/ / Новости PRAVO.BY
13.06.2019

Профессионально об актуальном. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской экспертизы: Беларусь, Россия (сравнительный анализ)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 февраля 2019 г.

Вывод о важности медицинской экспертизы подтверждает и судебная практика. Так, медицинская экспертиза упоминается в 10 действующих постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, разъясняющих применение законодательства и ориентирующих судебную практику по гражданским и уголовным делам. Например, «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании»1 и другие.

______________________________

1 О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 № 16 (ред. от 30.03.2017) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2008, № 14, 6/698; О судебной экспертизе по уголовным делам : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 1 (ред. от 31.03.2016) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.04.2001, № 39, 6/276.

И в повседневной судебной практике медицинская экспертиза используется по большому количеству гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Конечно, статья не оставит безразличными самих медицинских экспертов и иных врачей, их руководителей, судей, прокуроров, следователей, адвокатов, а также студентов медицинских и юридических учреждений образования и т.д. Поэтому статья будет интересна широкому кругу читателей.

Остроты добавляет и такой факт. 4 января 2019 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 4 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2019 год»2, согласно которому (п. 29) на март 2019 года запланировано рассмотрение проекта Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности».

Рассмотрение подобного проекта закона уже не первый раз находит отражение в плане законопроектной деятельности3.

______________________________

2 Об утверждении плана подготовки проектов законопроектов на 2019 год : Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2019 № 4 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2019, 1/18113.

3 См. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2016 год : Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 530 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2016, 1/16219.

Поэтому представляется важным рассмотреть наиболее острые аспекты правового регулирования медицинской экспертизы в контексте защиты прав и законных интересов участников данного вида правоотношений.

Вначале о самом понятии «медицинская экспертиза». Оно, на первый взгляд, представляется весьма общим и не совсем определенным. В белорусском законодательстве вообще нет определения такого понятия. Но правильно ли это? Имеются ли предпосылки для более точного и правильного регулирования вопросов медицинской экспертизы?

В Законе о здравоохранении определено, что в Республике Беларусь проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза (экспертиза нарушений жизнедеятельности пациентов);медицинское освидетельствование;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская экспертиза, судебно-психиатрическая экспертиза;
  • независимая медицинская экспертиза;
  • иные виды медицинских экспертиз, проводимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь4.

______________________________

4 О здравоохранении : Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII (ред. от 21.10.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.10.2016, 2/2431 (ст. 321).

Таким образом, указанный Закон, во-первых, указывает на существование медицинской экспертизы как таковой, во-вторых, не содержит исчерпывающего списка медицинских экспертиз, в-третьих, содержит отсылку на законодательство, которое может предусматривать иные виды медицинских экспертиз. К сожалению, уровень самого законодательства и полномочный на его принятие орган не называются.

Между тем, вопрос об открытости или закрытости списка медицинских экспертиз можно отнести к дискуссионным и заслуживающим отдельного изучения. Уровень же законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с медицинской экспертизой, как и уровень государственных и иных органов, компетентных принимать такие правовые акты, должен быть определен в законодательном акте с учетом важности принимаемых решений и их последствий.

В законодательстве можно найти не совсем дефиниции (определения), но объяснения содержания таких видов экспертизы, как:

  • независимая медицинская экспертиза – если проводящие ее эксперт либо члены экспертной медицинской комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от организации или комиссии, ранее проводивших медицинскую экспертизу, а также от государственных органов, иных организаций, должностных и физических лиц, заинтересованных в ее результатах;
  • судебно-медицинская экспертиза проводится в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях;
  • судебно-психиатрическая экспертиза проводится в целях установления психического состояния лица по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях5.

______________________________

5 О здравоохранении : Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII (ред. от 21.10.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.10.2016, 2/2431 (ст. 36).

Наконец, в действующем законодательстве имеются словосочетания, которые уже все-таки можно назвать определением понятия, относящегося к медицинской экспертизе. Например, «медицинская экспертиза профессиональной пригодности – комплексная оценка полученных в результате обязательного медицинского обследования и динамического наблюдения данных о состоянии здоровья, эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий, характере и условиях труда, возрасте, стаже работы и других индивидуальных особенностях лиц при приеме на работу на должности работников железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс (далее – кандидаты в работники), и работников, основанная на специальных знаниях, осуществляемая с целью формирования заключения о профессиональной пригодности и проводимая в рамках обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в работники и обязательного медицинского переосвидетельствования работников»6.

