/ / Новости PRAVO.BY
01.03.2019

Профессионально об актуальном: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: основные изменения в подраздел 2 раздела III Гражданского кодекса

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: изменения в подраздел 2 раздела III «Общие положения о договоре» Гражданского кодекса Республики Беларусь

Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов» (далее – законопроект) предполагается корректировка подраздела 2 раздела III «Общие положения о договоре» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Корректировке подвергаются главы 27-29 ГК («Понятие и условия договора», «Заключение договора», «Изменение и расторжение договора»).

1. Дополнения статьи 391 ГК направлены на раскрытие принципа свободы договора (абзац седьмой части второй статьи 2 ГК). Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Таким образом, граждане и юридические лица свободны в самом заключении договора, а также в выборе предмета и условий договора, лиц, с которыми такой договор предполагается заключить.

Свобода договора предполагает также свободу в выборе вида договора и состоит в том, что его участники вправе заключить не только договор, который прямо предусмотрен законодательством («поименованный договор»), но и такой договор, который не предусмотрен законодательством («непоименованный договор»). Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством («смешанный договор»).

При этом следует отличать категории «непоименованный договор» и «смешанный договор». К отношениям, вытекающим из «непоименованных договоров», должны применяться в первую очередь те нормы, которые сформулировали сами стороны, а в случае отсутствия соответствующих договорных норм – нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

В связи с этим статья 391 ГК дополняется положениями, согласно которым к договору, не предусмотренному законодательством, при отсутствии признаков, указанных в пункте 2 статьи 391 ГК, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законодательством, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 5) к отдельным отношениям сторон по договору.

2. Как было сказано ранее, свобода договора проявляется в праве сторон определить содержание условий договора по собственному усмотрению. В то же время свобода договора не является безграничной.

Согласно статье 392 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. При этом, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, согласно статье 392 ГК устанавливается обязанность сторон договора при его заключении, а также в процессе исполнения соблюдать императивные нормы права, действующие в момент совершения субъектами права юридически значимых действий.

Действующая редакция пункта 2 статьи 392 ГК не соответствует принципу свободы договора, поскольку в случае принятия акта законодательства, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. Тем самым закреплен приоритет законодательства над договором. Специальное правило о соотношении договора и законодательства, с одной стороны, должно гарантировать сторонам договора достигнутую в результате соглашения определенность, с другой, давать возможность применения к уже возникшим договорным отношениям законодательных новелл, призванных улучшить регулирование соответствующих отношений.

В связи с этим с учетом опыта государств-членов Евразийского экономического союза и в целях обеспечения свободы договора изменен подход к соотношению договора и законодательства.

Предлагается закрепить, что, если после заключения договора и до прекращения его действия принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в акте законодательства установлено, что договор подлежит приведению в соответствие с этим актом законодательства. Таким образом, изменения законодательства, вступившие в силу после заключения договора, по общему правилу не будут влиять на содержание договора и возникшего из него договорного правоотношения.

3. Согласно пункту 1 статьи 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом приводятся следующие сферы, в которых возможно применение публичных договоров – розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.

С одной стороны, согласно пункту 1 статьи 396 ГК публичный договор, устанавливающий обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, может заключаться только коммерческой организацией. С другой стороны, в сферах, в которых возможно применение публичных договоров, осуществляют свою деятельность не только коммерческие организации, но и иные организации, а также индивидуальные предприниматели. Так, согласно Закону Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» право на выполнение автомобильных перевозок транспортом общего пользования имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели. Также юридические лица и индивидуальные предприниматели согласно Закону Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» имеют право заниматься розничной торговлей.

Таким образом, с учетом сложившегося правового регулирования, а также с учетом подходов к пониманию «публичного договора» в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан в статье 396 ГК предлагается исключить ограничение на заключение публичного договора только коммерческой организацией.

Кроме того, для закрепления существующей практики применения различных бонусов и скидок для тех потребителей, которые соответствуют определенным критериям (условиям), предлагается закрепить право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключающих публичный договор, их решениями предоставлять льготы для отдельных категорий потребителей.

Также предлагается закрепить возможность отказа от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) в случае, если это предусмотрено законодательством (например, правилами об оказании услуг).

