/ / Новости PRAVO.BY
22.01.2019

Профессионально об актуальном: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: обзор основных изменений в подраздел 3 Гражданского кодекса

О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: Комментарий к подразделу 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Объекты гражданских прав» (главы 6-8 (статьи 128-153) ГК РБ (пункты 53-59 статьи 1 проекта Закона)

Проектом Закона изменяется подраздел 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) «Объекты гражданских прав».

1. Принимая во внимание, что ГК РБ регламентируются права не только на результаты интеллектуальной деятельности, а на все объекты интеллектуальной собственности, а также в целях согласования с разделом V ГК РБ, абзац пятый статьи 128 ГК РБ излагается в новой редакции, предусматривающей, что к объектам гражданских прав относятся права на объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку к правам на объекты интеллектуальной собственности относятся и имущественные права, речь о которых идет также в абзаце втором статьи 128 ГК РБ, указанный абзац дополняется исключением, с целью разграничения данного объекта гражданских прав с объектом, указываемым в абзаце пятом.

2. Для уточнения редакции, а также ее унификации с законодательством Российской Федерации, статья 134 ГК РБ, регламентирующая такой объект гражданских прав, как сложные вещи, излагается в новой редакции.

Так, проектом Закона предлагается относить к сложным вещам не разнородные вещи, которые образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, а различные вещи, соединенные таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.

Правовое значение сложной вещи, которое состоит в том, что такая вещь, объединяющая в себе разнородные вещи, является предметом оборота как целое, сохраняется.

В связи с чем проектом Закона предусматривается аналогичная действующей части второй статьи 134 ГК РБ норма о том, что действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

3. Статья 139 ГК РБ также излагается в новой редакции для взаимосвязи с предлагаемой проектом Закона редакцией абзаца пятого статьи 128 ГК РБ.

С учетом предлагаемой проектом Закона редакции части третьей пункта 1 статьи 983 ГК РБ часть вторая статьи 139 ГК РБ исключается во избежание дублирования правовых предписаний.

4. Изменения и дополнения, вносимые в статью 140 ГК РБ, обусловлены необходимостью гармонизации норм ГК РБ с нормами законодательства об информации и информатизации.

Уточняется само понятие нераскрытой информации как объекта гражданских прав. Действующая редакция пункта 1 статьи 140 ГК РБ позволяет рассматривать информацию в качестве нераскрытой информации и, соответственно, относить к объектам гражданских правоотношений только в том случае, если она составляет служебную и коммерческую тайну. С учетом того, что круг видов конфиденциальной информации, которая может участвовать в гражданских правоотношениях, значительно шире, в уточненной редакции нормы пункта 1 статьи 140 ГК РБ предлагается определить нераскрытую информацию как информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны или иной режим конфиденциальности (правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено).

Понятие «конфиденциальность информации» определено в статье 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

Прямое указание коммерческой тайны обусловлено наличием специального закона (Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне»), детально регулирующего отношения, связанные с установлением и защитой режима коммерческой тайны. Указание на иные возможные режимы конфиденциальности предлагается в связи с тем, что законодательство об информации и информатизации находится в состоянии становления, в связи с чем возможно появление новых видов нераскрытой информации, которая также сможет выступать объектом гражданских правоотношений.

Из содержания статьи исключается упоминание служебной тайны. Это обусловлено тем, что согласно статье 17 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» служебная тайна не названа в числе видов информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. При этом согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах» служебная тайна определена как категория государственных секретов. Отнесение служебной тайны к предмету правового регулирования законодательства о государственных секретах требует его исключения из сферы гражданско-правового регулирования.

Второе предложение пункта 2 статьи 140 ГК РБ по сравнению с действующей редакцией дополняется указанием на то, что меры, принимаемые лицом для установления режима коммерческой тайны, должны быть не только необходимы, но и достаточны для обеспечения конфиденциальности охраняемых сведений. Данное дополнение призвано предоставить заинтересованному лицу возможность устанавливать режим коммерческой тайны, применяя не все меры, названные в законодательстве о коммерческой тайне, а только те, которые в конкретной ситуации достаточны для обеспечения конфиденциальности информации.

Излагаемый в новой редакции пункт 3 статьи 140 ГК РБ предполагает более точное определение объекта защиты: таковым вместо информации предлагается определить конфиденциальность нераскрытой информации как состояние известности этой информации только ограниченному кругу лиц и обеспечиваемой правовыми средствами недоступности для иных лиц.

Из части второй пункта 4 статьи 140 ГК РБ предлагается исключить второе предложение, посвященное ответственности работников и контрагентов за разглашение коммерческой тайны. Данная норма, во-первых, дублирует общее правило, закрепленное в первом предложении данной части, и предусматривающее ответственность физических и юридических лиц возместить обладателю нераскрытой информации убытки, причиненные незаконным ознакомлением, незаконным использованием, а также незаконным разглашением такой информации. Кроме того, вопросы ответственности работников за нарушение коммерческой тайны нанимателя относятся преимущественно к предмету правового регулирования норм законодательства о труде.

5. Из-за невостребованности такого вида ценной бумаги, как банковская сберегательная книжка на предъявителя, а также с учетом норм Декрета Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2015 г. № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)», из видов ценных бумаг исключается банковская сберегательная книжка на предъявителя (изменения части первой статьи 144 ГК РБ).

6. Проектом Закона вносятся также корректировки в правовое регулирование защиты нематериальных благ (глава 8 ГК РБ). Так, для обеспечения наибольшей определенности и унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации корректируются статьи 151 – 153 ГК РБ.

6.1. Путем дополнения пункта 2 статьи 151 ГК РБ частью второй уточнены возможные способы защиты нематериальных благ от различных нарушений. Так, проект Закона, предусматривает, что: «если этого требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права.».

6.2. С целью исключения дублирования нормативных предписаний части второй статьи 152 и статьи 970 ГК РБ, проектом Закона исключается часть вторая статьи 152 из ГК РБ.

6.3. Несмотря на то, что статья 153 ГК РБ изложена проектом Закона в новой редакции, принципиально новых положений, по сравнению с действующей редакцией, в ней содержится незначительное количество.

Так, проектом Закона предусматривается возможность защиты чести, достоинства и деловой репутации, в случае, если сведения, порочащие указанные нематериальные блага, распространены на интернет-ресурсах. Устанавливается, что если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены на интернет-ресурсах, также как и в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты на тех же интернет-ресурсах. При этом гражданин, в отношении которого на интернет-ресурсах распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа на тех же интернет-ресурсах.

Кроме того, статья 153 ГК РБ дополнена новыми нормативными предписаниями, предусматривающими, что в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

Указанные дополнения позволят обеспечить надлежащую защиту нематериальных благ, принадлежащих гражданину, а также придадут определенность и ясность регулированию соответствующих правоотношений.

Третьякова А.П.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
член рабочей группы по подготовке проекта Закона

Адамович Е.В.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!