/ / Новости PRAVO.BY
27.05.2019

Профессионально об актуальном: Комментарий к Закону Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 170-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения»

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 марта 2019 г.

В настоящее время вопросам защиты персональных данных уделяется пристальное внимание. Это обусловлено стремительным развитием информационных технологий и расширением возможностей использования персональных данных в различных сферах деятельности.

В условиях накопления в регистре населения значительного массива персональных данных нельзя не обратить внимание на Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 170-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» (далее – Закон), разработка которого была направлена на совершенствование норм Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения» (далее – Закон о регистре). Основные положения Закона вступают в силу с 18 апреля 2019 года (статья 3 Закона).

Представляется возможным остановиться на наиболее значимых изменениях Закона о регистре.

1. Уточнение круга сведений, содержащихся в регистре населения.

Отнесение сведений об инвалидности к дополнительным персональным данным.

В связи с тем, что регистр населения (далее – регистр) является официальным источником информации, а персональные данные об инвалидности могут быть использованы в целях планирования и реализации мероприятий по социальной защите и охране здоровья физических лиц, совершенствования деятельности на основе заявительного принципа «одно окно», информационного обеспечения деятельности организаций, нотариусов в пределах их компетенции, Законом предусматривается отнесение следующих сведений об инвалидности к дополнительным персональным данным:

  • группа инвалидности, степень утраты здоровья (для несовершеннолетних);
  • дата установления инвалидности;
  • срок инвалидности;
  • причина инвалидности.

Такая информация будет вноситься в регистр Министерством здравоохранения.

Исключение сведений о статусе работающего, безработного, неработающего из регистра.

Подпунктом 2.14 пункта 2 статьи 12 Закона о регистре предусматривалось внесение местными исполнительными и распорядительными органами данных о статусе работающего, безработного, неработающего.

Анализ бумажных форм документов органов, вносящих информацию в регистр, показал, что местные исполнительные и распорядительные органы не располагают учетами, позволяющими представлять в регистр данные о статусе работающего, безработного, неработающего (на сегодняшний день соответствующие информационные системы учета не созданы).

Кроме того, абзацем вторым пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» (в редакции от 25.01.2018) для местных исполнительных и распорядительных органов предусматривается использование базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, порядок формирования и ведения которой определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2018 г. № 239 «Об утверждении Положения о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций».

В то же время существуют и другие категории граждан, не относящиеся ни к безработным, ни к работающим, в частности, нетрудоспособные, в том числе несовершеннолетние, лица, отбывающие наказание, учет которых не ведется в местных исполнительных и распорядительных органах.

В силу отсутствия в законодательстве четких критериев понятия «неработающий» и нецелесообразности создания параллельной базы данных таких категорий лиц, информация о статусе работающего, безработного, неработающего исключается из Закона о регистре.

Следует обратить внимание, что в регистре населения в качестве информации о роде занятий сохраняется дата постановки на учет (снятия с учета) в качестве безработного (подпункты 4.3 и 4.4 пункта 4 статьи 10 Закона о регистре).

2. Уточнение порядка внесения сведений о регистрации заключения брака, расторжении брака, признании брака недействительным.

До принятия Закона подпунктом 2.15 пункта 2 статьи 12 Закона о регистре предусматривалось внесение в регистр судами общей юрисдикции данных о дате и месте регистрации расторжения брака, признания брака недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов, а при жизни супругов – вследствие расторжения брака.

По совместному заявлению обоих супругов брак может быть расторгнут органом, регистрирующим акты гражданского состояния (далее – орган загс). В этом случае брак считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака.

По заявлению одного из супругов брак может быть расторгнут судом. В этом случае брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака. Расторжение брака производится судом в порядке искового производства.

Таким образом, регистрацию расторжения брака осуществляют органы загса, а суды расторгают брак в порядке искового производства.

В практике применения рассматриваемой нормы Закона о регистре населения возникали сложности с толкованием термина «место регистрации».

Указанные предпосылки обусловили исключение из регистра сведений о месте регистрации заключения брака, расторжения брака, признания брака недействительным и дополнение его сведениями об органе регистрации заключения брака, расторжения брака, а также органе расторжения брака, признания брака недействительным.

3. Определение особенностей внесения и актуализации отдельных персональных данных.

Статьями 13 и 14 Закона о регистре предусмотрен общий порядок внесения персональных данных в регистр и их актуализации в регистре, что согласуется с требованиями части третьей статьи 18 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

Вместе с тем существующий механизм внесения персональных данных в регистр и их актуализации в регистре не всегда позволяет своевременно обновлять информацию в регистре. Значительная часть возникающих проблем связана с актуализацией персональных данных, юридические факты по которым установлены за пределами Республики Беларусь.

Такая информация поступает в различные государственные органы, однако на практике она не актуализируется в регистре в силу различных причин (отсутствие легализации документов (проставления на них апостиля), отсутствие универсального международного механизма представления персональных данных, связанных с юридически значимыми фактами, совершенными в других государствах, отсутствие налаженного межведомственного взаимодействия, четких алгоритмов действий государственных органов при получении персональных данных из иностранных государств, отсутствие технической возможности актуализации персональных данных в регистре, необходимость перевода документов на иностранных языках и др.).