4. Корректировки пункта 1 статьи 397 ГК обусловлены необходимостью расширения способов доведения до всеобщего сведения примерных условий договора с учетом информатизации общества. Так, согласно предложенной редакции в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и доведенными до всеобщего сведения с использованием средств массовой информации, путем размещения в глобальной компьютерной сети Интернет.

5. Для расширения возможностей применения предварительного договора предлагается в статье 399 ГК закрепить положение о том, что предварительный договор может быть заключен в отношении предмета, имеющегося в наличии у стороны в момент заключения предварительного договора, а также предмета, который будет создан или получен стороной в будущем, если иное не установлено законодательством.

6. По предложению государственных органов, адвокатского и юридического сообщества, а также в целях унификации с законодательством Российской Федерации предлагается включить в ГК новые институты – опцион на заключение договора (статья 399-1) и опционный договор (статья 399-2).

Определения договоров о предоставлении опциона и опционного договора содержатся в подпункте 5.2 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики».

Упоминание об опционных сделках содержится также в абзаце шестом части первой статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 года «О товарных биржах» (сделка, являющаяся основанием уступки прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара, в том числе по стандартным контрактам); об опционах в качестве деривативов (финансовых инструментах срочных сделок) – в Налоговом кодексе Республики Беларусь (подпункт 2.35 пункта 2 статьи 13, подпункт 2.24 пункта 2 статьи 115, подпункт 1.37.3 пункта 1 статьи 118, пункт 17 статьи 120 и др.), Банковском кодексе Республики Беларусь (статья 26) и других нормативных правовых актах. Вместе с тем правовая природа опционных соглашений на уровне ГК не определена.

Термин «опцион» (опционный договор, контракт) (от лат. optio – «выбор, желание, усмотрение») означает право выбора, получаемое за определенную плату.

В Российской Федерации в рамках закона, принятого в 2015 году, в Гражданский кодекс Российской Федерации попали многие инструменты, необходимые для юридической поддержки венчурных инвестиций, среди них – опционы. В Гражданском кодексе Российской Федерации (глава «Понятие и условия договора» раздела «Общие положения о договоре») появилось две статьи, посвященные рассматриваемому институту. Статья 429.2 регламентировала опцион на заключение договора, а статья 429.3 – опционный договор.

В силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями. Другая сторона вправе заключить договор путем акцепта такой оферты в порядке, в сроки и на условиях, которые предусмотрены опционом.

По опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество), и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается.

Общее опциона на заключение договора и опционного договора, в частности, в том, что в обоих случаях на одной стороне имеется право и развитие отношений сторон зависит от того, будет это право реализовано или нет. И в том, и в другом случае существует правовая неопределенность. Сама ситуация обычно выгодна управомоченному лицу и невыгодна лицу обязанному, поскольку неизвестно, как будут развиваться отношения. Поэтому оно должно быть готово «в любой момент» выполнить работу, передать вещь, уплатить деньги и т.д. (а может быть, это и не понадобится). Поэтому и в том, и в другом случае управомоченное лицо платит опционную премию.

Различие между опционом на заключение договора и опционным договором главным образом состоит в том, что в первом случае осуществление права управомоченным лицом приводит к появлению нового обязательства, во втором же случае его волеизъявление представляет собой реализацию субъективного права в рамках уже существующего обязательства.

Опционы широко распространены в мировой, в том числе российской, практике и позволяют сторонам решать ряд специфических задач (например, достижение предсказуемости отчуждения акций (долей) в рамках совместных предприятий, создание возможностей для постепенного входа на новые для инвестора рынки или по выходу из них при наступлении определенных обстоятельств и т.д.). Они часто используются при приобретении акций (доли в ООО) или в рамках схем венчурного финансирования.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан опцион упомянут в качестве производного финансового инструмента (договор, стоимость которого зависит от величины (включая колебание величины) базового актива договора, предусматривающий осуществление расчета по данному договору в будущем) и определен как производный финансовый инструмент, в соответствии с которым одна сторона (продавец опциона) продает другой стороне (покупателю опциона) право купить или продать базовый актив по оговоренной цене на согласованных условиях в будущем. Продавец опциона берет на себя обязательство, а покупатель приобретает право (статья 128-3). При этом следует отметить, что данная статья расположена в главе «Объекты гражданских прав».

