/ / Новости PRAVO.BY
18.02.2019

Профессионально об актуальном: Компетенция международного коммерческого арбитража

Ваше право. Где можно изучить законы нашей страны и как даже ребенок может стать юридически подкованным

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 декабря 2018 г.

Международный коммерческий арбитраж является независимым судом по рассмотрению коммерческих споров, возникающих между субъектами из разных стран. Деятельность арбитражных судов достаточно урегулирована как на международном, так и на национальном уровне, включая вопросы компетенции данного органа.

Компетенция международного коммерческого арбитража – это способность рассматривать определенный круг споров, вытекающих из договорных отношений сторон. Компетенция арбитража рассматривать спор вытекает из арбитражной оговорки или арбитражного соглашения.

Слово «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций [1, c. 442].

Понятие «компетенция» в юридической сфере может выражаться в двух аспектах – в широком аспекте, когда речь идет о полномочиях конкретного органа по осуществлению функций. С другой стороны, понятие компетенции включает лишь узкий круг основных полномочий. Так, международный коммерческий арбитраж обладает компетенцией рассматривать гражданско-правовые споры.

Компетенцию международного коммерческого арбитража следует рассматривать именно в узком смысле – как круг основных полномочий, которыми суд наделен в силу национального законодательства, а также норм международного права [2, c. 56].

Следует отметить, что вопросы компетенции состава арбитража могут оказаться в ведении сразу нескольких органов:

  • при этом сами арбитры должны будут решать, признать или отказать в признании наличия у них компетенции рассматривать спор;
  • после начала арбитража суд по месту его проведения может быть призван принудить сторону к участию в арбитраже или может иметь дело с оспариванием компетенции состава арбитража;
  • кроме того, даже без прямого вмешательства в арбитражный процесс государственные суды по месту проведения арбитража за рубежом могут быть призваны решить этот вопрос на двух этапах арбитража:
    • государственный суд может решить вопрос своей собственной компетенции, если в него предъявлен иск по существу спора, рассматриваемого в арбитраже, как до, так и после начала арбитражного процесса;
    • после окончания арбитража государственный суд может рассмотреть вопрос компетенции состава арбитража при определении действительности вынесенного арбитражного решения как в процессе рассмотрения ходатайства о его отмене в месте вынесения, так и в процессе признания и приведения в исполнение арбитражного решения за рубежом [3, c. 170].

Согласно мнению С.В.Николюкина, действующее мировое законодательство в сфере международного коммерческого арбитража выделяет следующие критерии компетенции:

  • наличие заключенного арбитражного соглашения, соответствующего установленным требованиям. Заключенное арбитражное соглашение характеризуется последствиями двоякого рода – позитивными и негативными. Позитивный аспект заключается в том, что оно обязывает стороны при возникновении спора совершить определенные действия, а именно обратиться за разрешением спора в международный коммерческий арбитраж. Негативный аспект предполагает не обращаться за разрешением спора в государственный суд. Здесь налицо пророгационный и дерогационный эффект арбитражного соглашения [4, c. 60].

Н.Ю.Ерпылева, разделяя точку зрения В.В.Николюкина, указывает, что основное значение арбитражного соглашения заключается в том, что оно наделяет международный коммерческий арбитраж компетенцией рассматривать спор, возникающий из правоотношений определенного вида. Следовательно, пределы возложенных на арбитров полномочий определяются самими сторонами в споре путем заключения арбитражного соглашения. Соглашение не только наделяет компетенцией, но может и ограничивать ее. Таким образом, международный коммерческий арбитраж наделяется компетенцией в результате взаимосогласованного волеизъявления сторон международного коммерческого контракта, которое закреплено в арбитражном соглашении в виде арбитражной оговорки [5, c. 103]. Наделяя компетенцией арбитражный суд, стороны автоматически исключают такую компетенцию государственных судов, однако нельзя считать, что она исключается в полном объеме.

  • предметный (объективный) критерий, который определяет характер спорных правоотношений [4, c. 160].

Так, на примере ст. 1 п. 2 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» можно выделить круг споров, которые подпадают под компетенцию данного органа. На рассмотрение международного коммерческого арбитража могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей [6]. Таким образом, спор, подсудный международному коммерческому арбитражу, должен являться, во-первых, гражданско-правовым по отраслевой принадлежности спорных материальных правоотношений и, во-вторых, возникающим при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей, то есть носящим экономический характер [2, c. 58].