______________________________

6 Об организации медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и об установлении отдельных форм медицинских документов : постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.10.2012 № 171 (ред. от 17.02.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.03.2016, 8/30741.

Кстати, это единственный правовой документ, который регулирует вопросы и экспертизы профессиональной пригодности. Но почему-то только в отношении работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс. На наш взгляд, при корректировке законодательства о медицинской экспертизе такой вид экспертизы необходимо предусмотреть. В Российской Федерации действует еще и Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ7.

Но есть и иные выражения, которые только схожи с определениями понятия, относящегося к медицинской экспертизе, но таковыми, по сути, не являющиеся. Так, медицинская судебно-психиатрическая экспертиза объясняется как «…вид деятельности, направленной на производство судебной экспертизы на основе специальных знаний в сфере судебной психиатрии в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу»8.

______________________________

7 Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ (зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 № 42397) [Электронный ресурс] : Приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 282н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.06.2016.

8 Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.03.2013 № 13 (ред. от 23.02.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.06.2018, 8/33163.

Такое выражение хоть и близко к определению медицинской экспертизы, но его можно использовать только в образовательных целях, а не в медицинских и правовых. На это указывает и его ведомственная принадлежность. Аналогичные объяснения в том же или аналогичных правовых актах имеются и в отношении таких понятий, как «медицинская судебно-биологическая экспертиза», «медицинская судебно-психологическая экспертиза», «медицинская судебно-химическая экспертиза» и иных.

Более того, в них содержится и такое объяснение судебной медицинской экспертизы, как вида деятельности, направленной на практическую реализацию знаний различных медицинских и немедицинских наук в процессе исследования экспертом объектов судебной медицины и фактов уголовного или гражданского дела с соблюдением установленных законом правовых норм. При этом требуется и предоставление заключения эксперта органам расследования и суда9.

______________________________

9 Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.08.2014 № 140а (ред. от 12.08.2015) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2015, 8/30217.

Обратим внимание, что в данном объяснении в процессе исследования экспертом объектов судебной медицины позволяется реализовать знания не только медицинских наук, но и не медицинских наук, а предоставляться будет заключение судебно-медицинской экспертизы.

На сомнения и недоумения, возникающие после прочтения указанных выражений, можно получить ответ: «…судебные экспертизы медицинского профиля – судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и другие судебные экспертизы, производство которых по своему содержанию является медицинской деятельностью. Производство таких экспертиз вправе осуществлять только лица, имеющие врачебную специальность»10.

______________________________

10 О типовом проекте законодательного акта «О судебно-экспертной деятельности» (принято в г. Санкт-Петербурге 11.04.2013) : постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества № 15-6. Указано, что документ опубликован не был. Точнее – он был опубликован в КонсультантПлюс, 2013.

Приведенные несоответствия и неточности уже могут рассматриваться в качестве объективных предпосылок для совершенствования правового регулирования вопросов медицинской экспертизы в едином русле.

Кроме того, Договор о Союзном государстве11 является для исследователей стимулом делать сравнительный анализ отечественного законодательства с действующим законодательством Российской Федерации.

Так вот, в российском Законе дана дефиниция понятия «медицинская экспертиза». Это проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина12.

______________________________

11 Договор о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 14.01.2000, № 4, 2/118 – Собрание законодательства РФ, 14.02.2000, № 7, ст. 786.

12 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019) : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5102.

Обращает на себя внимание и перечень видов медицинских экспертиз, которые проводятся в Российской Федерации. Он, в отличие от белорусского варианта, является исчерпывающим и не идентичным нашему перечню. В нем медицинское освидетельствование не отнесено к самостоятельному виду медицинской экспертизы. Кроме того, названы и такие важные виды, как экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, а также экспертиза качества медицинской помощи (ст. 58).

К сожалению, белорусское законодательство не называет вообще такой вид, как экспертиза качества медицинской помощи.

Нет, качество медицинской помощи не оставлено без внимания в отечественном законодательстве. Этому вопросу уделено большое внимание.

Так, в Законе о Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь13 отдельная глава 8 посвящена вопросам надзора за качеством оказания медицинской помощи.

______________________________

13 О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 293-З (ред. от 09.01.2019) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 2/2607.

Под надзором за качеством оказания медицинской помощи Закон (ст. 36) подразумевает проведение проверок, мониторинга качества оказания медицинской помощи и иных мероприятий профилактического и предупредительного характера. Но экспертиза качества медицинской помощи здесь не предусмотрена.