Опционные договоры признаются во многих правопорядках, как англосаксонских (под именем «option contract»), так и континентально-европейских (Италия, Германия, Франция, Румыния и др.).

С учетом изложенного предлагается:

включить основополагающие нормы о договоре о предоставлении опциона и опционном договоре в ГК;

более детальные положения, в том числе касающиеся порядка принятия решения о заключении договоров, неприменения обязанности по уменьшению уставного фонда и др., должны найти отражение в Законе Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах».

Предполагается, что указанные новые институты послужат, в первую очередь, интересам инвесторов в таких сферах, как венчурное финансирование, инновационное предпринимательство и др.

7. Предлагаемая к внесению в ГК статья 401-1 (Недействительность договора) развивает и конкретизирует применительно к отношениям, связанным с недействительностью договоров, положение пункта 2 статьи 390 ГК, согласно которому к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК, если иное не установлено ГК. Исходя из этого, устанавливается приоритет специальных норм договорного права, регулирующих отношения, связанные с недействительностью договоров, перед общими правилами § 2 главы 9 ГК о недействительности сделок.

В соответствии со статьей 167 ГК сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Суд вправе установить факт ничтожности сделки и по своей инициативе. В этом случае суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки.

На реализацию принципа «эстоппель» и норм статьи 167 ГК направлены положения пункта 2 статьи 401-1 ГК. Сущность принципа «эстоппель» (от англ. еstop – «лишать права выдвигать возражения») заключается в том, что лицо лишается права заявлять о юридически значимых фактах, а также пользоваться принадлежащим ему правом вопреки своему предшествующему поведению.

Развивая положения статьи 167 ГК, предлагается закрепить, что сторона, которая приняла от другой стороны исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать установления факта ничтожности договора, не соответствующего законодательству, и применения последствий его недействительности либо признания договора недействительным, за исключением случаев признания договора недействительным по основаниям, предусмотренным статьями 174, 179 и 180 ГК, а также если предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны.

Такой подход будет способствовать стабильности гражданского (хозяйственного) оборота и защите добросовестных контрагентов.

8. Предлагается дополнить ГК статьей 401-2 «Заверения в обстоятельствах», определяющей правила, касающиеся заверений в обстоятельствах.

Так, пунктом 1 статьи 401-2 ГК предлагается определить, что сторона, которая при заключении договора предоставила другой стороне недостоверные заверения в обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых специальных разрешений (лицензий), своему финансовому состоянию, наличию прав на материальные или нематериальные активы либо относящихся к третьему лицу и других), обязана возместить другой стороне по ее требованию реальный ущерб, причиненный недостоверностью таких заверений, и выплатить неустойку, если таковая предусмотрена договором.

Признание договора незаключенным или недействительным, установление факта его ничтожности не освобождают от исполнения вышеуказанной обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 401-2 ГК сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения в обстоятельствах, имеющих для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении реального ущерба вправе также отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При этом последствия такого отказа могут определяться соглашением сторон.

Данный правовой институт известен англосаксонской системе права (Великобритания, США), в которой заверения (так называемые warranties and representations) рассматриваются как сообщения о фактах, имеющих значение для сделки.

Возмещение имущественных потерь в результате предоставления недостоверных заверений в обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, предусмотрено частями четвертой и пятой подпункта 5.4 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8.

Дополнение ГК статьей 401-2 «Заверения в обстоятельствах» направлено также на гармонизацию с гражданским законодательством Российской Федерации, Гражданский кодекс которой содержит статью 431.2 «Заверения об обстоятельствах».

9. На реализацию принципа «эстоппель» и норм статьи 167 ГК направлены дополнения статьи 402 ГК.

Пунктом 3 статьи 402 ГК устанавливается правило, согласно которому невозможно предъявить требование о признании договора незаключенным той стороной, которая приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, либо иным образом подтвердила действие договора.

Анализ судебной практики показывает, что возможность признания договора незаключенным используется в основном недобросовестными должниками в целях защиты от требований кредиторов о применении мер договорной ответственности за нарушение обязательств.

Предполагается, что включение в ГК указанного правила об оспаривании заключенного договора, будет направлено на обеспечение стабильности договоров и исключение злоупотреблений со стороны недобросовестных должников.

10. Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 163 ГК о том, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями, а также предлагаемые законопроектом корректировки главы 9 ГК РБ в части последствий несоблюдения простой письменной формы сделки, требований о нотариальном удостоверении и государственной регистрации сделок, соответствующие корректировки вносятся в часть первую пункта 1 статьи 402 и пункт 1 статьи 404 ГК.

Так, предполагается закрепить, что договор будет считаться заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

11. В целях предотвращения недобросовестного поведения на стадии переговоров о заключении договора предлагается дополнить ГК статьей 404-1 «Переговоры о заключении договора», определяющей правила, касающиеся переговоров о заключении договора.

Статья 404-1 ГК направлена на регулирование отношений сторон, складывающихся до появления договорного обязательства, и устанавливает ответственность сторон за недобросовестные действия при проведении переговоров, которая применяется независимо от того, будет ли заключен договор в результате указанных переговоров.

Согласно пункту 1 статьи 404-1 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.

При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности, не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:

предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;

внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать (пункт 2 статьи 404-1 ГК).

Пунктом 3 статьи 404-1 ГК предлагается установить, что сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные такими действиями убытки.

Если в ходе переговоров о заключении договора сторона получает информацию, которая передается ей другой стороной в качестве конфиденциальной, она обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она должна возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей (пункт 4 статьи 404-1 ГК).

При этом, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 404-1 ГК положения о возмещении причиненных другой стороне убытков не применяются к гражданам, признаваемым потребителями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (пункт 6 статьи 404-1 ГК).

Предлагается установить на основании пункта 5 статьи 404-1 ГК возможность заключения сторонами соглашения о порядке ведения переговоров. Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений. Условия соглашения о порядке ведения переговоров, ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторон соглашения, ничтожны.

Правила статьи 404-1 ГК будут применяться независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров (пункт 7 статьи 404-1 ГК).

12. Согласно пункту 1 статьи 412 ГК в случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. Закрепленный подход является нелогичным. В связи с этим с учетом опыта правового регулирования рассматриваемых отношений в Российской Федерации, Республике Казахстан и Кыргызской Республике предлагается установить, что акцепт будет считаться опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.

13. Статья 415 ГК регламентирует порядок заключения договора в обязательном порядке. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право стороны на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор, если вторая сторона, для которой в соответствии с ГК и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения. С целью конкретизации рассматриваемого права и определения последствий рассмотрения судом требования о понуждении заключить договор пункт 4 статьи 415 ГК дополняется нормами о том, что в случае обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор договор считается заключенным на условиях, определенных судом, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

14. Статьи 417-419 ГК регламентируют порядок заключения договора по результатам проведения торгов.

14.1. Согласно пункту 1 статьи 417 ГК договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. При это понятие «торги» в ГК не раскрывается.

На практике проведение торгов представляет собой специфический способ заключения договоров, выбор которого обусловлен желанием обеспечить максимально выгодные условия сделки. При этом выбор стороны договора осуществляется путем конкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов).

По предложению Министерства экономики Республики Беларусь в пункте 1 статьи 417 ГК предлагается отразить основной принцип проведения торгов – конкурентность при отборе лица, с которым будет заключен договор. Предлагается дополнить ГК нормой о том, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен по результатам проведения конкурентного отбора по заранее объявленным условиям (торгов).

14.2. Учитывая, что предметом договора могут быть не только имущество или имущественные права, но и работы и услуги, в статье 417 ГК делается указание на то, что путем проведения торгов могут быть заключены договоры о приобретении вещи или имущественного права, выполнении работ, оказании услуг.

14.3. Пунктом 4 статьи 417 ГК предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Таким образом, ГК закреплен ограниченный перечень форм торгов – аукцион или конкурс. Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность проведения торгов не только в формах конкурса и аукциона. Например, статьей 45 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусмотрена процедура запроса ценовых предложений. Кроме того, форму торгов, отличную от конкурса и аукциона, может выбрать организатор торгов. Учитывая изложенное, в ГК исключается ограничение форм проведения торгов, в том числе предлагается применять обобщенный термин «торги».

14.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 417 ГК выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.

