/ / Новости PRAVO.BY
24.07.2019

Профессионально об актуальном: Претензионно-исковый порядок защиты авиапассажира в случае утраты, недостачи или повреждения багажа

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 25 марта 2019 г.

Согласно статистике международной компании SITA, сервисом которой по поиску багажа World Tracer System пользуется весь мир, неправильная обработка и утеря багажа приводит к тому, что ежегодно более 20 млн. чемоданов не доставляются до аэропорта назначения. В результате отрасль авиаперевозок из-за неправильной обработки багажа несет значительные потери. Следовательно, является весьма актуальным исследование порядка и особенностей правового регулирования общественных отношений в области воздушной перевозки пассажира и его багажа, выявление имеющихся правовых проблем заключения и исполнения договора авиаперевозки, дальнейшее совершенствование правовой регламентации вопросов, связанных с обеспечением гарантированного исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров и их багажа.

Общие принципы ответственности авиаперевозчика за ненадлежащее выполнение договора воздушной перевозки.

В Республике Беларусь авиаперевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном отечественным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также договором воздушной перевозки пассажира. Характерным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажиров и багажа, «является ее ограниченный характер» [1, с. 206].

В нашей стране правовое регулирование ответственности перевозчика перед пассажиром имеет свои особенности в зависимости от выполняемых рейсов – внутренних или международных.

Так, в соответствии с Авиационными правилами воздушных перевозок, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 августа 2009 г. № 70, при выполнении внутренних воздушных перевозок ответственность перевозчика перед пассажиром воздушного судна определяется Воздушным кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Что касается ответственности перевозчика при международных воздушных перевозках пассажиров и багажа, то она определяется Варшавской конвенцией либо Варшавской конвенцией, измененной Гаагским протоколом, в зависимости от того, под действие какого из этих документов подпадает соответствующая перевозка, Воздушным кодексом Республики Беларусь, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь, Авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также договором воздушной перевозки пассажира.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или за повреждение багажа, которые произошли во время, когда багаж находился под ответственностью перевозчика или его агента, независимо от того, имело ли это место на земле или на борту воздушного судна.

Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей (незарегистрированный багаж), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также умысла пассажира.

Следует учитывать, что как в Республике Беларусь, так и в других странах авиакомпания не несет вышеуказанную ответственность при эксплуатации воздушного судна, если докажет, что она и ее сотрудники приняли все возможные меры для того, чтобы избежать ущерба, или она и ее сотрудники не могли принять такие меры, а также, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение при перевозке незарегистрированного багажа и другого имущества, находящегося при пассажире, за исключением случаев, когда будет доказано, что этот вред был причинен по его вине. В этом случае ответственность перевозчика за незарегистрированный багаж и другое имущество, находящееся при пассажире, ограничивается 400 долларами США.

Перевозчик также не несет ответственности, если утрата, недостача или повреждение багажа явились результатом исключительно присущих багажу свойств или дефектов. Так, перевозчик не несет ответственности за включенные в зарегистрированный багаж хрупкие предметы, скоропортящиеся продукты, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые и личные документы, медицинские справки, медикаменты, ключи, видеокамеры, фотоаппараты, портативные персональные компьютеры, мобильные телефоны и другую электронную аппаратуру вне зависимости от того, знает перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа, вещей, находящихся при пассажире, за просрочку доставки багажа в пункт назначения.

а) Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа, вещей, находящихся при пассажире

Что касается ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа, в том числе и при перевозке пассажира на воздушном транспорте, то в Республике Беларусь она определяется в соответствии с п. 1 статьи 750 ГК Республики Беларусь: «перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело» [2].

Таким образом, авиаперевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру в случае, если не докажет, что:

  • им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять;
  • утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира;
  • они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются актами о неисправностях при перевозке багажа (PIR).

Заявление по факту утраты, недостачи или повреждения багажа должно быть сделано пассажиром представителю перевозчика или его агенту до выхода пассажира из зоны выдачи багажа и после этого должен быть составлен соответствующий акт. В случае получения багажа без возражений предполагается, если не доказано иное, что он доставлен в надлежащем состоянии и согласно перевозочному документу.

При этом следует помнить, что «п. 1 ст. 26 Варшавской, п. 1 ст. 31 Монреальской конвенций устанавливают презумпцию, согласно которой, если пассажир при получении багажа не сделал каких-либо «возражений» (не заявил претензию), то до доказательств противного считается, что он был доставлен в сохранности» [5, с. 213–214].

