/ / Новости PRAVO.BY
04.09.2019

Подведены итоги публичного обсуждения проекта Указа о депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки

Подведены итоги публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки», подготовленного в целях совершенствования правового регулирования отношений в области обращения с бывшей в употреблении потребительской упаковкой, направленного на сокращение объемов захоронения отходов и повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.

Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Публичное обсуждение осуществлялось на Правовом форуме Беларуси с 12 по 22 августа 2019 г. включительно.

По результатам обсуждений на сайт «Правовой форум Беларуси» поступило 21 сообщение от 13 участников обсуждений, из них 6 участников осуществляют профессиональную деятельность в сфере обращения с отходами (один участник) или производства напитков (пять участников).

В ходе обсуждений четыре пользователя высказали в целом свое отношение к внедрению депозитной (залоговой) системы (далее – ДЗС) без конкретных замечаний и предложений по проекту: тремя участниками поддерживается внедрение системы и одним не поддерживается. Из девяти участников, которыми представлены замечания и предложения по проекту Указа, в целом проект не поддерживается (принятие считается преждевременным) тремя участниками обсуждений.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки».

Структурный элемент проекта нормативного правового акта Содержание замечаний и (или) предложений Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений
Обоснование
(в случае неучета)
Редакция
(в случае учета)


«Бутылки или пластмассу и сегодня можно сдать за какие-то деньги… Справедливым будет, если залог составит, например, 20 копеек, но обратно вернут, скажем, 21.»

Так как ДЗС является экологическим проектом и не имеет коммерческого характера, то каких-либо дополнительных выплат потребителю, сверх возврата суммы ранее уплаченного залога, не планируется.

 

Абзац третий части первой пункта 6 приложения 1 к проекту Указа

Предлагается исключить обязанность торговых организаций осуществлять сбор упаковки и выплату залога, так как это может привести к изыманию собственных оборотных средств (если количество сданной упаковки, превысит количество реализованной).

Предлагается обязать управляющую организацию устанавливать и обслуживать автоматы для сбора упаковки, которые осуществляют выдачу денежных средств, а торговые организации обязать лишь обеспечить их подключение к сети.


Установка автоматов, осуществляющих выдачу денежных средств, повлечет значительное увеличение как капитальных вложений в создание системы, так и текущих расходов на обслуживание (дополнительные услуги инкассации). Как показывает практика функционирования ДЗС в других странах автоматы, выдающие денежные средства, не применяются. Производители автоматов для сбора упаковки подтверждают теоретическую возможность изготовления таких автоматов, однако в настоящее время они не выпускаются, так как не востребованы из-за очень высокой стоимости.

Так же следует учитывать, что установка автоматического оборудования не всегда возможна, например, из-за малой площади торгового объекта в сельском населенном пункте. При этом жители  данного населенного пункта также должны, наравне с другими гражданами, иметь возможность сдать бывшую в употреблении упаковку. Таким образом, полностью исключить ручной сбор упаковки с выплатой сумм залога торговыми объектами без ограничения доступности системы сбора упаковки для населения не возможно.

При этом обязанность по обеспечению торговых организаций материалами и оборудованием для приема от физических лиц и временного хранения бывшей в употреблении упаковки возлагается на управляющую организацию (абзац пятый части первой пункта 8 и абзац шестой пункта 11 приложения 1 к проекту Указа). Кроме того, проектом Указа предусматривается возмещение торговым организациям расходов, связанных с приемом и временным хранением бывшей в употреблении упаковки.

Для исключения возможных негативных последствий, связанных с необходимостью возврата населению торговыми организациями сумм депозита (залога) за счет собственных средств, при установлении Советом Министров порядка обмена информацией и проведения взаимных расчетов между участниками депозитной (залоговой) системы обращения упаковки (абзац десятый пункта 11 приложения 1 к проекту Указа) будет рассмотрена возможность авансирования торговых организаций для выплаты сумм депозита (залога) населению.

 

Пункт 3 приложения 1 к проекту Указа

Предлагается исключить залог для многооборотной упаковки, обеспечивая ее покупку у населения без залога.

Производители смогут самостоятельно осуществлять сбор многооборотной тары или приобретать ее у любых заготовительных организаций, не неся затраты на уплату залога за упаковку, которая может даже не вернуться производителю для повторного использования.

За использование «вредной» тары нужно предусмотреть дополнительный налог.


Теоретически любая стеклянная упаковка может быть многооборотной и возможность для сбора такой упаковки существует в настоящее время.

Однако ее применение производителями продуктов сильно ограничено, а невысокая цена закупки в приемном пункте (около 10 копеек за штуку) не стимулирует население к сдаче. Установление более высокой закупочной цены на многооборотную тару экономически нецелесообразно, так как она станет дороже новой.