Принимая во внимание, что внесение персональных данных в регистр и актуализация персональных данных, содержащихся в регистре, находятся в сфере компетенции различных государственных органов, а также невозможность регулирования широкого круга технических вопросов на уровне законодательного акта, для обеспечения формирования единого механизма внесения персональных данных в регистр и актуализации персональных данных в регистре Законом предусматривается возможность определения особенностей внесения отдельных персональных данных в регистр и их актуализации в регистре на уровне постановления Совета Министров Республики Беларусь (часть вторая пункта 1 статьи 12 Закона о регистре).

При этом круг персональных данных, подлежащих внесению в регистр населения и их актуализации в регистре населения без согласия граждан, уже установлен на уровне Закона о регистре.

В этой связи на уровне постановления Совета Министров могут быть урегулированы лишь технические аспекты действий с такой информацией и не предполагается регулирование вопросов предоставления информации без согласия граждан.

4. Уточнение отдельных функций владельца регистра.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции относительно ее назначения, качества или безопасности, а также обеспечения энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения). Разработка технических регламентов Республики Беларусь в иных целях не допускается. В этой связи указание на возможность разработки владельцем регистра технических регламентов исключается из абзаца второго статьи 20 Закона о регистре.

Закон также предусматривает наделение владельца регистра функцией по установлению порядка исключения персональных данных из регистра по согласованию с заинтересованными государственными органами (абзац четвертый статьи 20 Закона о регистре). При этом соответствующие основания исключения персональных данных из регистра установлены пунктом 1 статьи 15 Закона о регистре.

Так, Законом о регистре предусмотрено исключение персональных данных из регистра регистрирующей службой по следующим основаниям:

  • в случае нарушения установленного Законом порядка внесения персональных данных в регистр;
  • в целях обеспечения национальной безопасности;
  • в целях обеспечения прав и свобод физических лиц.

5. Совершенствование порядка предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам и физическим лицам.

В отношении организаций и нотариусов.

Закон предусматривает изложение статьи 24 Закона о регистре в новой редакции путем конкретизации порядка предоставления персональных данных из регистра организациям и нотариусам.

Так, в регистр персональные данные вносят государственные органы, определенные статьей 12 Закона о регистре (Министерство по налогам и сборам, Министерство образования, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, органы загс и др.). В то же время им необходимо получать персональные данные из регистра для их уточнения и корректного внесения персональных данных в регистр с целью выполнения требований Закона. В этой связи Законом для обеспечения выполнения функции по внесению персональных данных в регистр вышеназванные государственные органы наделяются правом на получение персональных данных из регистра без согласия физических лиц (подпункт 1.1 пункта 1 новой редакции статьи 24 Закона о регистре).

Учитывая особый правовой режим персональных данных, требования конституционных норм (статья 28 Конституции Республики Беларусь), а также положения проекта Закона Республики Беларусь «О персональных данных», подготовленного в соответствии с пунктом 32 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 9, Законом предусматривается предоставление персональных данных из регистра без согласия физического лица на бесплатной основе организациям, нотариусам при наличии у них предусмотренного законодательным актом Республики Беларусь права на получение определенных персональных данных, необходимых для достижения конкретных целей.

Это означает, что на основании указанной нормы организации и нотариусы могут получить информацию из регистра со ссылкой на специальную норму законодательного акта, в которой предусматривается конкретная цель получения персональных данных. Получение персональных данных со ссылкой на общую норму, предусматривающую право запроса любого вида информации на основании рассматриваемой нормы, не допускается.

Установление обязанности предоставления персональных данных (в том числе обезличенных) из регистра без согласия физического лица органам, ведущим административный и (или) уголовный процесс, а также осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности (подпункт 1.2 пункта 1 новой редакции статьи 24 Закона о регистре) основывается на норме части первой статьи 23 Конституции Республики Беларусь и обусловлено необходимостью обеспечения интересов национальной безопасности, выполнением задач, возложенных на указанные органы законодательными актами.

С письменного согласия физического лица предоставление персональных данных будет осуществляться регистрирующей службой бесплатно нотариусам и организациям, если использование таких персональных данных физических лиц необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию, определенную законодательством.

Указанная норма согласуется с подпунктом 10.27 пункта 10 статьи 285 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому освобождаются от уплаты государственной пошлины при совершении иных юридически значимых действий организации и нотариусы за предоставление персональных данных физических лиц, в том числе обезличенных, из регистра населения, если использование таких персональных данных физических лиц необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию, определенную законодательством.

Во всех иных случаях предоставление персональных данных из регистра организациям с письменного согласия физического лица, а также предоставление обезличенных персональных данных будет осуществляться на платной основе.