Если рассматривать более крупные арбитражные институты, то компетенция Арбитражного суда МТП может быть определена на основании его Регламента. Таким образом, данный арбитраж вправе решать вопросы:

  • определять место проведения арбитража, если стороны не предусмотрели это соглашением. Штаб-квартира суда МТП находится в Париже, но более 80 % всех заседаний осуществляется с выездом в другие страны. Решение Арбитражного суда выносится в пункте проведения разбирательства спора; 
  • устанавливать сроки предоставления документов, доказательств и замечаний сторонами по процедурным вопросам или по исковым требованиям; 
  • устанавливать окончательные сроки представления акта о компетенции арбитров и проекта решения. При необходимости эти сроки могут продлеваться; 
  • состав арбитров, сформированный для разрешения конкретного спора, вправе выносить решение о своей компетенции [7, c. 202].

По мнению М.В.Сергеевой, различают два вида некомпетентности государственных судов в случае соглашения сторон о передаче дела в арбитраж – абсолютная и относительная [8, c. 204].

Абсолютная компетенция арбитража означает, что, если одна из сторон спора обратится в государственный суд, то при наличии действительного арбитражного соглашения по спору, суд должен признать отсутствие у себя компетенции и отказать в возбуждении дела.

В частности, международные договоры обязывают государственные суды направить стороны в арбитраж при наличии действительного арбитражного соглашения [9]. Из автономности арбитражного решения по вопросу своей компетенции следует вывод о том, что арбитражное соглашение является основанием компетенции арбитража и арбитраж не сможет выйти за его пределы [10, c. 47].

Относительная некомпетентность предполагает, что в случае обращения в суд одной из сторон при наличии арбитражного соглашения суд признает себя некомпетентным только при заявлении отвода. Относительная некомпетентность государственного суда закреплена в законодательстве большинства государств.

В мировой практике существует порядок, когда вопрос наличия у состава арбитража компетенции рассматривать тот или иной спор решается самим арбитражем.

Указанная доктрина возникла в рамках континентальной системы права и означает, что международный коммерческий арбитраж, призванный разрешить спор, вправе самостоятельно решить вопрос о наличии (отсутствии) у него компетенции рассматривать данный спор, в том числе и в случаях, когда одна из сторон возражает против арбитражного разбирательства по причине недействительности арбитражного соглашения или его отсутствия [2, c. 81].

Если рассматривать более подробно происхождение данного принципа, то термин «kompetenz-kompetenz» взят из немецкой терминологии. Но в немецкой системе правового регулирования он означает нечто иное, чем то, что под ним понимают немецкие теоретики в сфере права. Согласно прецедентному праву Федерального суда Германии стороны могут наделять арбитров полномочиями в арбитражном процессе по вопросу решения их компетентности. Последнее слово в данном вопросе может быть за арбитрами [11, c. 188].

Содержание принципа «компетенции компетенции» состоит в том, что третейский суд должен убедиться:

  1. в наличии заключенного между сторонами спора арбитражного соглашения;
  2. в юридической действительности арбитражного соглашения;
  3. в том, что арбитражное соглашение распространяется на этот спор [12, c. 9].

Данный принцип наделяет арбитражный суд правом решить вопрос о своей компетентности рассматривать спор даже, в случае, если одна из сторон спора не признает его компетенцию.

Так, например, в практике МКАС РФ было рассмотрено дело от 20 марта 2006 г. № 71/2005, по которому состав арбитража признал свою компетенцию рассматривать спор на основании представленного истцом текста арбитражного соглашения, надлежаще подписанного и скрепленного печатями обеих сторон. При этом отвергнуты возражения ответчика о недействительности арбитражного соглашения [13].

Рассмотрим толкование данного принципа и его содержание на основе норм международных конвенций.

Согласно п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года «арбитражный суд, против которого заявлен отвод о неподсудности, не должен отказываться от разбирательства дела и имеет право сам вынести решение по вопросу о своей компетенции или о наличии или действительности арбитражного соглашения или сделки, составной частью которой это соглашение является, с тем, однако, что указанное решение арбитражного суда может быть впоследствии обжаловано в компетентном суде в соответствии с законом арбитражного суда» [14].

В соответствии со ст. 41 Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 года «суд вправе самостоятельно решать вопрос о своей компетенции; любое возражение в споре о том, что данный спор не подпадает под юрисдикцию центра или по иным причинам находится вне компетенции суда, должно быть рассмотрено судом, который определяет, рассматривать ли такое возражение в качестве предварительного вопроса или в рамках решения спора по существу» [15].

Особый интерес с точки зрения определения содержания теории «компетенции компетенции» представляет Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. В соответствии со ст. 21 Регламента арбитражный суд вправе вынести решение об отводе его по неподсудности, включая отводы, основанные на отсутствии или недействительности арбитражной оговорки или отдельного арбитражного соглашения [16].