Исключение многооборотной тары из ДЗС затруднительно из-за невозможности подтверждения производителем в момент продажи товара факта повторного использования упаковки, которая заявлена как многооборотная. Таким образом, создаются предпосылки для нарушения законодательства недобросовестными производителями, которые могут заявлять свою тару как многооборотную, а фактически для повторного использования ее не принимать.

При этом в ДЗС планируется сбор многооборотной упаковки, востребованной производителями продуктов. Стимулировать производителей продуктов к использованию многооборотной упаковки планируется, как и предложено в сообщении, за счет увеличения для производителей и поставщиков платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов в отношении неэкологичной упаковки.

Суммы депозита (залога) не являются расходами производителя или торговой организации, так как компенсируются им потребителями в полном объеме (стр. 4 обоснования необходимости принятия (издания) проекта Указа). Сумма депозита (залога) также подлежит возврату потребителю в случае должного обращения с бывшей в употреблении упаковкой.

Таким образом, ни производители, ни торговые организации не несут дополнительных расходов по уплате сумм депозита (залога), потерять сумму депозита (залога) может только потребитель, который добровольно (по своему выбору) откажется от возможности получить сумму обратно, сдав упаковку.

Сумма депозита (залога) не отражает стоимости упаковки, а является условной величиной, которая должна быть достаточной (выше рыночной стоимости многооборотной тары или вторичного сырья) для экономического стимулирования покупателя к возврату этой упаковки.

Введение депозита (залога) необходимо именно потому, что фактическая рыночная стоимость многооборотной тары или вторичного сырья (отходов упаковки) для большинства населения является незначительной и не позволяет привлечь население к их сбору и сдаче на приемные пункты.

 

Абзац второй пункта 2 приложения 1 к проекту Указа

Почему управляющая организация должна быть одна?


Управляющая организация будет являться некоммерческой организаций, которая создается для решения государственно значимых задач и ее деятельность не предусматривает извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Из-за отсутствия коммерческой составляющей создание нескольких организаций нецелесообразно с точки зрения увеличения расходов на их функционирование и содержание.

Кроме того, наличие нескольких управляющих организаций повлечет дополнительные временные и трудовые затраты для торговых организаций. Если производители и импортеры могут взаимодействовать с любой управляющей организацией по своему выбору, то торговые организации для возврата сумм депозита (залога) будут вынуждены взаимодействовать с несколькими управляющими организациями, которых выбрали их поставщики (производители и импортеры), в том числе отдельно собирать и хранить упаковку различных поставщиков и отдельно передавать ее разным управляющим организациям.

 

 

Привлечение инвестора проблематично, так как порядок взаимодействия участников системы не определен.

Не определены реальные сроки внедрения проекта.

Как правило, управляющая организация должна быть создана за 1,5 года до начала действия системы для подготовки к внедрению ДЗС.

Сроки реализации проекта определены в пункте 5 проекта Указа – в течение 24 месяцев с момента официального опубликования Указа.

В течение трех месяцев будут определены: порядок функционирования ДЗС, порядок проведения конкурса по выбору инвестора и орган государственного управления, уполномоченный на подписание инвестиционного договора.

Таким образом, на момент проведения конкурса по выбору инвестора порядок взаимодействия участников будет определен.

Управляющая организация будет создана не позднее, чем за полгода до начала действия ДЗС. Работы по подготовке к созданию системы будут осуществляться органом государственного управления, уполномоченным на подписание инвестиционного договора.

  

Принятие проекта приведет к серьезному удорожанию продукции в потребительской таре из стекла, пластмассы и металла за счет введения для производителей и поставщиков продуктов платы на функционирование ДЗС и сохранения платежей для производителей и поставщиков тары платы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313.

Без прозрачного экономического анализа, в том числе последствий введения ДЗС на общий рост цен, экономическое положение производителей, поведение потребителей и иные аспекты, не представляется возможным анализировать представленные документы. 

Проектом Указа не предусматривается введение платы для производителей и поставщиков продуктов на функционирование ДЗС.

Обязанности производителей и импортеров продуктов по участию в ДЗС перечислены в пункте 4 приложения 1 к проекту Указа и не содержат положений о взимании какой-либо платы в пользу управляющей организации.

В финансово-экономическом обосновании (далее ‑ ФЭО) к проекту Указа приведен анализ изменения цен на продукцию (с учетом возврата потребителям уплаченного залога по сдаче пустой упаковки):

- напитки в стеклянной упаковке – 0%;

- в упаковке из ПЭТ: пиво – +1%, напиток безалкогольный – +2,1%, квас – +2,5%, вода минеральная –+2,8%.

Влияние изменения цены на индекс потребительских цен составит около 0,02%.

Анализ возможных доходов и расходов юридических и физических лиц в связи с внедрением ДЗС также приведен в ФЭО.

