/ / Новости PRAVO.BY
21.01.2020

Профессионально об актуальном. Таможенный кодекс ЕАЭС: комментарий к главе 47 «Общие положения о таможенных органах» (статьи 361–363)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 16 октября 2019 г.

1 января 2018 г. в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) вступил в силу новый Таможенный кодекс, утвержденный Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТК ЕАЭС). Принятие данного кодифицированного акта является частью стратегии ЕАЭС по дальнейшей модернизации и упрощению таможенных процедур и унификации условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

В данной статье будут рассмотрены положения статей 361–363 ТК ЕАЭС, регламентирующие, в частности, вопросы, касающиеся информационной деятельности таможенных органов государств – членов ЕАЭС, а также порядок взаимодействия таможенных служб ЕАЭС с иными заинтересованными участниками внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что основа деятельности таможенных органов государств – членов ЕАЭС, являющихся одним из составляющих звеньев системы органов исполнительной власти, заключена в обороте образуемой и потребляемой ими совокупности соответствующих сведений. Именно на основании той или иной таможенной информации, основными характеристиками которой являются достоверность и целостность, таможенным органом (их представителями) принимаются определенные управленческие решения. Как результат, степень упорядоченности работы с первичными и производными данными и определяет в конечном счете качество и эффективность деятельности таможенного органа.

В связи с этим особое внимание в ТК ЕАЭС уделено регламентации вопросов информационного взаимодействия таможенных органов, подразумевающего необходимость эффективного обмена информацией и, таким образом, способствующего стабильному развитию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Итак, положения п. 1 статьи 361 ТК ЕАЭС устанавливают право таможенных органов ЕАЭС проводить сбор сведений о лицах в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС либо с иной деятельностью в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

В частности, в рассматриваемом пункте упоминаются информационные категории, имеющие отношение прежде всего к коммерческой (об учредителях, акционерах, руководителях и главных бухгалтерах организации; о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), банковской (об открытых банковских счетах) и налоговой (о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика; о задолженности (недоимке) в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о налогах и сборах (налоговым законодательством) юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов либо претендующих на включение в такой реестр) сторонам деятельности таких субъектов.

В свою очередь п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что сбор приведенной в п. 1 информации осуществляется таможенными органами посредством получения соответствующих сведений от других государственных органов государств – членов ЕАЭС, а также при совершении таможенных операций (действий, совершаемых лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании).

При этом получение сведений от других государственных органов государств – членов ЕАЭС означает возможность обмена информацией как между таможенными органами и иными государственными органами внутри государства (Республики Беларусь), так и между таможенной службой Беларуси и другими органами государственной власти государств – членов ЕАЭС. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 121 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК РБ) информацию, составляющую банковскую тайну (сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению), банк может предоставить таможенным органам.

Стоит отметить, что положение ч. 3 ст. 121 БК РБ корреспондирует положению, установленному п. 2 ст. 337 ТК ЕАЭС и указывающему, что банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств – членов ЕАЭС представляют по требованию таможенного органа документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств – членов ЕАЭС, а также необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам таких организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

В связи с получением таможенными органами и их должностными лицами соответствующей информации п. 2 ст. 356 ТК ЕАЭС устанавливается обязанность таких субъектов не разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств – членов ЕАЭС, информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством государств-членов тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС, международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной и (или) устанавливаемых законодательством государств – членов ЕАЭС.

В свою очередь п. 3 ст. 361 закрепляет право на доступ к информации, указанной в п. 1 рассматриваемой статьи, и наделяет лиц в сфере внешнеэкономической деятельности, в отношении которых осуществляется сбор таможенными органами описанной выше информации, правом ознакомления с собранными ими сведениями. Таким образом, условное юридическое лицо вправе обратиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь в таможенные органы за информацией, собираемой в отношении них, и получить всю совокупность сведений для ознакомления и возможного дополнения (уточнения).

В соответствии со ст. 362 устанавливается практика обмена документированной информацией в сфере таможенного дела. В числе основных субъектов, принимающих участие в обмене соответствующей информацией (документами и сведениями) на бумажном носителе, указываются (п. 1):

  • таможенные органы (государственные органы, осуществляющие руководство таможенным делом и реализующие государственную таможенную политику);
  • декларанты (лица, предоставляющие таможенному органу посредством использования таможенных документов (таможенной декларации) информацию о товарах, избранной таможенной процедуре и иные необходимые для выпуска товаров, а также лица, от имени которых совершаются подобные юридически значимые действия);
  • перевозчики (лица, осуществляющие перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС или внутри союза (в случае если соответствующие товары находятся под таможенным контролем));
  • уполномоченные экономические операторы (юридические лица, включенные таможенными органами в соответствии с требованиями актов таможенного законодательства в специализированный реестр и имеющие особый правовой статус в сравнении с иными лицами, осуществляющими деятельность во внешнеэкономической сфере);
  • иные лица, совершающие таможенные операции (т.е. другие юридические или физические лица, осуществляющие определенные действия в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании). К примеру, согласно п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование может осуществляться помимо декларанта и таможенным представителем (т.е. юридическим лицом, включенным в реестр таможенных представителей, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица).

