/ / Новости PRAVO.BY
08.01.2019

Профессионально об актуальном: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь» (Гражданского и Банковского кодексов): общий обзор

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с пунктом 11 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 9. Основными целями подготовки Законопроекта являлись совершенствование норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) с учетом практики его применения, закрепление новых институтов гражданского права, унификация гражданского законодательства государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

В настоящей статье дан общий обзор основных новелл, предлагаемых Законопроектом. Более детальное рассмотрение отдельных положений Законопроекта будет обеспечено в последующих комментариях к Законопроекту, авторами которых выступят члены рабочей группы и иные лица, принимавшие непосредственное участие в его подготовке.

Предлагаемые Законопроектом направления совершенствования гражданского законодательства можно разбить на три группы:

1. Пожалуй, наиболее важное направление – закрепление в ГК новых институтов гражданского права. Так, в Законопроекте нашли отражение практически все гражданско-правовые институты, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»: договор конвертируемого займа, опционный договор и соглашение о предоставлении опциона, соглашение о возмещении имущественных потерь, заверения в обстоятельствах, безотзывная доверенность.

Помимо обозначенных институтов, Законопроектом предусматриваются:

  • закрепление принципа «эстоппель» (estoppel) (запрета на противоречивое поведение), направленного на дальнейшее развитие принципа добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и ограничивающего возможность оспаривания сделок, а также позволяющего обеспечить исцеление недействительных сделок и незаключенных договоров (предлагаемые изменения ст. 167 ГК, ст. 401-1 и изменения ст. 402 ГК);
  • возможность заключения межкредиторского соглашения (соглашения кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику) (предлагаемая ст. 290-1 ГК);
  • закрепление права кредитора помимо возмещения причиненных убытков заявлять требования о пресечении действий, запрещенных в силу обязательства (аналог института «injunction» в англосаксонской системе права) (предлагаемые изменения ст. 364 ГК);
  • вопросы ведения переговоров и преддоговорной ответственности (аналог института «culpa in contrahendo», известного цивилистической доктрине континентально-европейских государств) (предлагаемая ст. 404-1 ГК);
  • закрепление права стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность, на отказ от осуществления своего права, вытекающего из договора (так называемый институт «waiver») (предлагаемая ст. 420-1 ГК).

Значительно перерабатывается глава 54 ГК «Простое товарищество», что позволит, не создавая отдельного вида договора, урегулировать так называемый «договор инвестиционного товарищества», являющийся аналогом «ограниченного партнерства» (limited partnership), известного иностранным правопорядкам и широко используемого при осуществлении коллективного инвестирования за рубежом.

Также Законопроектом предусматривается хорошо известный иностранным юрисдикциям (США, страны Европейского Союза и др.) институт – счет эскроу. Фактически счет эскроу будет являться специальным банковским счетом, выполняющим обеспечительную функцию, и использоваться для зачисления и депонирования (блокировки) денежных средств владельца счета в целях передачи их третьей стороне (бенефициару) при выполнении последним условий договора. Общее понятие счета эскроу закрепляется в ГК (предлагаемая ст. 774-1), подробная регламентация порядка открытия и функционирования данного счета обеспечивается Банковским кодексом Республики Беларусь, изменения в который также вносятся Законопроектом.

2. Второе направление – это унификация с гражданским законодательством государств – членов ЕАЭС. Во многом в рамках реализации данного направления корректировке подверглись нормы обязательственного права.

Так, например, с учетом опыта государств – членов ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения) пересмотрен подход к соотношению законодательства и договора в случае изменения законодательства (п. 2 ст. 392 ГК). Если в настоящее время при изменении законодательства договор подлежит приведению в соответствие с новыми правовыми предписаниями, то согласно Законопроекту договор будет сохранять силу, за исключением случаев, когда в акте законодательства установлено, что договор подлежит приведению в соответствие с этим актом законодательства.

По аналогии со статьей 307-1 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях разграничения обязательственных и иных сходных гражданских правоотношений в ГК включена статья 288-1, определяющая порядок применения общих положений об обязательствах к отдельным видам обязательств: договорным и внедоговорным.

С учетом опыта Российской Федерации ГК также дополняется нормами об обусловленном исполнении обязательств (закрепляется возможность применения «потестативных условий», т.е. условий, появление которых зависит от воли одной из сторон договора) (предлагаемая ст. 308-1 ГК), о порядке исполнения факультативных обязательств (предлагаемая ст. 301-1 ГК), о прекращении обеспечительного обязательства по мере прекращения основного обязательства (предлагаемые изменения ст. 310 ГК), о передаче в залог совокупности имущественных прав (требований) (предлагаемые изменения в ст. 339-1 ГК), о переходе долга на основании законодательного акта (предлагаемая ст. 363-1 ГК) и др.

Значительным изменениям подверглось правовое регулирование договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Так, если на сегодняшний день факторинг рассматривается как банковская операция и на стороне фактора могут выступать исключительно банки и небанковские кредитно-финансовые организации, то с учетом опыта Российской Федерации, Республики Казахстан, а также ряда иных иностранных государств (Великобритания, Германия и др.) Законопроектом предлагается расширить круг лиц, выступающих на стороне фактора, и предоставить такое право любой коммерческой организации. С учетом изложенного факторинг исключен из перечня банковских операций, а правовое регулирование договора факторинга переносится из Банковского кодекса Республики Беларусь в ГК.

С учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, иных государств – членов ЕАЭС, а также современной доктрины международного частного права существенно меняется и коллизионное регулирование отношений с участием иностранного элемента (предлагаемые изменения в раздел VII ГК).

3. К третьему направлению совершенствования гражданского законодательства можно отнести те изменения ГК, которые вызваны практикой его применения, а также необходимостью приведения в соответствие с иными законодательными актами.

Это, в частности, нормы о расширении перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской (предлагаемые изменения ст. 1 ГК), уточнение положений о дееспособности несовершеннолетних граждан (предлагаемые изменения ст. 25 и 27 ГК), закрепление дополнительных обязанностей реорганизуемого юридического лица и гарантий прав кредиторов (предлагаемые изменения ст. 56 ГК), уточнение очередности расчетов по денежному обязательству (предлагаемые изменения ст. 300 ГК), расширение субъектного состава публичного договора (предлагаемые изменения ст. 396 ГК), корректировка норм об аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и машино-мест (в ГК переносятся все положения Декрета Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест» и предполагается последующее признание Декрета утратившим силу), уточнение отдельных норм наследственного права (предлагаемые изменения раздела VI ГК) и др.

Позняк Ж.Ф.,
начальник управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
член рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь»

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».