При этом ввиду значительного количества предполагаемых участников ДЗС (по оценкам более 35 тысяч субъектов) не представляется возможным оценить последствия внедрения ДЗС для каждого участника индивидуально. В ФЭО проведена в целом оценка доходов и расходов различных групп предполагаемых участников ДЗС, при этом учитывается, что основной целью производственной деятельности является получение прибыли, следовательно, возможное увеличение себестоимости будет компенсировано увеличением цены товара. Таким образом, расходы участников ДЗС линейно связаны между собой начиная от производителя (поставщика) упаковки через производителя продуктов и напитков и субъекты торговли до покупателя (физического лица).

Доходы участников имеют линейные связи, аналогичные расходам, но в обратном порядке.


Расчет за поставленную продукцию осуществляется торговыми организациями с большой задержкой.

В этих условиях ДЗС приведет к отрицательному эффекту на экономику производителей и импортеров продуктов.

Предлагается предусмотреть выдачу производителям льготных кредитов для оплаты сумм депозита (залога).

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона Республики Беларусь
от 8 января 2014 г. № 128-З
«О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» максимальный срок оплаты за поставленные товары составляет 45 календарных дней со дня их приемки.

В соответствии с проектом Указа отсрочка для внесения сумм депозита (залога) производителями и поставщиками управляющей организации составляет от 60 до 90 дней после реализации продукции. Таким образом, проектом Указа предусмотрены достаточные сроки для проведения расчетов с торговыми организациями в соответствии с действующим законодательством.

 

ДЗС является одной из самых дорогих из всех существующих систем обращения с отходами и требует профессионального и детально продуманного подхода к ее созданию.

В Республике Беларусь не производятся автоматы с выдачей наличных денег или подтверждающих документов с определенной степенью защиты, значит, они будут закупаться за рубежом. Массовые закупки отрицательно повлияют на внешнеэкономическое сальдо страны.

Практика работы ДЗС показывает, что она является самой эффективной системой сбора упаковки из всех существующих – позволяет собирать до 80-90% от объема продажи бутылок и банок из стекла, пластика и жести.

Уровень сбора упаковки существующей системой раздельного сбора коммунальных отходов в контейнеры и заготовки вторичного сырья в приемных пунктах в 2018 г. оценивался на уровне 670 млн. единиц или 38% от 1,8 млрд. единиц выпуска упаковки из стекла, ПЭТ и жести на внутренний рынок. За их сбор производители и поставщики упаковки уплатили около 35 млн. рублей, что в среднем составляет 5 копеек на единицу собранной упаковки.

В соответствии с ФЭО с внедрением ДЗС уровень сбора упаковки оценивается в 80% или 1,44 млрд. единиц (рост на 770 млн. единиц), а дополнительные затраты производителей и поставщиков упаковки для достижения данного показателя составят 43 млн. рублей или в расчете на единицу дополнительно собираемой упаковки ‑ 5 копеек.

Таким образом, при сопоставимых затратах производителей и поставщиков упаковки уровень сбора отходов упаковки при внедрении ДЗС вырастет в 2,1 раза.

Предполагается, что для создания ДЗС будет привлечен инвестор, имеющий опыт создания и эксплуатации подобных систем. Поэтому на внедрение ДЗС не потребуется расходовать средства бюджета или участников ДЗС (белорусских организаций-производителей напитков и организаций торговли) и это не окажет отрицательного влияния на внешнеэкономическое сальдо страны. 

 

Абзац третий части первой пункта 6 приложения 1 к проекту Указа

Во многих случаях организовать в магазинах пункты по приему тары невозможно из-за отсутствия свободного места и требований пожарной безопасности.

В проекте Указа учтено, что в отдельных объектах организовать прием упаковки невозможно.

Советом Министров будет определен перечень торговых объектов, в которых субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, обязаны организовать прием от физических лиц и временное хранение бывшей в употреблении упаковки, в зависимости от вида, наличия торговой площади и ее размера (абзац пятый пункта 11 проекта Указа).

В целях обеспечения требований пожарной безопасности проект Указа согласован с МЧС и постановления Совета Министров, которые должны быть разработаны после его принятия, также будут направлены на рассмотрение в МЧС.

Данные вопросы носят технический характер и могут быть решены отработанными на практике других стран способами (например, размещением пунктов приема рядом с торговым объектов в специальном киоске и т.п.), о чем свидетельствует успешный опыт работы ДЗС в 10 странах Европы с населением 135 млн. человек.

 


Проект Указа не содержит информации о том, каким образом управляющая организация будет использовать собранное сырье.

В абзаце третьем пункта 1 приложения 1 к проекту Указа, что ДЗС включает осуществление приема от покупателей бывшей в употреблении потребительской упаковки для пищевых продуктов с передачей собранной многооборотной стеклянной упаковки для повторного использования, собранных отходов упаковки для использования или обезвреживания.

