Какие предложения поступили по вопросам проведения безналичных расчетов юрлицами и ИП с покупателями? МНС подвело итоги
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров и Национального банка, которым предусмотрено внесение изменений в совместное ведомственное постановление от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».
Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения, связанные с:
- условиями проведения безналичных расчетов юрлицами и ИП с покупателями (потребителями);
- использованием кассового оборудования;
- приемом средств платежа.
Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 9 по 18 сентября 2021 г.
Замечания и (или) предложения поступили от 9 участников.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или предложений) |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
Подпункт 1.1 проекта постановления |
Почему только организациям потребительской кооперации разрешается использование одного платежного терминала при осуществлении розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания. Если разрешать, то всем организациям |
Подпункт 2.81 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16) по предложению Белкоопсоюза дополнен возможностью организациям потребительской кооперации использовать один платежный терминал при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания с целью оптимизации затрат как банков, так и организаций потребительской кооперации, на содержание платежных терминалов. Это связано с тем, что банки-эквайеры, предоставившие организациям потребительской кооперации платежные терминалы в безвозмездное пользование, в связи с низкими оборотами по платежным терминалам в торговых объектах, расположенных в сельской местности и райцентрах, неоднократно обращались в Белкоопсоюз с ходатайством о частичном изъятии платежных терминалов у торговых организаций потребительской кооперации. Однако в ряде случаев оптимизировать количество платежных терминалов в торговом объекте не представляется возможным ввиду размещения расчетно-кассовых узлов на разных этажах здания либо в помещениях с отдельными входами. Что касается, например, субъектов малого предпринимательства, то у них как правило используется в одном торговом объекте одна единица кассового оборудования и один платежный терминал. Распространять такую норму на крупные торговые сети также нецелесообразно, так как в торговых объектах крупных торговых сетей, расположенных как правило в городах, объем выручки, в том числе получаемой посредством безналичных расчетов с использованием платежных терминалов, значительно выше, чем у организаций потребительской кооперации, у которых торговые объекты расположены в сельской местности |
|
|
Отменить абонплату на обслуживание кассовых аппаратов и терминалов |
Поступивший комментарий не содержит предложений по корректировке норм проекта постановления и не относится к предмету правового регулирования проекта постановления |
|
|
В «Яндекс. Такси» чек не нужен, пассажир едет по фиксированной цене |
Поступивший комментарий не содержит предложений по корректировке норм проекта постановления и не относится к предмету правового регулирования проекта постановления |
|
|
Отменить преференции по использованию КСА и терминалов тем субъектам хозяйствования, которые относятся к форме торговли «развозная, разносная», в том случае, если у субъектов торговли имеется договор с электроснабжающей организацией либо они непосредственно используют для осуществления торговой деятельности подключение к электросетям 220/380 вольт |
В проекте постановления предусмотрена возможность обеспечения расчетов в безналичной форме посредством предоставления услуги инициирования платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении развозной торговли. При этом при осуществлении развозной торговли у субъектов хозяйствования имеется обязанность использования кассового оборудования. Что касается разносной торговли, то в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» это форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли, то есть которые не являются стационарными торговыми объектами и не имеют подключения к электросетям. Вместе с тем в отношении осуществления разносной торговли плодоовощной продукцией с 10 октября 2021 г. вводится обязанность использования кассового оборудования |
|
|
Оставить возможность приема денежных средств без использования кассового аппарата при оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.04.2021 № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» в подпункт 35.12 пункта 35 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16), внесено изменение, согласно которому с 10 октября 2021 г. субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности. На территории городов в данном случае наступит обязанность использования кассового оборудования. Данная норма введена в целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования получаемой выручки, что позволит обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа, сформированного кассовым оборудованием по каждому факту выполнения работ, оказания услуг |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается главу 4 Положения № 924/16 дополнить нормой, закрепляющей возможность выдачи потребителю платежного документа в электронном виде при использовании специальных компьютерных систем (далее – СКС) |