Закон о здравоохранении относит оценку качества оказания медицинской помощи пациентам к целям создания (не деятельности) врачебно-консультационных комиссий (ст. 17).

Полнота или недостаточность правового регулирования экспертизы качества оказания медицинской помощи зависит от Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В соответствии с Положением об этом министерстве (подп. 8.2 п. 8), оно принимает меры по совершенствованию качества оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, осуществляет контроль, оценку качества оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, определяет порядок их осуществления и устанавливает критерии оценки качества оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз14.

______________________________

14 О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360 (вместе с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь) : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1446 (ред. от 18.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2018, 5/45403.

В частности, Министерство здравоохранения утвердило Инструкцию о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий (далее – ВКК)15, в которой в качестве функции ВКК названо проведение экспертной оценки качества оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз, оформления медицинских документов лечащими врачами (п. 18). Однако и такая функция ВКК не заменяет экспертизу качества медицинской помощи.

______________________________

15 Об утверждении Инструкции о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий : постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.12.2014 № 93 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2015, 8/29525.

Как указывалось выше, в Российской Федерации на уровне законодательного акта регулируются и отношения по экспертизе связи заболевания с профессией. В Республике Беларусь такая экспертиза в Законе о здравоохранении не называется. Но имеется правовой акт Министерства образования16, в котором в образовательных целях разъясняется, что это вид медицинской экспертизы. Он включает установление причинно-следственной связи между особенностями формирования, течения, характера патологического процесса, степени его выраженности и конкретными неблагоприятными производственными факторами на основе данных индивидуальной санитарно-гигиенической характеристики условий труда и результатов клинико-лабораторных исследований, направленных на выявление специфических признаков профессионального заболевания.

Кстати, экспертиза связи заболевания с профессией включена и в классификатор видов работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, утвержденный решением Коллегии ЕАЭК17.

______________________________

16 Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 № 106-а (ред. от 19.11.2015) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2016, 8/30522.

17 О классификаторе видов работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность (принято в г. Москве 10.05.2018) [Электронный ресурс] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 70 // Источник публикации – Официальный сайт Евразийского экономического союза, 14.05.2018.

Совокупность приведенных обстоятельств позволяет утверждать, что и данный вид медицинской экспертизы должен быть закреплен на уровне законодательного акта Республики Беларусь.

Кроме того, российский закон выглядит более последовательным в смысле определения статуса государственного органа, полномочного принимать правовые акты, регулирующие общественные отношения по медицинской экспертизе. То есть в правовых нормах указанного закона называется уполномоченный орган исполнительной власти (Министерство здравоохранения) либо Правительство Российской Федерации.

С другой стороны, в Республике Беларусь в качестве самостоятельного вида медицинской экспертизы названа независимая медицинская экспертиза. Она проводится по заявлению пациента при его несогласии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии или военно-врачебной экспертизы.

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной медицинской комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от организации или комиссии, ранее проводивших медицинскую экспертизу, а также от государственных органов, иных организаций, должностных и физических лиц, заинтересованных в ее результатах (ст. 37).

В развитие данных правовых норм принято Положение о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы18.

В Законе Российской Федерации провозглашено право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ст. 58). Однако указанного положения пока не существует. Действующее же Положение о независимой военно-врачебной экспертизе19 на отношения, предусмотренные ст. 58 российского закона, не распространяется.

______________________________

18 Об утверждении Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2008 № 2024 (ред. от 10.01.2012) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.08.2017, 5/44100.

19 Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 574 (ред. от 29.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 09.01.2017, № 2 (Часть I), ст. 368.

Приведенные выше факты достаточно убедительно подтверждают, что проанализированные правовые акты не обеспечивают, по мнению авторов, всестороннего и эффективного правового регулирования отношений в сфере медицинской экспертизы.

Более того, сделанный в рамках настоящей статьи анализ действующего законодательства наглядно свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования, в том числе, с целью устранения возможностей для недобросовестных участников правоотношений, в том числе путем злоупотребления процессуальными правами.

В частности, определенные нормы законодательных актов предоставляют возможность физическим лицам пользоваться некоторыми процессуальными преимуществами по сравнению с иными участниками правоотношений.