Собранная и переданная управляющей организации упаковка может либо свободно реализовываться перерабатывающим предприятиям по результатам проведения конкурсов или биржевых торгов, либо поставляться конкретным предприятиям-переработчикам в счет государственного заказа, если такой будет установлен Советом Министров на отходы какой-нибудь упаковки.

 


В проекте Указа не описаны во всех деталях необходимые изменения в действующем законодательстве, в том числе в технические нормативные правовые акты, которые ограничивают использование вторичного сырья для производства тары для пищевых продуктов.

Внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом (должностным лицом) путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида.

В соответствии с требованиями нормотворческой техники в заключительные положения  нормативных правовых актов включаются перечни нормативных правовых актов (их структурных элементов) того же вида, что и принимаемый (издаваемый), подлежащих изменению, признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нормативного правового.

Технические нормативные правовые акты не являются актами того же вида, что и Указ Президента Республики Беларусь, таким образом включение в проект Указа предлагаемых положений не соответствует требованиям нормотворческой техники.

При этом в заключительных положениях проекта Указа содержится поручение Совету Министров обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Указом и принять иные меры по его реализации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 план мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2019 г. № 239, Госстандартом совместно с заинтересованными ведется работа по разработке (корректировке) технических нормативных правовых актов, предусматривающих ограничение использования упаковки и товаров в упаковке из неперерабатываемых материалов. Полагаем, что предложения по использованию вторичного сырья при производстве полимерной упаковки целесообразно рассматривать в рамках корректировки технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки».
    

 

Проект Указа не в полной мере решает вопросы обращения с отходами пластиковой упаковки (например, в ДЗС не планирует включать упаковку для молочных продуктов). Как будут собирать эти отходы?

ДЗС будет функционировать параллельно с существующей системой раздельного сбора отходов, в которой останутся отходы бумаги, картона, пластмасс и небольшая часть отходов стекла. Поэтому существующая система сортировки отходов и заготовки вторичного сырья в комплексных приемных пунктах сохранится.

 

Пункт 3 приложения 1 к проекту Указа

Планируется, что виды тары, которая участвует в ДЗС, будет определять Совет Министров, но в ФЭО все экономические расчеты уже сделаны исходя из конкретного количества и видов тары. Представляется логичным, чтобы виды тары были закреплены в проекте Указа.

В соответствии с установленными законодательством требованиями к подготовке ФЭО, если в проекте нормативного правового акта содержится поручение государственным органам принять акты меньшей юридической силы, то в оценка в ФЭО проводится с учетом возможных результатов принятия этих актов (меньшей юридической силы).

Проект Указа содержит основополагающие принципы и руководящие положения о ДЗС, регулирование организационно-технических вопросов функционирования ДЗС целесообразно осуществлять на уровне Совета Министров.
           

       

Не являются убедительными элементы ФЭО, в которых обосновывается рост доходов государства за счет подоходного налога, который должен образоваться благодаря образованию 1500 дополнительных рабочих мест. Представляется, что создание новых рабочих мест не является основной задачей системы.

В соответствии с установленными законодательством требованиями к подготовке ФЭО, оно должно содержать оценку (желательно количественную, при недостаточности данных для расчета ‑ качественную) всех возможных доходов и расходов бюджета, юридических и физических лиц, как связанных, так и не связанных с основной задачей проекта.

В ФЭО отмечено как одно из предполагаемых социальных последствий положительное влияние на занятость населения, при этом данное влияние не описывается в ФЭО, как основная цель.

Пункт 13 приложения 1 к проекту Указа

В ФЭО указано, что внедрение ДЗС не повлечет дополнительных расходов бюджета. Опыт показывает, что увеличение стоимости на 1% ведет к уменьшению реализации на 1% (другим участником обсуждений приведены данные, что увеличение цены пива в ПЭТ-таре на 1-2% приведет к сокращению реализации на 140 тыс. дал в год), что приведет к снижению налоговых поступлений.

Суммы платежей управляющей организации производители и поставщики должны осуществлять за счет собственных средств, что необоснованно при рентабельности производства безалкогольных напитков и питьевых вод от -2% до +3%.

Проект Указа не предусматривает введение каких-либо платежей в пользу управляющей организации от производителей и импортеров продуктов и иных участников ДЗС.

Пункт 13 приложения 1 к проекту Указа регулирует порядок налогообложения лишь сумм депозита (залога), которые компенсируются всем участникам системы.

Не являются убедительными выводы о снижении объемов продаж продуктов пропорционально увеличению их стоимости.

Так согласно официальным статистическим данным об объемах реализации отдельных продовольственных товаров (алкогольных и безалкогольных напитках) и розничных ценах на них, несмотря на рост цен в 2018 году по сравнению с 2017 годом от 101,1% до 117,2%, рост объемов реализации продукции в 2018 году по сравнению в 2017 годом составил от 100,5% до 121,6%:

- на вина игристые рост цены составил 117,0%, рост объема продаж ‑ 109,2%;

- на вина виноградные – 104,5% и 109,4% соответственно;

- на водку – 107,2% и 100,5%;

- на коньяки – 101,1% и 117,6%;

- на пиво – 108,6% и 107,3%;

- на минеральную воду – 117,2% и 121,6%;

- на соки – 106,2% и 103,9%.

