/ / Новости PRAVO.BY
24.02.2020

Профессионально об актуальном: Увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 10 января 2020 г.

Качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских формирований, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей государства, создание эффективной системы гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы по контракту, является важнейшей задачей успешной реализации мероприятий и достижения целей строительства военной организации государства.

Вместе с тем выполнение данной задачи затрагивает права значительного количества военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), поскольку сопряжено с прекращением военной службы и досрочным увольнением в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.

Следует отметить, что увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ввиду наличия объективных причин невозможности продолжения военно-служебных отношений поставлено законодателем в один ряд по совокупности установленных прав, гарантий и льгот с такими основаниями увольнения, как увольнение по возрасту или по болезни (часть шестая статьи 59 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»). К таким, наиболее значимым льготам и гарантиям, относятся:

  • предоставление основного отпуска при увольнении с военной службы исходя из общей продолжительности военной службы в календарном исчислении, независимо от прослуженного времени в году увольнения (пункт 151 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186);
  • назначение пенсии за выслугу лет (при наличии выслуги на военной службе 20 и более лет) непосредственно при увольнении с военной службы, независимо от достижения предельного возраста состояния на военной службе (статья 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»);
  • выплата необлагаемого подоходным налогом выходного пособия в размере шести месячных окладов денежного содержания (пункт 192 Положения о порядке прохождения военной службы);
  • другие.

Неслучайно по этой причине увольнение по указанному основанию является для отдельных военнослужащих наиболее «желаемым» и «выгодным» (до достижения предельного возраста состояния на военной службе), что, в свою очередь, является почвой для возможных злоупотреблений при оценке правомерности и обоснованности увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 59 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнослужащий может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Локальными правовыми актами воинских формирований штат воинской части определяется как документ, определяющий ее состав, организационную структуру, численность личного состава и количество вооружения и техники. Штат должен предусматривать наименование воинской части, входящих в нее структурных подразделений, воинских должностей личного состава, а также воинские звания (штатно-должностные категории), военно-учетные специальности, должностные оклады (тарифные разряды) по воинским должностям.

В законодательстве нет четкого определения организационно-штатных мероприятий. Понятия «штат» определяются в словарях как постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения, «организация» – как упорядоченное, продуманное устройство; стройная система, а «мероприятие» – как организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление какой-либо цели [1, II том, с. 62, 477, III том, с. 892]. Определяя понятие «организационно-штатные мероприятия» на основе составляющих, можно сделать вывод, что это действия, направленные на изменение устройства организации путем реорганизации постоянного состава сотрудников данного учреждения.

Обычно под организационно-штатными мероприятиями подразумеваются:

  • расформирование, формирование, переподчинение, переименование, перевод на новые штаты, внесение изменений в штаты органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций;
  • создание, реорганизация и ликвидация военных учебных заведений, военных факультетов и военных кафедр при учреждениях образования;
  • изменение состава и штатной численности воинских формирований, проводимое во исполнение указов Президента Республики Беларусь;
  • переименование воинских должностей, проводимое на основании изменения специальных перечней должностей, подлежащих замещению военнослужащими, и соответствующих этим должностям воинских званий.

Однако не любые организационно-штатные мероприятия можно отнести к основаниям увольнения с военной службы. Условия увольнения по данному основанию уточняются Положением о порядке прохождения военной службы. Так, в соответствии с подпунктом 211.1 пункта 211 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен в запас до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего, должность которого сокращена, на другую должность по основаниям, предусмотренным пунктом 24, подпунктом 27.2 пункта 27, подпунктом 28.1 пункта 28 настоящего Положения, т.е. основаниям назначения на высшую, равную и низшую должности. В соответствии с подпунктом 21.14 пункта 21 Положения о порядке прохождения военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую воинскую должность.

Таким образом, необходимым условием увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является фактическое сокращение занимаемой военнослужащим должности. На практике, в отдельных случаях, установление данного факта вызывает затруднения как со стороны самих военнослужащих, так и их командиров (начальников). По мнению автора, о фактическом сокращении воинской должности могут свидетельствовать:

  • переименование воинской должности, в том числе при сохранении военно-учетной специальности, штатно-должностной категории, должностного оклада, а также численности должностей в подразделении;
  • изменение военно-учетной специальности при сохранении наименования должности и численности должностей в подразделении;
  • исключение воинской должности, влекущее сокращение численности должностей в подразделении.

При этом не может считаться фактическим сокращением должности изменение штатно-должностной категории и (или) должностного оклада по воинской должности, в том числе и в случаях, когда их изменение оформляется путем исключения из штата воинской должности и включения должности с тем же наименованием, но другими штатно-должностной категорией и (или) должностным окладом.

Следует отметить, что фактическое сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности является необходимым, но недостаточным условием увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Исходя из приведенных выше предписаний Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть уволен с военной службы при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую воинскую должность. Такие основания предусмотрены пунктом 24 – назначение на высшую должность в порядке продвижения по службе (с согласия военнослужащего) или по итогам конкурса (при назначении на должность научного, научно-педагогического состава), подпунктом 27.2 пункта 27 – назначение на равную должность в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (с учетом его военно-учетной специальности, уровня военного образования (подготовки) и опыта служебной деятельности) и подпунктом 28.1 пункта 28 – назначение на низшую должность в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (при отсутствии условий и оснований для назначения его на равную или высшую должность с согласия военнослужащего).