Так, к примеру, согласно ст. 92 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК)20 лицо, заболевшее после вынесения приговора психическим расстройством (заболеванием), лишающим его возможности сознавать фактический характер и значение своих действий или руководить ими, освобождается судом от отбывания наказания. Такому лицу суд может назначить принудительную меру безопасности и лечения (п. 1). Лицо, страдающее иным тяжелым заболеванием, препятствующим отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания или это наказание может быть заменено более мягким. При этом учитываются тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер заболевания и другие обстоятельства (п. 2). Военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, в случае заболевания, делающего его негодным к военной службе, освобождается от наказания или его дальнейшего отбывания либо наказание может быть заменено на иное более мягкое (п. 3).

______________________________

20 Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (ред. от 17.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.

В соответствии со ст. 94 УК лицо, осужденное за преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от наказания, если ввиду пожара или стихийного бедствия, тяжелого заболевания или смерти единственного трудоспособного члена семьи или других чрезвычайных обстоятельств его отбывание наказания способно повлечь за собой особо тяжкие последствия для осужденного или его семьи.

Можно привести и иные примеры предоставления подобных процессуальных преимуществ и отступлений от общего порядка производства процессуальных действий в связи с особенностями состояния здоровья участников правоотношений.

Примечательно, что в действующем законодательстве Республики Беларусь запрет на злоупотребление правом закреплен в гражданском, гражданском процессуальном законодательстве, иных отраслях права; однако, в недостаточно однозначной форме недопустимость злоупотребления правами законодательно предусмотрена в отношении физических лиц, страдающих теми или иными расстройствами здоровья. Это, по мнению авторов, обусловлено во многом и сложностью легального определения понятия злоупотребления правом в целом и, в частности, относительно злоупотребления лицами своими правами на вышеупомянутые и иные процессуальные преимущества, связанные с тяжелыми заболеваниями и иными расстройствами здоровья.

Как утверждает М.А.Шишов21, «несмотря на то, что УПК РФ до настоящего времени не содержит норму-дефиницию «злоупотребление правом», согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.12.2004 № 384-О, недопустимость злоупотребления правом является общеправовым принципом22.

Согласно мнению отдельных авторов, есть все основания говорить о существовании в российском уголовном процессе поля содержательной правовой неопределенности, что, в свою очередь, и предопределяет возможность деструктивных явлений, характеризуемых как злоупотребления правом и создающих угрозы нарушений прав и законных интересов лиц23, а также правовые неопределенности».

______________________________

21 Шишов, М. А. Актуальные проблемы медицинской экспертизы / М. А. Шишов // Медицинское право. – 2014. – № 4.

22 Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 384-О «По жалобе гражданина Григорянца Рубена Анушавановича на нарушение его конституционных прав положениями частей третьей и четвертой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2005. – № 2.

23 Федан, М. Злоупотребление правом при применении отдельных тактических приемов в ходе проведения следственных действий / М. Федан // Мировой судья. – 2009. – № 11.

Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) судья приостанавливает производство по уголовному делу в случае временного психического расстройства (заболевания) или иного заболевания обвиняемого, препятствующих его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенных врачом, работающим в государственной организации здравоохранения24.

______________________________

24 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2019) : Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 № 295-З (ред. от 17.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.

С учетом данных норм УПК возникают вполне логичные вопросы о том:

  • какие лица являются уполномоченными делать заключения о наличии у обвиняемого заболевания, предоставляющего упомянутые процессуальные преимущества;
  • каким актом законодательства предусмотрены критерии, позволяющие отнести то или иное заболевание к категории препятствующих его участию в производстве процессуальных действий в данном контексте;
  • каков порядок удостоверения такого факта заключением медицинского эксперта или иного врача.

Непосредственно в УПК отсутствуют нормы, устанавливающие критерии, по которым можно отнести определенное заболевание обвиняемого к категории препятствующего его участию в производстве процессуальных действий.

Ответа на поставленные вопросы нет также и в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции»25.

______________________________

25 О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.09.2002 № 6 (ред. от 31.03.2016) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.10.2002, № 115, 6/341.

Кроме того, законодательство не определяет обязательную периодичность переосвидетельствования обвиняемого с целью установления наличия или присутствия препятствий для участия обвиняемого в процессуальных действиях. Следовательно, данные обстоятельства должны быть установлены именно судом индивидуально применительно к каждому конкретному обвиняемому.

Однако отсутствие у судей медицинского образования, очевидно, не способствует объективности оценки данных обстоятельств, имеющих значение для производства по уголовным делам.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» профессиональное обследование пациента и предоставление ему информации о состоянии его здоровья относится к обязанностям лечащего врача.