Таким образом, цена это лишь один из многих факторов, которые могут влиять на величину спроса на товар. При этом неценовых факторов, влияющих на величину спроса значительно больше: наличие заменителей товаров (например, аналогичные продукты в стеклянной таре, цена на которые не увеличится); уровень доходов покупателей и изменение цен на товары первой необходимости; изменение вкусов и предпочтений покупателей и т.д.

Участником обсуждения не приводится каких-либо расчетов возможного снижения уплачиваемых сумм налога на прибыль, но приведенные цифры рентабельности производства питьевых вод и безалкогольных напитков в среднем на уровне от -2 до +3% позволяют сделать прогноз о несущественном влиянии данного фактора на доходную часть бюджета.

Кроме того, некоторое возможное снижение поступлений от налога на прибыль будет компенсировано дополнительными доходами бюджета по подоходному налогу с физических лиц (около 1500 новых рабочих мест и 1,9 млн. рублей налоговых поступлений), а также увеличением доходов бюджета в результате переработки дополнительно собранного объема вторичного сырья (85 тыс. тонн отходов стекла, 23 тыс. тонн отходов ПЭТ и 360 тонн отходов алюминия при сборе 80% выпущенной на рынок упаковки) и производства из них готовой продукции.

 

       

Рассмотрение проекта Указа не обоснованно без детальной проработки иных нормативных правовых актов, регулирующих работу ДЗС: порядок создания управляющей организации, порядок взаимодействия участников системы и т.д.

В соответствии со статьей 44 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» введение в действие нормативных правовых актов, включенных в пакет нормативных правовых актов, осуществляется одновременно либо с минимальным промежутком времени.

Проектом Указа предусматривается разработка и введение в действие постановлений Совета Министров,  определяющих организационно-технические вопросы функционирования ДЗС, в трех-, двенадцати- и восемнадцатимесячный срок. Кроме того, содержание некоторых документов будет в значительной мере зависеть от результатов конкурса по выбору инвестора и условий реализации проекта, которые будут им предложены.

Таким образом, обеспечить на данном этапе разработку всех документов пакетным принципом и их одновременное принятие не представляется возможным.

Вместе с тем, обоснование к проекту Указа содержит предварительное описание основных организационно-технических моментов функционирования ДЗС.

Основные права и обязанности участников системы, а также сроки, в которые должны быть реализованы эти права и обязанности, отражены в самом проекте Указа (пункты 4-9 приложения 1 к проекту Указа).
 

        

Не обеспечена качественная подготовка (предварительная экспертиза) внедрения ДЗС, в том числе экономической эффективности проекта с учетом опыта, в том числе негативного, соседних стран.

       Перед разработкой проекта Указа была проведена значительная работа по оценке необходимости внедрения ДЗС в Республике Беларусь.

В 2015 году была проведена работа по разработке технико-экономического обоснования внедрения ДЗС в Республике Беларусь, которая включала детальный анализ международного опыта функционирования ДЗС.

В 2016-2017 годах вопрос целесообразности реализации проекта рассмотрен при разработке Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года.

Следует отметить, что ФЭО к проекту Указа содержит оценку эффективности ДЗС. При этом участником обсуждений, кроме общей критики, не приводится никаких расчетов, подтверждающих несостоятельность выводов, изложенных в ФЭО.

     

       

При создании ДЗС должны соблюдаться принципы рыночного регулирования отношений. Из практики Литвы участники системы являются соучредителями управляющей организации, а государство лишь осуществляет контроль за ее работой.

Управляющая организация должна быть создана в форме некоммерческой организации.

Система должна быть прозрачной для общественности, должен публиковаться отчет о работе системы.

Другим участником обсуждений предложено создать наблюдательный совет, в который войдут производители упаковки, продуктов и торговые организации.

       В Литве ассоциации производителей пива, безалкогольных напитков и организаций торговли являются соучредителями управляющей организации ДЗС, поскольку их организации-члены профинансировали создание этой системы за счет собственных средств и кредитных ресурсов.

Возможность участия белорусских производителей напитков и организаций торговли в управляющей организации ДЗС будет рассмотрена после принятия проекта Указа в восемнадцатимесячный срок с учетом результатов конкурса по выбору инвестора. В этот срок проектом Указа поручается Совету Министров определить организационно-правовую форму управляющей организации (абзац второй подпункта 5.3 пункта 5 проекта Указа). При этом проект Указа содержит указание на то, что управляющая организация (независимо от организационно-правовой формы) должна быть некоммерческой.