б) Ответственность за просрочку доставки багажа в пункт назначения

В соответствии с белорусским законодательством отечественный перевозчик при выполнении регулярных рейсов за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения уплачивает неустойку в размере двадцати пяти процентов базовой величины, установленной законодательством, за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Ответственность перевозчика за причинение вреда и за убытки, возникшие вследствие опоздания при перевозке пассажиров, багажа или грузов, ограничивается случаями, происшедшими во время перевозки на рейсах перевозчика.

Аналогичным образом определяется и ответственность других авиаперевозчиков, совершающих рейсы в Беларусь и из нее. Так, например, за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения ПАО «Аэрофлот» уплачивает штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом Российской Федерации минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от ПАО «Аэрофлот».

В правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа МАУ аналогичный порядок ответственности авиаперевозчика отсутствует, в связи с тем, что Правила МАУ разработаны с учетом требований Монреальской конвенции, предусматривающей более высокий уровень ответственности перевозчика за просрочку доставления багажа в пункт назначения.

Размер ответственности (причиненного ущерба) в случае утраты, недостачи, повреждения и порчи багажа или вещей, находящихся при пассажире.

Размер ответственности (причиненного ущерба) в случае утраты, недостачи и повреждения, порчи багажа или вещей, находящихся при пассажире определяется по правилам, установленным в нормативных правовых актах.

Так, в соответствии с пп. 2, 3 статьи 750 ГК Республики Беларусь «ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
  • в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Как правило, перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа» [2].

Авиационные правила воздушных перевозок авиационными организациями Республики Беларусь конкретизируют размер ответственности перевозчика в зависимости от вида рейса – внутренний или международный.

Так, при внутренней воздушной перевозке ответственность перевозчика за произошедшие по его вине утрату, недостачу или повреждение багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется аналогично статье 750 ГК Республики Беларусь с некоторыми особенностями. Так, за утрату, недостачу или повреждение зарегистрированного багажа без объявленной ценности перевозчик отвечает в размере их стоимости; за утрату, недостачу или повреждение зарегистрированного багажа с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности; за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, – в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более десяти базовых величин, установленных законодательством.

Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором воздушной перевозки пассажира, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж (вещи) подлежали выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно не было удовлетворено.

При международной воздушной перевозке зарегистрированного багажа без объявленной ценности ответственность перевозчика за каждый килограмм массы брутто ограничивается 20 долларами США. Если вес багажа определить невозможно, считается, что полный вес зарегистрированного багажа не превышает нормы бесплатного провоза, установленной перевозчиком. Аналогичную сумму выплачивают и крупные зарубежные авиакомпании.

Однако при этом следует учитывать правила авиакомпаний. Например, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» при выплате компенсации за поврежденный багаж выплачивает ее с учетом амортизации: за первый год с момента приобретения вещи стоимость уменьшается на 30 % от суммы фактической стоимости на момент приобретения вещи, за второй год – на 50 %, за третий год – на 70 %, за четвертый и последующие годы – на 80 % от суммы фактической стоимости на момент приобретения вещи.

Ответственность перевозчика за зарегистрированный багаж с объявленной ценностью определяется в размере объявленной ценности, если перевозчик не докажет, что она превышает действительно причиненный вред.

Суммы компенсаций пересчитываются по курсу Национального банка Республики Беларусь на день выплаты и выплачиваются в рублях на территории Республики Беларусь или в валюте страны, где производится выплата.

Предъявление к перевозчику претензий, вытекающих из перевозки пассажира и его багажа, и их рассмотрение.

Действующее гражданское законодательство предусматривает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажира или багажа, обязательно предъявление к нему письменной претензии. Исключение составляют требования, вытекающие из причинения смерти или повреждения здоровья пассажира.

Под претензией понимают «направленное перевозчику письменное требование о компенсации убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательство по перевозке» [4, с. 287].

Сущность претензионного порядка сводится к тому, что «ни одна сторона договора не имеет права предъявлять иск до тех пор, пока не будет полного или частичного отказа в удовлетворении претензионных требований со стороны ответчика либо пока не истекут сроки, установленные законом для ответа на претензию» [6, с. 64].

Право на предъявление претензий в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа или просрочки в его доставке имеет пассажир.

