/ / Новости PRAVO.BY
24.03.2020

Профессионально об актуальном: Новая редакция Закона «О географических указаниях». Часть 1

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 8 января 2020 г.

Географические указания являются охраняемыми в качестве объектов интеллектуальной собственности средствами индивидуализации товаров, не уступающими по своей эффективности товарным знакам. При этом географические указания имеют существенную специфику, состоящую в том, что признание названия какого-либо географического объекта (природного или антропогенного) охраняемым средством индивидуализации возможно при наличии причинно-следственной связи между свойствами определенного товара и условиями (природными и (или) людскими факторами, влияющими на характеристики товаров), характерными для такого географического объекта, требующей объективного подтверждения. Другой особенностью географических указаний является их возможная принадлежность неограниченному кругу производителей определенного товара, связанного качеством, репутацией или иными характеристиками с одним географическим объектом.

18 декабря 2019 г. был принят Закон Республики Беларусь № 275-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 275-З), в соответствии с которым Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» (далее – Закон редакции 2002 г.) изложен в новой редакции. Помимо этого, Законом № 275-З внесены изменения и дополнения в ряд иных законодательных актов: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, законы Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которые в той или иной мере были затронуты изменениями в законодательстве о географических указаниях.

Основное внимание в рамках данной статьи будет уделено анализу новой редакции Закона «О географических указаниях» (далее – новая редакция Закона).

Можно говорить о том, что за время действия Закона редакции 2002 г. была наработана определенная правоприменительная практика: в Республике Беларусь зарегистрировано более 30 наименований мест происхождения товара, из которых, к слову, только одно является национальным1. В то же время нормы Закона редакции 2002 г. объективно требовали системного, а в некоторых вопросах – и концептуального пересмотра2.

______________________________

1 Сведения о зарегистрированных в Республике Беларусь наименованиях мест происхождения товаров представлены на сайте НЦИС: https://ncip.by/promyshlennaya-sobstvennost/obekty/perechen-zaregistrirovannykh-naimenovaniy/.

2 Более подробно см.: Лосев, С. С. Охрана географических указаний: актуальные проблемы и перспективы развития законодательства / С. С. Лосев // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 7. – С. 43–48.

Теперь перейдем к анализу норм новой редакции Закона Республики Беларусь «О географических указаниях».

Новый подход к определению объекта правовой охраны

Если в Законе редакции 2002 г. термин «географическое указание» использовался как родовое понятие, используемое для обобщающего названия двух средств индивидуализации – наименования места происхождения товара и указания происхождения товара, то в новой редакции Закона термин «географическое указание» получил реальное содержание, став обозначением охраняемого средства индивидуализации. Согласно норме п. 1 ст. 1 новой редакции Закона под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории определенного географического объекта, если качество, репутация или иные характеристики товара в значительной степени обусловлены его географическим происхождением. Можно сказать, что законодатель дал максимально широкое определение объекта правовой охраны, охватывающее все возможные варианты индивидуализации товара указанием на его связь с определенным географическим объектом. При этом в этой же норме говорится о том, что в географическое указание включается наименование места происхождения товара.

Наименование места происхождения товара (далее – НМПТ) не исключено из числа охраняемых объектов, а определено как частный случай географического указания. При этом в отношении НМПТ сохраняется определение, данное в Законе редакции 2002 г. НМПТ определено как «… обозначение, которым может быть наименование географического объекта, обозначение, производное от такого наименования, а также иное обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта, при условии, что товар, идентифицируемый таким обозначением, обладает особыми свойствами, которые исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами». Указанные положения применяются и к «… обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого также исключительно или главным образом определяются характерными для данного объекта факторами».

Феномен НМПТ состоит в том, что в самом определении этого объекта интеллектуальной собственности содержится обязательный признак: наличие в обозначаемом товаре особых свойств, которыми товар исключительно или главным образом «обязан» своему географическому происхождению.

Таким образом, можно говорить о том, что с принятием новой редакции Закона «О географических указаниях» произошло значительное расширение круга охраноспособных обозначений, охватываемых понятием «географическое указание», поскольку к ним отнесены обозначения, не только идентифицирующие товар с особыми свойствами, обусловленными исключительно или главным образом условиями географической среды, что характерно для НМПТ, но также идентифицирующие товар, имеющий определенное качество, репутацию или иные характеристики, от которых требуется, чтобы они уже не «исключительно», а «в значительной степени» были обусловлены географическим происхождением товара. Следует отметить, что термин «в значительной степени» в новой редакции Закона никоим образом не определен, что позволяет рассматривать его как оценочную категорию. О том, имеется или нет значительная степень обусловленности характеристик товара его географическим происхождением, очевидно, следует судить, ориентируясь на наличие или отсутствие ассоциирования товара с данным географическим объектом с точки зрения потребителей.