Согласно этой же норме с целью коллегиального рассмотрения и принятия решений по вопросам проведения медицинских экспертиз, оценки состояния здоровья пациента для выдачи заключения и решения иных вопросов оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения создаются врачебно-консультационные комиссии (ВКК) в составе не менее трех врачей-специалистов. ВКК проводят экспертизу временной нетрудоспособности пациентов, проводят медицинское освидетельствование пациента, выдают заключения ВКК и их дубликаты, проводят экспертную оценку качества оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз.

Тем не менее предоставление пациенту, обратившемуся за медицинской помощью, информации о состоянии его здоровья, а также выполнение ВКК своих перечисленных выше функций не означают выдачу медицинского заключения о наличии заболевания, препятствующего участию в процессуальных действиях. Кроме того, как справедливо отмечают некоторые исследователи, факт наличия тяжелого заболевания может быть подтвержден медицинским заключением, которое не является заключением судебно-медицинского эксперта, поскольку экспертиза на стадии подготовки к судебному разбирательству не проводится26.

______________________________

26 Смирнов, А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский ; под общ. ред. А. В. Смирнова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 992 с.

В Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» содержится ст. 36, предусматривающая общие положения о том, что судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза проводится в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях и иным делам. Также установлено, что основания и порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Республиканским государственным органом, уполномоченным на проведение судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь, является Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь. В частности, в ст. 10 Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» перечислены основные функции и полномочия государственного комитета в этой области: проведение судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях; а также проведение экспертиз (исследований) по материалам государственных органов, в том числе осуществляющих дознание, оперативно-розыскную деятельность, и других в порядке, предусмотренном законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь27.

______________________________

27 О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 293-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2291.

Таким образом, в действующей на сегодняшний день системе нормативных правовых актов Республики Беларусь отсутствуют нормы, дающие однозначные ответы на поставленные выше практические вопросы об основаниях и критериях оценки состояния здоровья подозреваемых и обвиняемых на предмет наличия или отсутствия препятствий для их участия в проведении процессуальных действий и для предоставления иных процессуальных преимуществ из-за состояния здоровья.

Статья 12 Модельного закона об экспертизе и экспертной деятельности, утвержденного постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств28, предусматривает следующую рекомендацию.

______________________________

28 О модельном законе «Об экспертизе и экспертной деятельности» : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 47-7 [Электронный ресурс] // «Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ», № 69, 2018.

Правовой основой экспертной деятельности являются конституция государства, закон об экспертизе и экспертной деятельности, гражданский процессуальный, арбитражный процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, а также другие законы и нормативные акты, регулирующие порядок назначения, производства и использования результатов экспертизы в процессе принятия правовых и управленческих решений.

При этом представляется интересным и тот факт, что в соответствии со ст. 44 указанного модельного закона предусматривается рекомендация лишь обязательность гражданско-правовой ответственности лиц за нарушения в сфере экспертной деятельности.

Действительно, согласно действующему законодательству Республики Беларусь медицинский работник, предоставляющий заключение о наличии заболевания, исключающего явку обвиняемого в суд, не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложного медицинского заключения, что косвенно создает условия для злоупотребления правом.

По мнению авторов, все это объективно указывает на необходимость совершенствования законодательства.

В частности, целесообразным представляется включение в ст. 17 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» норм, устанавливающих или определяющих порядок выдачи заключений или перечень заболеваний, влекущих приостановление производства по уголовному делу, порядок медицинского освидетельствования обвиняемых и форма такого медицинского заключения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме того, усматривается также необходимость дополнения ст. 401 УК нормой, предусматривающей уголовную ответственность и для медицинских работников, выдавших заведомо ложное медицинское заключение о наличии у подозреваемого или обвиняемого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей либо влекущего приостановление производства по уголовному делу.

В заключение можно сделать вывод, что тема медицинской экспертизы имеет большое значение для значительного количества субъектов различных отраслей права, а поэтому нуждается в дальнейшем научном исследовании и совершенствовании правового регулирования.

КАМЕНКОВ В.С.,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования
хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета,
доктор юридических наук, профессор, старший научный сотрудник
Южно-Уральского государственного университета

КАМЕНКОВ А.В.,
юрисконсульт ООО «Торговый дом «АМКОДОР-Агро»

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!