Пункт 297 Авиационных правил воздушных перевозок, действующих в Республике Беларусь, предусматривает, что пассажир должен предъявить перевозчику письменную претензию по обнаружению неисправности при перевозке багажа, но не позднее:

  • 7 дней со дня получения багажа в случае его повреждения (недостачи);
  • 21 дня со дня передачи багажа в распоряжение получателя в случае просрочки в доставке;
  • 2 лет со дня прибытия воздушного судна в случае утраты багажа.

Необходимо помнить, что составленный акт «PIR» не является признанием вины или ответственности перевозчика за ненадлежащую перевозку багажа. Следовательно, оформление перевозчиком и пассажиром акта «PIR» не является претензионным обращением пассажира к перевозчику, и при отсутствии претензий в установленные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего.

Кроме того, акт «PIR», оформленный по требованию пассажира после выхода его за пределы контрольной зоны аэропорта, не порождает гражданско-правовых последствий.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение одного месяца, если перевозка, в связи с которой была заявлена претензия, полностью выполнялась рейсами одного перевозчика. Если перевозка выполнялась рейсами нескольких перевозчиков, срок урегулирования претензии может быть продлен до шести месяцев с учетом действующих у перевозчиков правил урегулирования претензий. Перевозчик обязан уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения претензии.

К претензии должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие право пассажира требовать возмещение причиненного вреда:

а) в случае повреждения багажа:

  • заявление с указанием суммы ущерба;
  • акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
  • багажная бирка;
  • чек или иной документ, подтверждающий стоимость поврежденного багажа (в случае его отсутствия – фото поврежденного багажа или сведения о средней цене на аналогичный товар);
  • чек за ремонт (если багаж подлежит ремонту) либо заключение о невозможности ремонта;

б) в случае утраты багажа:

  • заявление пассажира с перечнем вещей, находившихся в багаже, и указанием их стоимости;
  • документы (чеки, счета), подтверждающие сумму причиненного ущерба;
  • акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
  • багажная бирка;

в) в случае недостачи части содержимого багажа:

  • заявление пассажира с перечнем утраченных вещей и указанием их стоимости;
  • документы (чеки, счета), подтверждающие сумму причиненного ущерба;
  • акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
  • багажная бирка;

г) в случае просрочки доставки багажа:

  • заявление на возмещение материального вреда;
  • акт о неисправности при перевозке багажа (PIR);
  • багажная бирка;
  • документы, подтверждающие расходы, связанные с просрочкой доставки багажа.

При международной перевозке в случае прибытия в пункт, находящийся не на территории страны постоянного проживания, пассажир представляет перевозчику (его агенту) документы (чеки, счета), подтверждающие произведенные затраты в период отсутствия багажа. Некоторые авиаперевозчики в таком случае устанавливают фиксированную сумму, выдаваемую пассажиру, багаж которого не доставлен в пункт назначения (например, МАУ выплачивает 50 евро), которая выдается пассажиру для оплаты неотложных нужд в аэропорту прибытия в связи с необходимостью приобретения сезонной одежды и т.п.

Кроме того, при подозрении на кражу багажа или его части пассажир может обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Судебные иски к перевозчику, вытекающие из перевозки багажа пассажира.

Что касается судебного иска, вытекающего из ненадлежащей перевозки пассажира и его багажа, то такой иск к перевозчику может быть предъявлен пассажиром в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Пункт 3 статьи 751 ГК Республики Беларусь устанавливает срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки, в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством.

Иски к перевозчику, вытекающие из международной перевозки пассажиров, багажа и груза, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Республики Беларусь, не позднее двух лет со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, либо со дня прекращения перевозки.

Практические рекомендации авиапассажирам по защите своих нарушенных прав по договору воздушной перевозки.

С целью обеспечения защиты своих нарушенных прав по договору воздушной перевозки пассажиру следует руководствоваться некоторыми практическими рекомендациями.