Законопроектом предлагается изменение способов определения победителя аукциона. Это вызвано возможностью его проведения не только с повышающим шагом аукциона, но и понижающим. Например, согласно подпункту 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. № 237 «О распоряжении государственным жилищным фондом» при признании аукциона несостоявшимся, а также отказе единственного участника от приобретения незаселенного жилого дома, квартиры, расположенных в сельской местности и находящихся в собственности Республики Беларусь, доли в праве собственности на них по начальной цене продажи, увеличенной на пять процентов, такое жилое помещение может быть продано на повторных аукционах с понижающим шагом аукциона в пять процентов от начальной цены продажи.

Кроме того, ГК дополняется нормами, регламентирующими порядок определения победителя торгов, проводимых в формах, отличных от аукциона и конкурса.

Таким образом, согласно нормам законопроекта выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее лучшую цену в зависимости от правил выбора, по конкурсу – лицо, которое предложило лучшие условия, при проведении торгов в иной форме – лицо, определяемое в соответствии с требованиями к проведению торгов в такой форме.

14.5. Учитывая особенности проведения торгов, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», предлагается в статье 417 ГК закрепить норму, устанавливающую, что правила, предусмотренные ГК РБ о заключении договора по результатам проведения торгов, применяются к торгам, проводимым при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законодательством о государственных закупках.

Учитывая особенности проведения торгов на бирже, по предложению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь предлагается статью 417 ГК дополнить положениями о том, что правила о заключении договора по результатам проведения торгов, предусмотренные ГК, не применяются при заключении договоров на бирже, которые заключаются в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность такой биржи, и (или) правилами, действующими на ней.

14.6. Поскольку нормы об организаторе торгов не относятся к предмету правового регулирования статьи 417 ГК, а связаны с правовой регламентацией процедуры организации и проведения торгов, соответствующие положения исключены из статьи 417 ГК и перенесены в статью 418 ГК. Так, согласно предлагаемой части второй пункта 1 статьи 418 ГК в качестве организатора торгов могут выступать лицо, в интересах которого заключается договор, либо уполномоченное им или в установленном законодательством порядке иное лицо.

14.7. В соответствии с пунктом 3 статьи 418 ГК по общему правилу организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Таким образом законодателем предусмотрены различные сроки для отказа от проведения аукциона и конкурса.

При этом согласно пункту 2 статьи 418 ГК извещение о проведении торгов независимо от их формы публикуется не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Таким образом, в случае, если организатор конкурса опубликует извещение за тридцать дней до его проведения, у него фактически не остается времени для отказа от его проведения.

В связи с этим предлагается внести изменения в часть первую пункта 3 статьи 418 ГК, указав, что, если иное не предусмотрено законодательством или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от торгов в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты их проведения.

14.8. Изменения пункта 5 статьи 418 ГК обусловлены изменением подхода к пониманию протокола, составляемого при проведении торгов. Предлагается рассматривать его исключительно как документ, фиксирующий процесс проведения торгов, не имеющий силу договора.

14.9. Предлагаемая к внесению в ГК статья 420-1 регламентирует такой способ изменения и расторжения договора, как односторонний отказ от договора или от осуществления права по договору, устраняя тем самым пробел в правовом регулировании этого вопроса. С учетом опыта правового регулирования указанных правоотношений в Российской Федерации и Республике Казахстан закрепляется порядок действий сторон, момент прекращения договора. С учетом предлагаемой редакции пункта 4 статьи 420-1 ГК соответствующее дополнение вносится в пункт 2 статьи 8 ГК.

Так, предлагается закрепить, что право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). При этом уведомление оформляется в той же форме, что и договор, если из законодательства или соглашения сторон не вытекает иное. Моментом прекращения договора будет являться момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК, иными актами законодательства или договором.

Сторона, которой ГК, иными актами законодательства или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК, иными актами законодательства или договором.

В целях обеспечения стабильности заключенных договоров предлагается также закрепить правило, согласно которому, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.

Схожее правовое регулирование предлагается закрепить и в отношении отказа от осуществления определенного права по договору.

Демиденко А.Г.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,

Борчук Ю.З.,
начальник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (статьи 399-1 и 399-2),

Скачко В.Н.,
советник консультант отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (статьи 401-2 и 404-1),
члены рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!