Соответственно, указание происхождения товара в новой редакции Закона исключено из числа охраняемых средств индивидуализации.

Справочно. В законодательстве зарубежных государств и в международных договорах отсутствует единообразный подход в определении соотношения понятий «географическое указание», «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара».

Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) в статье 1(2) предусматривает, что объектами охраны промышленной собственности являются указания происхождения или наименования места происхождения. Как говорится в доктринальном комментарии к Парижской конвенции, под указаниями происхождения (les indications de provenance) обычно понимаются все выражения или все знаки, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт произведен определенной страной, в конкретном районе или ином определенном месте; наименование места происхождения (une appellation d’origine) можно определить как географическое наименование страны, района или местности для обозначения произведенного там продукта, качество или характер которого связан исключительно или существенно с данным географическим местом. В то же время справедливо замечание о том, что Парижская конвенция не содержит правил, конкретизирующих охрану наименований места происхождения товаров, и поэтому не во всех странах законодательство и правоприменительная практика проводят последовательное и строгое разграничение между понятиями «указание происхождения» и «наименование места происхождения» товара.

Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах (1891 г.) предусматривает, что на все товары, содержащие ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения, которое прямо или косвенно указывает на одно из Договаривающихся государств или на место, находящееся в таком государстве, в качестве страны или места происхождения, налагается арест при их ввозе или такой ввоз должен быть запрещен, или в отношении такого ввоза применяются другие меры и санкции. Республика Беларусь в данном соглашении не участвует.

Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958 г.) в первоначальной редакции предусматривало охрану только наименований мест происхождения, под которыми понималось географическое наименование страны, района или местности, служащее для обозначения продукта, который происходит из данной страны, района или местности, и качество и особенности которого обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и человеческие факторы.

Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, принятый 20 мая 2015 г., использует одновременно два понятия: «наименование места происхождения» и «географическое указание». При этом данное соглашение предусматривает процедуру международной регистрации обоих названных объектов. Как следует из норм статьи 2(1)(i) и 2(1)(ii), основное различие между ними состоит в том, что в качестве наименования места происхождения охраняется название географического района, служащего для обозначения товара, происходящего из этого района, а в качестве географического указания – любое указание, указывающее на определенный географический район и идентифицирующее товар как происходящий из этого географического района. В обоих случаях свойства товара должны иметь связь с определенным географическим районом, однако для наименования места происхождения качества или свойства товара должны быть обусловлены исключительно или главным образом географической средой, а для географического указания определенное качество, репутация или иное свойство товара должны быть обусловлены главным образом его географическим происхождением.

Республика Беларусь в обоих актах Лиссабонского соглашении не участвует.

Действующее для государств – членов ВТО Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (1994 г.) в статье 22 предусматривает обязанность охранять географические указания. При этом географические указания определяются как обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории государства, региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

Приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе (2014 г.) называет два объекта правовой охраны: географическое указание и наименование места происхождения товара. Определение географического указания, данное в пункте 17 Приложения № 26 к Договору о ЕАЭС, идентично определению, данному в статье 22 Соглашения ТРИПС. Наименование места происхождения товара определяется более широко, чем предложенное в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, и включает в себя как собственно наименование географического объекта, так и иное обозначение, хотя и не содержащее это наименование, но позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории данного объекта. При этом в силу нормы пункта 18 Приложения № 26 к Договору о ЕАЭС предоставление охраны географическим указаниям для государств – членов ЕАЭС не является обязательным, в отличие от НМПТ, в отношении которых все страны – члены ЕАЭС обязаны предоставлять меры защиты.

Таким образом, можно говорить о существующей в мире тенденции постепенного перехода от охраны НМПТ к охране более широкого по своему содержанию объекта – географического указания, и именно эта тенденция учтена в новой редакции Закона.

Безусловно, основной «прирост» числа охраняемых обозначений в связи с предусмотренным новой редакцией Закона более широким определением географического указания будет обеспечен за счет обозначений, принадлежащих иностранным товаропроизводителям. В связи с этим следует отметить, что в отношении охраноспособности географических указаний в новой редакции Закона сохранена защитная оговорка: согласно норме п. 3 ст. 1 не признается географическим указанием обозначение, соответствующее определению географического указания (включая НМПТ), но при этом вошедшее в Республике Беларусь во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (происхождения). Тем самым с введением в действие новой редакции Закона сохранится практика свободного использования таких обозначений как «коньяк», «шампанское вино», «российский сыр» и других охраняемых за рубежом обозначений, которые для отечественного потребителя изначально стали обозначениями вида товара, не связанными с его географическим происхождением.

Также имеет значение норма п. 2 ст. 16 Закона, предоставляющая добросовестным производителям ограниченное двухлетним сроком право продолжать использовать получившее правовую охрану географическое указание.

Лосев С.С.,
ведущий научный сотрудник Национального центра законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».