Абзацем одиннадцатым части первой пункта 8 приложения 1 к проекту Указа установлено, что управляющая организация ежеквартально публикует в открытом доступе отчет о количестве собранной упаковки, поступлении и расходовании финансовых средств.
         


На момент запуска системы должно быть четкое понимание, кто будет инвестором, как будут строиться отношения между участниками, как будет перерабатываться собираемая упаковка.


На момент запуска системы (по истечении 24 месяцев с момента принятия Указа) все организационно-технические вопросы функционирования системы будут урегулированы (максимально в восемнадцатимесячный срок с момента принятия Указа).

Основные положения, связанные с построением отношений между участниками системы, т.е. все права и обязанности уже определены в проекте Указа.

Собираемая в ДЗС упаковка является востребованным сырьем как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время, на отдельные позиции (стекло и металл) действует государственный заказ для обеспечения отечественных перерабатывающих предприятий. Переработчиками полимерных отходов также вносились предложения по установлению государственного заказа на ПЭТ.

 

       

В проекте Указа не урегулирована ситуация, когда субъект хозяйствования покупает продукты для собственных нужд, или организация общественного питания осуществляет реализацию в розлив. Как им вернуть депозит (залог)?

В проекте Указа урегулирован изложенный вопрос.

Абзацем девятым части первой пункта 8 приложения 1 к проекту Указа предусмотрена, что управляющая организация обязана обеспечить прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей бывшей в употреблении упаковки, образовавшейся в результате их собственной деятельности, и возврат им сумм депозита (залога) за потребительскую упаковку.

 

       

С точки зрения юридической техники проект Указа содержит неточности, например, пункт 3 приложения 1 дублирует пункт 5 проекта Указа.

Пункт 3 приложения 1 к проекту Указа содержит нормативное правовое предписание, согласно которому определяется перечень товаров и упаковки, участвующих в ДЗС.

Пункт 5 проекта Указа это одно из заключительных положений нормативного правового акта, в котором содержатся поручения Совету Министров о подготовке и принятии нормативных правовых актов меньшей юридической силы, направленных на реализацию положений Указа, с указанием срока выполнения данного поручения.

Таким образом, содержание указанных пунктов полностью соответствует требованиям нормотворческой техники.

 

       

В Литве инвестиции в создание ДЗС составили 35 млн. евро. Убыток управляющей организации в первый год работы составил 2,5 млн. евро. По итогам аудита установлено, что производители и поставщики переплатили торговым организациям 10 млн. евро. Как при разработке проекта учтен этот опыт?

Исходя из характера деятельности и порядка финансирования управляющей организации полагаем, что говорить о наличии прибыли или убытков у некоммерческой организации, целью работы которой не является извлечение прибыли, а расходы покрываются учредителями, не совсем правильно.

Полагаем, что речь в данной ситуации может идти о возможном превышении фактически потребовавшейся суммы финансирования над ожидаемой (планируемой) сметой расходов.

Одной из возможных причин увеличения планируемых расходов может являться значительное превышение объемов сбора упаковки над планируемым объемом (возвращено 75% тары при запланированных 55%).

Данный опыт Литвы учтен при разработке проекта Указа и при расчетах внедрения ДЗС в Республике Беларусь заложен сбор тары на уровне 80%.

 


Вызывают озабоченность сроки вступления в силу Указа и сроки реализации.

Предполагается, что вступление в силу положений об идентификации упаковки и взимании залога произойдет через 18 месяцев с момента опубликования Указа.

На практике участники смогут подготовиться к ДЗС только после поставки всего оборудования (автоматов) и создания всей инфраструктуры, чтобы модернизировать упаковочное оборудование под новые требования.

Сроки вступления в силу содержатся в пункте 8 проекта Указа, который не содержит положений, предусматривающих вступление в силу требований об идентификации товаров и (или) взимании залога через 18 месяцев после опубликования Указа. Указанные требования вступают в силу одновременно с иными положениями Указа (через 24 месяца после опубликования).

Пунктом 8 проекта Указа предусмотрена только возможность для заблаговременной (за три месяца до начала действия ДЗС) регистрации участников в системе и заключению договоров с управляющей организацией (абзац третий пункта 8 проекта Указа). При этом заблаговременная регистрация в ДЗС является не обязанностью, а правом участников (часть пятая пункта 12 приложения 1 к проекту Указа).

Иных особенностей вступления в силу проекта Указа в пункте 8 не предусмотрено.

Следует отметить также, что выбранный способ идентификации упаковки в ДЗС не потребует модернизации упаковочного оборудования. Идентификация будет осуществляться исходя из физических свойств тары (вес, размер) и этикетки со штриховым идентификационным кодом (товарным номером). Обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, уже предусмотрено законодательством
с 1 октября 2000 г.