Так, в случае задержки в доставке багажа в пункт назначения необходимо:

  • убедиться в наличии на руках багажной квитанции на потерянный (недоставленный) багаж;
  • обратиться в отдел розыска пропавших вещей аэропорта, предъявив багажную квитанцию, совместно с перевозчиком убедиться в отсутствии Вашего багажа;
  • не выходя из контрольной зоны аэропорта написать на имя перевозчика заявление о пропаже багажа;
  • совместно с перевозчиком (его представителем) составить акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR), оставить адрес для доставки Вашего багажа;
  • в органах таможенной службы аэропорта оформить таможенную декларацию на недоставленный (утерянный) багаж;
  • в течение трех недель ждать сообщение от перевозчика о результатах розыска утерянного багажа;
  • в случае обнаружения багажа получить его по месту жительства пассажира (доставка осуществляется за счет перевозчика);
  • при возврате багажа в поврежденном состоянии (с недостачей, в случае отсутствия багажа) в течение 21 дней обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, предоставив документы, подтверждающие стоимость повреждения (утраченного) багажа;
  • в случае письменного отказа перевозчика в возмещении убытков или в случае отсутствия ответа на претензию обратиться установленным порядком в суд за защитой своих нарушенных прав по договору перевозки.

При повреждении багажа необходимо:

  • убедиться в наличии на руках багажной квитанции на потерянный (недоставленный) багаж, представить ее перевозчику;
  • совместно с перевозчиком (его представителем) составить акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
  • в течение 7 дней обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, представив документы, подтверждающие стоимость повреждения (утраченного) багажа;
  • в течение 1 месяца (6 месяцев в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками) ждать от перевозчика ответ на претензию;
  • в случае письменного отказа перевозчика в возмещении убытков или в случае отсутствия ответа на претензию обратиться установленным порядком в суд за защитой своих нарушенных прав по договору перевозки.

Таким образом, проведенное исследование особенностей правового регулирования в Республике Беларусь общественных отношений в области внутренней и международной воздушной перевозки пассажира и его багажа позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, проблема гражданско-правовой ответственности является одной из самых сложных и дискуссионных как в науке гражданского права, так и в правоприменительной практике. Поэтому требуется дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения, за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и (или) вещей, находящихся при пассажире, а также ответственность пассажира за нарушение правил авиаперевозки с учетом имеющейся судебной и иной правоприменительной практики, положив в основу воспринятый мировым сообществом принцип наиболее полного возмещения убытков и причиненного вреда при авиаперевозке.

Во-вторых, в настоящее время в Республике Беларусь ключевым источником правового регулирования вопроса ответственности авиаперевозчика является Варшавская конвенция 1929 г., главным достижением которой являлось «установление единообразных принципов подхода к вопросу об ответственности воздушного перевозчика» [5, с. 274]. Однако необходимо учитывать, что с 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, призванная заменить Варшавскую конвенцию и дополняющие ее протоколы, к которой присоединилось более 100 государств. Для Республики Беларусь вопрос присоединения к Монреальской конвенции является открытым.

Следует понимать, что Монреальская конвенция является в настоящее время основным документом, регулирующим грузовые и пассажирские перевозки международным воздушным транспортом, ее цель – модернизация и консолидация Варшавской конвенции и связанных с ней документов. Монреальская конвенция призвана обеспечить защиту интересов потребителей при международных воздушных перевозках и необходимость справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения.

Присоединение Республики Беларусь к этой конвенции представляется необходимым в связи с устареванием действующей Варшавской конвенции. На наш взгляд, ратификация Республикой Беларусь Монреальской конвенции приведет к унификации отечественного законодательства с современными международно-правовыми нормами, обеспечению защиты интересов потребителей услуг в сфере авиаперевозок на более высоком уровне, и, следовательно, к повышению привлекательности Республики Беларусь и ее авиаперевозчиков в качестве исполнителей такого рода услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выгодянский А. В., Ответственность воздушного перевозчика по договору воздушной перевозки / А. В. Выгодянский // Актуальные проблемы российского права. – 2011. – № 11. – С. 203–212.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : текст Кодекса по состоянию на 1 янв. 2019 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

3. Кирющенко, В. К. Гражданско-правовая ответственность перевозчика в современном гражданском праве / В. К. Кирющенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – Серия «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли». – 2014. – С. 274–275.

4. Молчанов, А. А. Гражданское право (общая и особенная часть). Курс лекций. Учебное пособие / А. А. Молчанов. – Санкт-Петербург : Спб. ун-т МВД, 2017. – 488 с. (С. 273–290).

5. Остроумов, Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении / Н. Н. Остроумов. – М. : Статут, 2009. – 268 с.

6. Савичев, Г. В. Договор воздушной перевозки / Г. В. Савичев. – М. : МГУ, 1963. – 80 с.

Шелков О.В.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!