/ / Новости PRAVO.BY
27.03.2020

Профессионально об актуальном: Практика обжалования в МАРТ как уполномоченный государственный орган по государственным закупкам

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 24 февраля 2020 г.

В сфере государственных закупок существуют механизмы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. Это реализуется как через самостоятельное разрешение споров через обращения к лицу, нарушающему права, так и через уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в судебном порядке.

Законодательство о государственных закупках, как действовавшее с 1 января 2013 г. до 1 июля 2019 г., так и действующее с 1 июля 2019 г. по настоящее время, обеспечивает правовую возможность защиты прав потенциальным участникам и участникам процедур государственных закупок посредством обращения с жалобой в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ).

Жалоба может быть подана на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки.

Особенностью реализации права на подачу такой жалобы является наличие факта нарушения прав и законных интересов потенциальных участников и участников процедур государственных закупок (пункт 1 статьи 52 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).

Об этом должны свидетельствовать жалоба и прилагаемые к ней документы и (или) сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений, которые нарушают права и законные интересы заявителей.

Как показывает практика, подобное обжалование в сфере государственных закупок эффективно по причине его оперативности, приостановки процедуры государственной закупки с принятием мер по восстановлению прав и законных интересов заявителя (при наличии такой возможности), отсутствия платы за подачу жалобы. Как следствие, количество судебных споров по данной категории незначительно.

Тогда как статистика жалоб, подаваемых в МАРТ, следующая. За 2019 год подана 1171 жалоба (в 2018 году их количество составило 1083 жалобы), из них 633 приняты к рассмотрению, 462 возвращены без рассмотрения, 76 отозваны заявителем.

При этом:

  • 215 жалоб – признаны обоснованными; 
  • 119 жалоб – признаны частично обоснованными; 
  • 220 жалоб – признаны необоснованными; 
  • 79 жалоб – признаны необоснованными, но в ходе их рассмотрения выявлены нарушения законодательства.

На сегодняшний день обжалование в МАРТ (при принятии жалобы к рассмотрению) связано с проведением МАРТ камеральной проверки процедуры государственной закупки.

Принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения камеральной проверки. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится (пункт 1 статьи 54 Закона).

Порядок проведения камеральной проверки установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 34 «О порядке проведения камеральной проверки».

Сфера государственных закупок в сравнении с другими существующими в правовой системе Республики Беларусь порядками (правилами) закупок самая прозрачная и открытая, что обеспечивается электронным форматом проводимых процедур государственных закупок. И подаваемая жалоба, и результат ее рассмотрения (решение), и акт камеральной проверки или справка камеральной проверки, и предписание об устранении нарушений размещаются в отрытом доступе на официальном сайте государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (ГИАС)1.

Что касается подаваемых жалоб, то можно выделить те, которые подаются в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, те, в которых обжалуются действия (бездействие), решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам, оператора электронной торговой площадки.

В практике рассмотрения жалоб можно выделить ряд типичных обжалуемых действий (бездействия), решений.

Так, заказчики по-прежнему руководствуются нормами законодательства о государственных закупках, действовавшими до 01.07.2019. К примеру, устанавливают в документах, предоставляемых для подготовки предложения, в качестве документов, которые участник должен представить в составе предложения, справки из налогового органа об уплате соответствующих налоговых платежей по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения, справки обслуживающего банка, подтверждающие экономическую состоятельность участника и отсутствие картотеки по открытым (неоплаченным) счетам по состоянию на текущий или предшествующий дню подачи предложения месяц2.

______________________________

1 https://gias.by

2 https://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/6c79836f-e5cb-4620-8646-99dfbb55d97a.

Дело в том, что Закон допускает установление требований к участникам и документам, предоставляемым ими для подтверждения соответствия таким требованиям, только таким образом, как это установлено в пунктах 2, 3 статьи 16 Закона. 

В частности, необходимо подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. К примеру, речь идет об истребовании специального разрешения (лицензии), если вид деятельности подлежит лицензированию. При этом сам заказчик (организатор) еще на этапе подготовки документов, предоставляемых для подготовки предложения, должен выяснить, требует ли законодательство специальное разрешение для вида деятельности, связанного с предметом государственной закупки, или нет.

Имеют место случаи, когда заказчики устанавливают требование при приобретении услуг по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении о наличии у участника специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. Тогда как на сегодняшний день специальное разрешение (лицензия) для указанного вида деятельности не требуется. Соответственно, устанавливать подобное требование при приобретении услуг по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении неправомерно.

Аналогично не допускается истребовать специальное разрешение (лицензию) при приобретении услуг по предоставлению автотранспорта (аренде транспортного средства с экипажем)3.

Также заказчик (организатор) устанавливает соответствие участника дополнительным требованиям к участникам, которые предусмотрены приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Это возможно при приобретении услуг столовых и буфетов учреждений образования (56.29.20.200), когда заказчик (организатор) вправе предусмотреть наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договоров на оказание услуг по обеспечению питанием не менее 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения) о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника.