Специальный знак для информирования потребителя будет являться просто изображением установленного образца, которое может наноситься на этикетку или непосредственно на упаковку, и не потребует специализированных средств для печати и нанесения.

 

Абзац второй пункта 5 приложения 1 к проекту Указа

Дополнить абзац нормой о том, что срок оплаты суммы депозита должен соответствовать сроку оплаты по договору за поставленную продукцию.

Пунктом 7 статьи 12 Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле) установлен порядок определения сроков оплаты продовольственных товаров.

Проектом Указа, в целях исключения существенных различий в сроках оплаты за товары и сумм депозита (залога) и увеличения у поставщиков временных и финансовых затрат на работу с дебиторской задолженностью, предусмотрено, что суммы депозита (залога) подлежат оплате в сроки, определенные Законом о торговле для оплаты самих товаров.

При этом порядок осуществления оплаты сумм депозита (залога), как и порядок оплаты самих продовольственных товаров, должен определяться соглашением сторон (часть вторая пункта 7 статьи 12 Закона о торговле).

 

       

Предусмотреть в проекте Указа возможность списания сумм задолженности по уплате депозита (залога) через налоговые органы.

Порядок взыскания налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 64).

При этом плательщики налогов обязаны вести учет дебиторской задолженности и в установленных случаях представлять налоговым органам перечень дебиторов независимо от характера этой задолженности.

Таким образом, Налоговым кодексом не ограничивается возможность списания дебиторской задолженности, возникшей в связи с неуплатой сумм депозита (залога).

Сам порядок взыскания налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора не относится к предмету правового регулирования проекта Указа и его вопрос его корректировки должен решаться в рамках внесения изменений в Налоговый кодекс.

 

       

Предусмотреть в проекте Указа, что нарушение сроков оплаты сумм депозита (залога) является грубым нарушением законодательства о лицензировании розничной торговли алкогольными напитками по аналогии с абзацем шестым пункта 413 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450.

Вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе розничной торговли алкогольными напитками, не относится к предмету правового регулирования проекта Указа. В целях исключения множественности актов по одному и тому же вопросу изменение порядка лицензирования целесообразно рассматривать в рамках корректировки Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450.

Кроме того, следует отметить, что введение ответственности для субъектов торговли за нарушение сроков оплаты сумм депозита (залога) в виде лишения лицензии требует детального обоснования с точки зрения соразмерности предлагаемых последствий размеру и характеру вреда, причиненного интересам поставщика, а также вины субъекта торговли.

 

Пункт 12 приложения 1 к проекту Указа

Не урегулирован вопрос использования в производстве упаковки, приобретенной (ввезенной) до вступления в силу Указа, по которой уже выполнена обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313.     

Проект Указа не предусматривает отмену обязанности по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля
2012 г. № 313 для производителей и поставщиков упаковки, включенной в ДЗС.

Таким образом, вопросы использования такой упаковки после вступления в силу Указа не требуют уточнений.

Сохранение обязанности по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов для производителей и поставщиков упаковки объясняется тем, что проектом Указа не предусматривается введение дополнительной платы для производителей продуктов в такой упаковке на функционирование системы сбора.

 


Не предусмотрены случаи расходования продукции для производственных целей производителя (испытания, выставки, участие в конкурсах).

Также необходимо исключить распространение требований ДЗС на экспортную продукцию.

Проектом Указа предусмотрено, что суммы депозита (залога) взимаются только в случае реализации продуктов в потребительской упаковке, на которую распространяется ДЗС, на территории Республики Беларусь (абзац пятый пункта 4 приложения 1 к проекту Указа).

Управляющей организации производителями и поставщиками перечисляются суммы депозита (залога) за продукты, реализованные (отгруженные) на территории Республики Беларусь в отчетном периоде (абзац седьмой пункта 4 приложения 1 к проекту Указа).

Таким образом, обязанность по уплате сумм депозита (залога) в отношении продуктов, не реализованных, а  израсходованных для производственных целей, или реализованных на экспорт, согласно проекту Указа не возникает.

Кроме того, пунктом 7 приложения 1 к проекту Указа предусмотрена возможность возврата сумм депозита (залога) в случае, если основания, исключающие реализацию продуктов потребителю, возникли после отгрузки товаров на территории Республики Беларусь.

 

       

Проект Указа предусматривает, что ДЗС будет распространяться на алюминиевую банку. Банка представляет ценность из-за содержания металла, потребитель, сдавая банку на переработку, уже получает деньги.

Введение депозита (залога) необходимо именно потому, что фактическая рыночная стоимость многооборотной тары или вторичного сырья (отходов упаковки) для большинства населения является незначительной и не позволяет привлечь население к их сбору и сдаче на приемные пункты.

Сумма депозита (залога) не отражает стоимости упаковки, а является условной величиной, которая должна быть достаточной (выше рыночной стоимости многооборотной тары или вторичного сырья) для экономического стимулирования покупателя к возврату этой упаковки.