При этом стоит отметить, что приоритет в операциях обмена документами и сведениями между перечисленными выше субъектами отдается обмену электронными документами, лежащими, к примеру, в основе системы предварительного информирования.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» (далее – Закон об электронном документе) под электронным документом понимается документ в электронном виде, который содержит электронную цифровую подпись (реквизит, удостоверяющий целостность и подлинность соответствующего документа) и обращаемый во всех сферах деятельности при условии наличия специальных технических средств.

В свою очередь наличие специальных технических средств подразумевает необходимость использования в заинтересованных организациях специальных технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов. Процедура на подтверждение такого соответствия осуществляется согласно положениям Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Подлинные электронные документы в соответствии со ст. 22 Закона об электронном документе обладают одинаковой юридической силой наряду с бумажными документами, подписанными собственноручно. В связи с этим следует отметить, что для целей развития системы обмена электронными документами в сфере таможенного дела необходимо принимать в рамках ЕАЭС единые нормативные правовые акты, которые своими положениями унифицируют теоретические и прикладные аспекты использования электронных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В частности, в настоящее время имеются различные нормативные акты, регулирующие порядок обмена электронными документами на территории ЕАЭС. Часть из них (к примеру, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 125 «Об утверждении Положения об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств – членов Евразийского экономического союза между собой и с Евразийской экономической комиссией») имеет более общий характер и концептуальным образом упорядочивает обращение электронных документов, предписывая субъектный состав обмена, порядок его осуществления, в то время как иные имеют более узкоспециализированный характер и в качестве рекомендаций (к примеру, Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2016 г. № 5 «Об электронном взаимодействии при представлении предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом») устанавливают преимущественно технические основы применения электронных документов, описывая, в частности, их структуру, форматы и т.п.

Согласно п. 2 ст. 362 ТК ЕАЭС обмен электронными документами и (или) сведениями в электронном виде следует осуществлять посредством взаимодействия информационных систем лиц, участвующих в таком обмене документами (например, между таможенными органами и перевозчиками), или с использованием ресурсов сети Интернет. Среди прочего данная норма предполагает и необходимость наличия национального правового опыта в отношении регламентации использования информационных систем, имеющего значение при интеграции информационных систем, обладателями которых являются представители различных государств.

В Республике Беларусь согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» вся совокупность информационных систем подразделена на государственные и негосударственные информационные системы. В таможенной сфере данный вариант классификации также полностью применим. Так, в качестве потенциального владельца государственной информационной системы могут выступать таможенные органы Республики Беларусь, а негосударственной, к примеру, какое-либо коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность. При этом абсолютно все государственные информационные системы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». В данном постановлении, в частности, описаны условия регистрации информационных систем, в том числе и негосударственных, а также порядок ведения Государственного регистра информационных систем.

В части развития в Республике Беларусь информационного общества и, следовательно, информационной экономики, представляет интерес положение п. 3 ст. 362 ТК ЕАЭС. В данном пункте подчеркивается преимущественное положение электронных документов над всеми иными видами документов в процессе организации информационного обмена. Так, в случае технической невозможности (т.е. отсутствия тех или иных технических средств (программных, аппаратных), связи или т.п.) организации обмена электронными документами представление необходимых для проведения таможенных операций документов осуществляется на бумажном носителе.

В соответствии с положениями ст. 363 ТК ЕАЭС устанавливаются основы взаимоотношения таможенных органов ЕАЭС с участниками внешнеэкономической деятельности (к примеру, с организациями, являющимися таможенными перевозчиками). В первую очередь необходимо отметить, что взаимодействие и координация деятельности с организациями, осуществляющими внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность, целесообразно строить на договорной основе, в том числе посредством заключения различных взаимных соглашений и (или) договоров.

Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 363 ТК ЕАЭС в целях совершенствования (повышения эффективности) таможенного регулирования и публичного обсуждения проектов международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования таможенные органы устанавливают и поддерживают официальные отношения консультативного характера с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями. В данном случае таможенным органам Республики Беларусь в рамках их компетенции предоставлено право осуществлять официальные контакты консультационного характера с участниками внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности.

В этой связи для установления и поддержания соответствующих официальных отношений консультативного характера и взаимодействия в целях повышения эффективности таможенного контроля между таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями, при таможенных органах могут создаваться консультативные органы и приниматься документы, регулирующие порядок такого взаимодействия (п. 3 ст. 363 ТК ЕАЭС).