Обращаем внимание на то, что в остальных случаях проведения процедур государственных закупок требование о наличии опыта работы будет нарушать законодательство о государственных закупках4, если только опыт предусмотрен иным законодательством для тех или иных видов деятельности как обязательное условие их осуществления.

Также неправомерными будут требования к участникам о том, что: они должны быть официальным представителем завода-изготовителя (дилером); у участников должно быть наличие квалифицированного персонала (письмо участника, копия удостоверения работника при необходимости); должна быть техническая оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия (письмо участника)5.

______________________________

3 https://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/8ed69018-3d72-46c0-be4b-33f4bd56f16c.

4 https://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/d18db363-f869-42bf-b495-bb7fe8d5c556.

5 hhttps://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/a316c987-456e-4448-b508-67cc13c15be4.

При обжаловании решений заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам, как правило, предметом обжалования является необоснованное отклонение предложения заявителя или необоснованный выбор участника-победителя. 

Новацией Закона стала норма о том, что в случае, если предметом государственной закупки являются товары, предложение должно содержать конкретные показатели (характеристики), соответствующие требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений, и указание на товарный знак, изобретение (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), селекционное достижение (при наличии), наименование места происхождения товара и его производителя (изготовителя) (пункт 2 статьи 34, пункт 2 статьи 41, пункт 2 статьи 47 Закона).

При этом данное правило заказчик (организатор) включает в документы, предоставляемые для подготовки предложения. В ситуации, когда участник указанную информацию в своем предложении не предоставляет, его предложение отклоняется по причине несоответствия требованиям документов, предоставляемых для подготовки предложения6.

Также следует особо обратить внимание и на то, что в ряде случаев комиссия по государственным закупкам заказчика (организатора) осуществляет ряд действий, которые не предусмотрены Законом с точки зрения наступления правовых последствий.

Так, имеют место случаи, когда поданное предложение участника для участия в открытой конкурентной процедуре государственной закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) рассматривается комиссией по государственным закупкам, но при наличии сомнений комиссия начинает анализировать информацию о предлагаемом участником товаре в сети Интернет, на сайтах производителей, дилеров и др. В дальнейшем на том основании, что найденная информация расходится с информацией в предложении участника, комиссия отклоняет такое предложение.

Между тем информация о характеристиках товара, иная информация о товаре с интернет-сайта производителя не является юридически значимыми сведениями7. Более того, Закон требует от заказчика (организатора) рассмотрения предложения в составе представленных участником документов и (или) сведений. Исключение в данной ситуации могут составлять государственные информационные ресурсы, сведения в которых являются достоверными и могут быть приняты во внимание.

______________________________

6 https://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/0219d23c-44fc-41cd-987b-e7ea650f22b6.

7 https://gias.by/gias/#/appeal/registry/view/8e672b88-5127-48c1-95cb-d16d12717781.

Особенно тщательно следует относиться к предоставляемым участниками документам, подтверждающим право на применение преференциальной поправки.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусмотрено, что при проведении процедуры государственной закупки документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки, являются:

  • в размере 15 процентов:
    • для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли; 
    • для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств, или его копия; 
    • для работ (услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, либо аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, или их копия; 
  • в размере 25 процентов – документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или их копия (подпункт 1.6 пункта 1 названного постановления).

В последнем случае важным является наличие в таком документе, подписанном руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, или уполномоченным им лицом, даты выдачи такого документа с тем, чтобы можно было удостовериться в соблюдении пятидневного срока.

Также следует учитывать, что при заявлении участником о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, если им предлагается товар, происходящий из Республики Беларусь, то подтверждение страны происхождения осуществляется сертификатом формы СТ-1, выданным с учетом особенностей, установленных постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок».

Срок действия такого сертификата формы СТ-1, выданного с учетом названного постановления, составляет 6 месяцев, также в графе «Для служебных отметок» должна содержаться запись «Для целей участия в процедурах государственных закупок». И кроме того, заказчик (организатор) должен удостовериться в том, что наименование участника, подавшего предложение и заявившего о своем праве на применение преференциальной поправки, должно быть указано в таком сертификате о происхождении товара формы СТ-1 в графе «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)».

В качестве рекомендаций при применении преференциальной поправки заказчики (организаторы) могут руководствоваться разъяснениями МАРТ:

1) от 12.09.2019 № 14-01-06/2620К «О порядке применения преференциальной поправки в размере 15 процентов»;

2) от 19.11.2019 № 14-01-06/3302К «О применении преференциальной поправки при закупке ПЭВМ».

Таким образом, установление возможности защиты прав и законных интересов в МАРТ для потенциальных участников и участников процедур государственных закупок позволяет обеспечивать защиту прав, восстанавливать такие права и законные интересы (при наличии оснований), а равно как оперативно выявлять нарушения законодательства о государственных закупках со стороны заказчиков (организаторов).

Между тем потенциальным участникам и участникам процедур закупок следует помнить и о принципах и целях в сфере государственных закупок, и о принципах гражданского законодательства, действовать добросовестно и разумно, без намерения причинить вред другим лицам, исключив и злоупотребление правом в иных формах.

Третьякова И.В.,
начальник отдела координации контроля государственных закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук  доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».