 

       

При определении визуального вида специального знака для потребителей необходимо учесть следующие требования к нанесению его на этикетку: знак не должен требовать точности позиционирования, должен быть мелким, чтобы его можно было просто включить в этикетку, не инвестируя в изменения на линии розлива.

Предложения будут учтены при утверждении Советом Министров образца специального знака и порядка его нанесения в соответствии с пунктом 11 приложения 1 к проекту Указа.


Часть третья пункта 12 приложения 1 к проекту Указа

Не указано в течение какого срока производители могут реализовывать остатки продуктов.

Предлагается продлить разрешение до истечения срока годности продуктов.

Части третья и четвертая пункта 12 приложения 1 к проекту Указа предусматривает возможность для поставщиков и субъектов торговли реализовать остатки продуктов без ограничения срока.

Учитывая, что срок реализации таких товаров в проекте не ограничен предлагаемое его «продление» представляется излишним.

 

       

В проекте не прописано каким образом многооборотная тара будет включена в ДЗС.

Организационно-технические вопросы сбора многооборотной упаковки будут урегулированы при утверждении условий проведения конкурса по выбору инвестора и порядка осуществления приема и временного хранения бывшей в употреблении упаковки (пункт 11 приложения 1 и пункт 5 проекта Указа).

 

       

В обосновании указано, что плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование отходов не должна относиться на затраты и уплачиваться из прибыли, что противоречит ФЭО, в котором указано, что данные затраты будут включены в цену товара.

В обосновании к проекту Указа отсутствует указание на то, что плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование не должна относиться на затраты.

В проекте Указа такие нормы также отсутствуют.

 

       

В обосновании к проекту Указа отсутствует оценка объемов реализации тары различных видов на внутреннем рынке.

Оценка объемов упаковки, планируемой к включению в ДЗС, приведена на стр. 4 ФЭО.

 

       

Предполагаемый размер депозита (залога) в 20 копеек на единицу тары приведет к значительному удорожанию товаров и росту инфляции.

Сумма депозита (залога) (предполагаемый размер 20 копеек за единицу упаковки) не включается в цену товара по всей цепочке его движения от производителя (поставщика) через субъекты торговли до потребителя, учитывается отдельно и может быть получена назад потребителем после возврата использованной упаковки. Таким образом, сумма депозита (залога) не может рассматриваться как прямое увеличение цены товара и расходов потребителей.

Удорожание товара последует только для тех потребителей, которые добровольно (по своему выбору) откажутся от возможности получить сумму депозита (залога).

 

       

В представленном проекте Указа не отражены права и обязанности инвестора, а также порядок его взаимодействия с остальными участниками системы.     

В абзаце втором подпункта 5.1 пункта 5 проекта Указа Совету Министров поручено утвердить положение об условиях, порядке организации и проведения конкурса по выбору инвестора с целью создания и функционирования ДЗС, а также переговоров в отношении условий проекта договора с Республикой Беларусь, связанного с созданием и функционированием ДЗС.

Права и обязанности инвестора и порядок его взаимодействия с участниками ДЗС определяются в договоре с Республикой Беларусь.

 

       

В проекте Указа не отражены последствия для работоспособности системы в случае неоплаты поставщиками сумм депозита (залога).

При наличии существенной долгосрочной дебиторской задолженности у управляющей организации для обеспечения работоспособности системы будет решаться вопрос привлечения заемных средств.

 

       

Предлагается рассмотреть вопрос привлечения средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и упаковки согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313, для финансирования отдельных этапов внедрения ДЗС.

Проектом Указа предусматривается привлечение средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и упаковки, на финансирование части расходов связанных с созданием (абзац третий подпункта 5.3 пункта 5 проекта Указа) и функционированием (компенсация расходов по сбору отходов и многооборотной упаковки, которая будет выплачиваться управляющей организации) ДЗС.

Подпункт 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 предусматривает  возможность направления средств на мероприятия, связанные с созданием ДЗС.

Необходимость привлечения дополнительного финансирования может быть определена только после проведения конкурса по выбору инвестора.

 

       

Для отработки на практике модели ДЗС предлагается провести эксперимент в отдельном регионе республики (например, в г. Минске) в течение 2-3 лет и затем, при положительном результате, распространить на остальные регионы.

Проведение эксперимента в отдельном регионе технически затруднительно, в первую очередь, для производителей и импортеров товаров.

Функционирование ДЗС требует однозначной идентификации упаковки, включенной в систему, то есть должны быть исключены случаи реализации товаров в одинаковой упаковке (одинаково промаркированной упаковке) с залогом и без него.

Представляется затруднительным для производителей и импортеров продуктов в упаковке на момент отгрузки товара определять регион, в котором будет реализовываться данная продукция, а также осуществлять уникальную маркировку продукции, предназначенной для отдельного региона республики.

 

Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».