В частности, одним из таких органов является общественно-консультативный (экспертный) совет при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (далее – Совет), действующий на основании положения, утвержденного приказом Председателя Государственного таможенного комитета от 9 ноября 2016 г. № 494-ОД (далее – положение). В соответствии с данным положением определяются порядок создания, цели, задачи, права и регламент работы Совета, а также права и обязанности его членов.

Согласно пунктам 2 и 3 указанного выше положения Совет, являясь совещательным, консультативным и (или) экспертным органом, создан в целях объективного рассмотрения и обсуждения разрабатываемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК Республики Беларусь) проектов нормативных правовых актов, а также обсуждения в пределах установленной законодательством компетенции ГТК Республики Беларусь проблемных вопросов, возникающих у юридических и физических лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

При этом в состав Совета входят (п. 5 положения):

  • Консультативная группа по повышению эффективности таможенного контроля (консультативный орган);
  • экспертно-консультативная группа по таможенно-тарифному регулированию;
  • экспертно-консультативная группа по транзиту;
  • экспертно-консультативная группа по информационным технологиям.

В качестве основных задач Совета определены (п. 7 положения):

  • подготовка предложений по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности;
  • обеспечение эффективного взаимодействия ГТК Республики Беларусь с представителями иных государственных органов, общественных объединений, субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций (союзов) – объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (далее – ассоциации (союзы), научных организаций, учреждений высшего образования, экспертами и специалистами, специализирующимися в конкретных отраслях экономики и права, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, и иными заинтересованными лицами;
  • объективное рассмотрение и обсуждение проектов нормативных правовых актов, разработанных ГТК Республики Беларусь;
  • обсуждение в пределах установленной законодательством компетенции ГТК Республики Беларусь проблемных вопросов, возникающих у юридических и физических лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

При этом Совету предоставлены следующие правомочия (п. 8 положения):

  • вносить в ГТК Республики Беларусь предложения о необходимости совершенствования нормативных правовых актов и корректировки проектов нормативных правовых актов, разработанных ГТК Республики Беларусь;
  • запрашивать у ГТК Республики Беларусь, иных государственных органов, общественных объединений, а также у субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций (союзов) информацию, необходимую для решения возложенных на него задач, с соблюдением требований, определенных законодательством об информации, информатизации и защите информации;
  • приглашать представителей ГТК Республики Беларусь, иных государственных органов, общественных объединений, субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций (союзов), научных организаций, учреждений высшего образования, экспертов и специалистов, специализирующихся в конкретных отраслях экономики и права, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов и иных заинтересованных лиц для участия в заседаниях совета;
  • привлекать к участию в рассмотрении проектов нормативных правовых актов специалистов, обладающих специальными знаниями по вопросам, являющимся предметом правового регулирования этих проектов нормативных правовых актов (с их письменного согласия);
  • по результатам обсуждения проблемных вопросов, возникающих у юридических и физических лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности, вносить в ГТК Республики Беларусь предложения об их решении.

Согласно п. 11 рассматриваемого положения в состав Совета включаются:

  • Председатель ГТК Республики Беларусь (его заместитель), иные представители ГТК Республики Беларусь;
  • представители субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций (союзов), осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;
  • председатели региональных общественно-консультативных советов, организованных на базе Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской региональной, Минской региональной, Могилевской таможен.

Помимо этого, в состав совета могут включаться с их письменного согласия представители иных государственных органов, общественных объединений, научных организаций, учреждений высшего образования, эксперты и специалисты, специализирующиеся в конкретных отраслях экономики и права, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов и иные заинтересованные лица.

Стоит также отметить, что протоколы заседаний Совета, актуальная информация по составу Совета, а также всех экспертно-консультативных групп при Совете размещены на едином Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь в разделе «Сотрудничество» (вкладка «Деловое сотрудничество»).

В целом следует отметить, что в содержании практически всех норм ТК ЕАЭС, регламентирующих информационную сферу таможенных органов, прослеживается тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и упрощение таможенных процедур, унификацию условий ведения бизнеса. Информационные основы представлены законодателем в качестве важнейшего звена для формирования общей евразийской концепции таможенного дела. В этой связи таможенные органы ЕАЭС в соответствии с проанализированными выше положениями выступают как государственные структуры, организационная деятельность которых напрямую корреспондирует принципу баланса государственных интересов и интересов бизнес-сектора.

Таким образом, видится целесообразным принять во внимание рассмотренные выше положения ТК ЕАЭС не только лишь представителям бизнес-сообщества, осуществляющим свою экономическую деятельность, в том числе и на таможенной территории ЕАЭС, но и законодателю при разработке правовых норм нормативных правовых актов Республики Беларуси и законодательства ЕАЭС в сфере таможенного дела.

Яхнович О.И.,
главный инспектор Государственного таможенного
комитета Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!