторожности наехавший на пешехода, который шел по обочине, уже не сможет заниматься своим ремеслом?

– Сейчас в таком случае, если водитель виновен в ДТП, разрешение на ношение и хранение оружия аннулируется, но через пять лет можно снова обратиться в органы внутренних дел. Законопроект предусматривает сокращение этого срока до трех лет. Кстати, в настоящее время такой срок установлен для юридических лиц. Но вопрос со сроками мы будем еще детально обсуждать. Ведь того же егеря, если он по неосторожности сбил пешехода, могут освободить условно-досрочно, погасить судимость. Когда человек действительно своим поведением это заслужил, то судимость снимут и раньше, чем через три года. Получается, судимости уже нет, а запрет на оружие пока остался. Егерь же, как правило, не просто работа, а призвание...

– Какие требования выдвигаются по хранению служебного оружия егерей?

– Им предлагается хранить оружие в специальном служебном помещении. Однако оно может находиться, скажем, в 20 километрах от его дома. А если ночью где-то хозяйничают браконьеры? Получается, нужно сначала съездить за ружьем. Но нарушители, понятное дело, ждать не будут. Или другая ситуация: в деревне появилась, например, бешеная лиса. Люди обратятся к егерю за помощью. И что, лиса его будет ждать, пока он вернется с оружием? Участковые милиционеры тут вряд ли помогут, ведь у них нарезное оружие. К тому же пистолет, а не ружье. Попробуйте из него попасть в лису. Не так-то это просто... Так что в этом плане нужно еще обсуждать положения законопроекта.

– Действительно ли предлагается ужесточить ответственность за утерю оружия?

– Ряд депутатов настаивают на том, чтобы ужесточить ответственность за это. В 2011 году утеряно 56 единиц гражданского оружия именно по вине владельцев. Никакой ответственности за это нет. Есть уголовная ответственность за утерю служебного оружия... Но ведь 56 единиц хватит, чтобы вооружить два взвода. И вы посмотрите, какие причины указывают владельцы: одни говорят, что ружье утонуло в реке, другие – потерял до или после охоты. Интересно, где и как человек оставил ружье в последнем случае? Дальше еще интересней: некоторые поясняют, что потеряли оружие при сборе грибов. Так что, эти люди по грибы с ружьем ходят? Поэтому нужно ужесточить ответственность за утерю, чтобы владельцы серьезней относились к сохранности оружия. Это же не шутки.

– Для чего в проекте закона содержится норма, разрешающая лицам, уволенным из правоохранительных органов за нарушение дисциплины, работать в военизированной охране?

– Для начала уточним формулировку. Предлагается снять запрет на работу в военизированной охране бывшим сотрудникам судебных, налоговых и таможенных органов, а также прокуратуры, бывшим военнослужащим или экс-сотрудникам военизированных организаций. Мы предлагаем сделать по-другому – установить запрет на работу в военизированной охране тем, у кого аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия.

Упрощаются в проекте закона и требования к работникам охраны организаций, не имеющих права создавать именно военизированную охрану. Например, предлагается исключить требование, по которому охранники обязательно должны быть гражданами Беларуси.

– Иностранцам разрешат и получать право на приобретение и хранение гражданского оружия?

– Проектом закона предусмотрено предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, права на приобретение гражданского оружия и владения им.

Поправки содержат и другие защитные нормы. Например, в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений в сфере оборота оружия проектом закона запрещается оборот на территории Беларуси в качестве служебного и гражданского оружия огнестрельного оружия травматического действия и патронов травматического действия, огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом калибра более 9,3 мм, имеющего крепления для штыков (штык-ножей), а также ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в незачехленном виде, использование такого оружия в границах населенных пунктов вне стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов.

Суть поправок заключается в повышении уровня безопасности нашего общества и одновременно в устранении каких-то дискриминационных моментов.

Василий Малашенков, БЕЛТА.