Данный порядок позволяет избежать противоречий норм права, а также будет способствовать защите персональных данных, оперативному обеспечению достоверными и актуальными персональными данными государственных органов, иных организаций, нотариусов, обеспечению информационного взаимодействия и сотрудничества организаций.

Исключение из запроса о предоставлении персональных данных информации о сроках использования персональных данных обусловлено невозможностью в ряде случаев определения точных сроков использования персональных данных (в частности, в случае запроса персональных данных нотариусом для ведения наследственного дела). Исключение из запроса о предоставлении персональных данных информации о порядке использования персональных данных обусловлено дублированием такой информации при указании цели получения персональных данных из регистра (пункт 5 новой редакции статьи 24 Закона о регистре).

Форма предоставления персональных данных по запросу (в отличие от договора) проектом Закона не определяется, поскольку не во всех случаях владелец регистра имеет возможность предоставления персональных данных на бумажных носителях (например, в случае большого количества запрашиваемых персональных данных).

В отношении физических лиц.

Принимая во внимание случаи запроса гражданами персональных данных своих близких родственников, Закон предоставил возможность физическим лицам запрашивать и получать справки (выписки) из регистра в отношении умерших или объявленных умершими родителей, детей, усыновителей (удочерителей), усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков, а также супруга (супруги) (абзац четвертый части первой пункта 2 статьи 26).

При получении справки (выписки) из регистра в отношении умерших или объявленных умершими физическое лицо должно представить документы, подтверждающие родственные связи, а также документы, подтверждающие факт смерти или объявления умершими, в случае отсутствия данных о смерти или объявлении умершими в регистре.

Кроме того, в целях расширения возможностей физических лиц по получению справок (выписок) из регистра в условиях развития информационных технологий Законом предусматривается, что физическое лицо может получить справку (выписку) из регистра в электронном виде, направив в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, запрос о предоставлении справки (выписки) из регистра в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (часть вторая пункта 4 статьи 26 Закона о регистре).

Получение справки (выписки) из регистра осуществляется на возмездной и безвозмездной основе и соответствует признакам административных процедур. Законом не регулируется порядок подачи таких запросов в электронном виде, поскольку соответствующие правоотношения уже урегулированы законодательством об административных процедурах.

Одновременно Закон устанавливает дополнительную гарантию защиты персональных данных физических лиц, устанавливая требование о получении физическим лицом справки (выписки) из регистра при его личном обращении в регистрирующую службу с предъявлением документа, удостоверяющего личность (за исключением запроса в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью) (часть первая пункта 4 статьи 26 Закона о регистре). Таким образом исключается возможность направления письменных запросов из регистра персональных данных от имени других лиц.

6. Установление обязанности применения электронной цифровой подписи, сертификат открытого ключа которой издан в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

Поскольку регистр является государственной информационной системой, а сертификаты открытых ключей, изданные в Государственной системе управления открытыми ключами, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (часть третья статьи 29 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»), Законом предусматривается применение электронной цифровой подписи, сертификат открытого ключа которой издан в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, при внесении информации в регистр и ведении регистра.

7. Приведение Закона о регистре в соответствие с иными законодательными актами.

Новая редакция статьи 31 Закона о регистре приведена в соответствие с положениями Закона об информации относительно требований по защите информации (глава 7 Закона об информации).

Следует обратить внимание, что Законом в новой редакции излагается статья 2 Закона о регистре, в которой определяются основные применяемые в нем термины.

В частности, на основании того, что в Законе об информации используются термины «владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей», а термин «распорядитель регистра» отсутствует в перечне видов субъектов информационных отношений, содержащемся в части второй статьи 5 Закона об информации, термин «распорядитель регистра» в Законе о регистре заменяется термином «владелец регистра».

Принимая во внимание определение «персональных данных», содержащееся в Законе об информации, позицию Конституционного Суда Республики Беларусь о необходимости установления единства в определении термина «персональные данные», применяемого в ряде законов, содержащуюся в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2016 г. № Р-1037/2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О переписи населения», а также тот факт, что персональные данные не ограничиваются сведениями, включаемыми в регистр, определение «персональные данные физических лиц» исключается из Закона о регистре.

Такое решение не повлияет на правоприменительную практику, поскольку Законом при определении термина «запись в регистре» предусматривается сокращение «персональные данные». При этом к персональным данным, в том числе, относятся и данные о реквизитах документов, подтверждающих основные и дополнительные персональные данные конкретных физических лиц, содержащиеся в регистре.

Отдельные нормы Закона о регистре уточняются исключительно исходя из необходимости совершенствования межведомственного информационного взаимодействия (часть третья пункта 1 новой редакции статьи 13, часть вторая пункта 4 новой редакции статьи 24) и устранения частных проблем применения Закона о регистре на практике (например, исключение условия о регулярном предоставлении персональных данных по договору (пункты 1 и 4 статьи 25), исключение требования о проставлении отметок в справках (выписках) (пункт 3 статьи 28) и др.).

Полещук Д.Г.,
главный специалист управления конституционного и международного права
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
магистр юридических наук

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!