Анализ приведенных нормативных предписаний свидетельствует, что причины увольнения по организационно-штатным мероприятиям носят объективный характер, не зависят от воли и внутреннего состояния сторон и выступают при этом в роли юридических дозволений возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, предоставляя возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные административно-правовой нормой действия.

Так, при наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий соответствующий командир (начальник) вправе зачислить военнослужащего в распоряжение на срок не более 6 месяцев; предложить назначение на высшую или низшую воинскую должность с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего, в том числе в воинскую часть, находящуюся в другой местности (с учетом его военно-учетной специальности, уровня военного образования (подготовки) и опыта служебной деятельности). Военнослужащий, в свою очередь, при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы, в том числе находящемуся в другой местности (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинскую должность и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию и т.п.

Таким образом, увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями проводится по объективной причине лишь в случае невозможности его использования на военной службе и при отсутствии других оснований для увольнения. Например, при сокращении воинской должности, реализованном посредством ее фактического переименования с сохранением военно-учетной специальности, штатно-должностной категории и должностного оклада, увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями не может быть признано правомерным, поскольку, несмотря на фактическое сокращение воинской должности, в данном случае имеется объективная возможность назначения военнослужащего на равную должность без его согласия.

Вывод о правомерности увольнения военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями лишь в случае невозможности его использования на военной службе и при отсутствии других оснований для увольнения подтверждается и российскими юристами, исследующими вопросы увольнения с военной службы. Так, по мнению Терехина А.М., желание военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является основанием для его увольнения. У военнослужащего не возникает права на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, даже если его должность сокращена [2].

Э.А.Данилюк также подчеркивает, что право определять возможность и невозможность увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями принадлежит командованию, но никак не военнослужащему, а значит, его волеизъявление по данному вопросу командованием может во внимание не приниматься [3].

Следует отметить, что анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере прохождения гражданами военной службы по контракту показывает, что, несмотря на имеющиеся отличия в целом, порядок увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями регулируется аналогичным образом. Так, в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность). В связи с этим исследования, представленные в российских источниках научной информации по проблемным вопросам увольнения с военной службы, заслуживают внимания с правоприменительной точки зрения.

Одной из разновидностей организационно-штатных мероприятий является изменение штатно-должностной категории, соответствующей воинской должности, или должностного оклада по должности. Под штатно-должностной категорией понимается предельное воинское звание, предусмотренное штатом для конкретной воинской должности, с учетом которого военнослужащему присваивается очередное воинское звание, определяются права и обязанности, должностной оклад и др. Можно согласиться, что, по сути, изменение штатно-должностной категории или должностного оклада является организационно-штатным мероприятием, поскольку в данном случае изменяются обязательные атрибуты штата воинской части.

Вместе с тем законодатель выделил снижение штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим должности, либо уменьшение должностного оклада по занимаемой им должности в отдельное основание увольнения с военной службы, предусмотрев иной порядок и условия увольнения.

Так, в соответствии с абзацем четвертым части пятой статьи 59 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности.

Данное основание увольнения в отличие от увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями, выступающего как юридическое дозволение возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, является правом военнослужащего на увольнение, влекущим соответствующую обязанность со стороны командиров (начальников).

В указанном случае увольнение военнослужащего осуществляется только по его просьбе, при отсутствии согласия с оставлением на военной службе в занимаемой должности или назначением на другую воинскую должность в соответствии с законодательством (подпункт 21.13 пункта 21 Положения о порядке прохождения военной службы).

Вместе с тем существенное различие в правовых последствиях наступления указанных юридических фактов, относящихся к организационно-штатным мероприятиям (сокращение должности, с одной стороны, и снижение штатно-должностной категории либо уменьшение должностного оклада по занимаемой воинской должности, с другой стороны), представляется не вполне обоснованным. Почему в случае сокращения воинской должности военнослужащий может быть уволен с военной службы только при отсутствии условий назначения на другие должности, в то время как при снижении штатно-должностной категории либо уменьшении должностного оклада по занимаемой воинской должности военнослужащему предоставляется безусловное право на увольнение? По мнению автора, в обоих случаях причинами увольнения с военной службы являются организационно-штатные мероприятия, имеющие подобную правовую природу, в связи с чем и правовые последствия, определяющие степень дозволения возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, в обоих случаях должны быть идентичными. Данная позиция реализована в российском законодательстве.

Так, абзацем четвертым подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

На основании изложенного представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и Положение о порядке прохождения военной службы, предусмотрев, что увольнение с военной службы военнослужащего, по должности которого в результате организационно-штатных мероприятий снижена штатно-должностная категория либо уменьшен должностной оклад по занимаемой воинской должности, осуществляется при несогласии с оставлением его в занимаемой должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую должность.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : ок. 160 000 слов / Т. Ф. Ефремова. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 3 т.

2. Терехин, А. М. Досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями: несколько вопросов и ответов на них / А. М. Терехин // Право в вооруж. силах. – 2010. – № 2. – С. 23–31.

3. Данилюк, Э. А. Проблемы, связанные с увольнением военнослужащих при проведении организационно-штатных мероприятий // Рос. военно-правовой сб. – 2005. – № 5. – 279 с.

Дроздов С.А.,
начальник юридического управления Государственного пограничного комитета

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!