В главе 4 Положения № 924/16 предусмотрено, что СКС обеспечивает формирование платежных документов (проездных документов (билетов). При этом в данной главе не содержится каких-либо ограничений по способу формирования и передачи потребителю платежных документов (проездных документов (билетов). Конкретный способ определяется владельцем СКС и в ряде СКС уже реализована возможность выдачи потребителю платежных документов (проездных документов (билетов) в электронном виде |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Дополнение части первой пункта 10 Положения № 924/16 считать излишним. Предлагается в части первой пункта 10 Положения № 924/16 после слов «учет данных о» дополнить словом «реализованных» |
Уточнение в часть первую пункта 10 Положения № 924/16 вносится в связи с тем, что при использовании субъектами хозяйствования при продаже товаров кассовых аппаратов или программных касс, обеспечивающих дифференцированный учет данных о товарах, на практике не всегда в платежном документе указывается информация о наименовании товара, тогда как в требованиях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» к кассовым аппаратам, и в требованиях, предъявляемых к программным кассам, определенных в Положении о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 (далее – Положение № 10), такое требование предусмотрено как обязательное для указанного кассового оборудования. Дополнять словом «реализованных» нецелесообразно, так как на кассовом оборудовании проводятся кассовые операции при продаже, то есть реализации, товара и в данном случае это уточнение излишнее |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается в части второй пункта 23 Положения № 924/16 слова «Способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы» заменить словами «Состав сведений и способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы» |
В Положении № 10 уже определен состав сведений (информация), которые должны содержаться в кассовых документах, в том числе в платежном документе |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается термин «платежный документ» уточнить способом его формирования (в электронной форме или отпечатанный на бумажном носителе) |
В пункте 2 Положения № 924/16 приведен термин «платежный документ» в соответствии с требованиями нормотворческой техники. Обязанность по обеспечению формирования и выдачи платежного документа соответствующим способом (в электронной форме или отпечатанным на бумажном носителе) закрепляется в соответствующих нормах Положения № 924/16 |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается конкретизировать форму согласия покупателя на получение платежного документа в электронном виде, в том числе с идентификацией покупателя и предоставлением такого согласия в письменной или электронной форме |
Поступившее предложение не относится предмету правового регулирования проекта постановления. Положением № 924/16 определяется обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по использованию кассового оборудования. Положением № 924/16 не регулируются обязанности покупателей (потребителей). При этом необходимо обратить внимание, что при приобретении товара (работы, услуги) с покупателем (потребителем) заключается публичный договор, не предусматривающий идентификацию покупателя (потребителя) и предоставление им согласия в письменной или электронной форме |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается предусмотренный проектом постановления пункт 151 дополнить словами «при наличии технической возможности» |
Не учтено, так как формирование и выдача покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде возможно только при наличии технической возможности кассового аппарата и загромождение данной нормы излишними словами нецелесообразно. При этом для обеспечения такой возможности в проекте постановления предусмотрено поручение Государственному комитету по стандартизации (далее – Госстандарт) внести изменения в серию государственных стандартов СТБ 1364 Республики Беларусь, в том числе в государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» (далее – СТБ), определяющих требования к кассовым аппаратам |
|
Подпункт 1.2 проекта постановления |
Предлагается из проекта постановления исключить дополнение Положения № 924/16 пунктом 151, так как это потребует переработки всех кассовых аппаратов, подключение их к сети интернет, приведет к существенному увеличению времени обслуживания клиентов, а также указан ряд других проблем |
Не учтено, так как предложение о формировании и выдаче покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде было инициировано в том числе и субъектами хозяйствования, использующими кассовое оборудование, при условии согласия покупателя (потребителя). Указанное предложение поддержано Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ), Национальным банком Республики Беларусь как регуляторами в области расчетов. При этом, по мнению МАРТ, Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность выдачи потребителю платежного документа (чека), подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), в электронной форме и отправка электронного чека на электронную почту потребителя вместо печати бумажного чека при наличии согласия на данную операцию покупателя (потребителя), что не будет являться нарушением законодательства о защите прав потребителей. Для обеспечения данной возможности в проекте постановления предусмотрено поручение Госстандарту внести изменения в стандарты, определяющие требования к кассовым аппаратам. Данная норма вступает в силу через девять месяцев после опубликования постановления. Применяться эта норма будет в отношении кассовых аппаратов, обеспечивающих такую возможность |
|
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».