Как отмечает М.Г.Розенберг, вопросы компетенции подробно рассматриваются арбитражем лишь в тех случаях, когда это требуется в силу особых обстоятельств, например неточности формулировки арбитражного соглашения, либо когда ответчиком оспаривается действительность арбитражного соглашения и др. [17, c. 13].

Завершая рассмотрение вопроса о компетенции международного коммерческого арбитража, следует согласиться с мнением Б.Р.Карабельникова о том, что дерогационный эффект арбитражного соглашения может быть достигнут при соблюдении следующих предварительных условий, необходимых для того, чтобы государственный суд направил стороны международного коммерческого спора в арбитраж:

  1. одна из сторон спора должна ходатайствовать перед государственным судом о передаче дела в арбитраж; суд не может принять такое решение по собственной инициативе;
  2. арбитражным соглашением должно предусматриваться вынесение арбитражного решения за рубежом или его действие должно распространяться на спор, арбитражное решение по которому не может считаться внутренним в стране, государственный суд которой рассматривает вопрос о передаче спора в арбитраж;
  3. иск должен относиться к вопросу, по которому стороны заключили арбитражное соглашение, т.е. входящему в объем этого соглашения;
  4. арбитражное соглашение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме таких соглашений;
  5. арбитражное соглашение не должно быть недействительным, утратившим силу или неисполнимым;
  6. предмет спора может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с применимым правом, определить которое также обязан государственный суд, решающий вопрос о направлении сторон в арбитраж [18, c. 43–47].

Можно с уверенностью утверждать, что международный коммерческий арбитраж, избранный сторонами спора и указанный в арбитражной оговорке, будет обладать достаточной компетенцией для рассмотрения дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд. Тихомирова М. Ю., 2006. – 526 с.

2. Алексеев, М. А. Трансформация регламентации деятельности и компетенции международного коммерческого арбитража (экономико-правовые потребности современного хозяйствования) / под ред. докт. юрид. наук, проф. А. О. Иншаковой, канд. юрид. наук, доц. С. В. Николюкина. – М. : Юрлитинформ, 2012. – 176 с.

3. Брунцева, Е. В. Международный коммерческий арбитраж: учеб. пособие для юрид. вузов / Е. В. Брунцева. – СПб. : Сентябрь, 2001. – 368 с.

4. Николюкин, С. В. Арбитражные соглашения и компетенция международного коммерческого арбитража / С. В. Николюкин. – М. : Юриспруденция, 2009. – 144 с.

5. Ерпылева, Н. Ю. Международное частное право : в 3 т. : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Ю. Ерпылева. – М. : Юрайт, 2015. – Т. 3. – 220 с.

6. О международном арбитражном (третейском) суде [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 279-З : с изм. и доп. от 10.07.2014 // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.

7. Бондарев, И. М. Система международных судебных учреждений : учебное пособие / И. М. Бондарев. – М. : ЮРКНИГА, 2004. – 286 с.

8. Сергеева, М. В. Арбитражное соглашение и компетенция международного коммерческого арбитража / М. В. Сергеева // Московский журнал международного права. – 2003. – № 1. – С. 204–205.

9. New York Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Award [Электронный ресурс] // uncitral.org. – Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/english/texts/arbitration/NY-conv/XXII_1_e.pdf. – Дата доступа: 22.12.2018.

10. Комаров, В. В. Международный коммерческий арбитраж / В. В. Комаров. – Х. : Основа, 1995. – 164 с.

11. Schlosser, P. The Competence of the Arbitrators and of Courts [Electronic resource]. – Mode of access: https://academic.oup.com/arbitration/article-abstract/8/2/189/270163/The-Competence-of-Arbitrators-a.... – Date of access: 15.12.2018.

12. Мусин, В. А. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» / В. А. Мусин // Третейский суд. – 2003. – № 2 (26). – С. 9.

13. Архив Международного коммерческого арбитражного суда Российской Федерации за 2006 г. – Арбитражное дело № 71/2005.

14. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже [Электронный ресурс]: [заключена в г. Женева 21.04.1961]. – Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1964/01/19640107%2002-01%20AM/Ch_XXII_02p.pdf. – Дата доступа: 20.12.2018.

15. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государственными и физическими или юридическими лицами других государств [Электронный ресурс] [заключена в г. Вашингтон 18.03.1965]. – Режим доступа: http://www.sccinstitute.com/media/69150/icsid_convention_ru.pdf. – Дата доступа: 20.12.2018.

16. Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/arbitration/arb-rules-revised/arb-rules-revised-r.pdf. – Дата доступа: 21.12.2018.

17. Розенберг, М. Г. Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001–2002 гг. / М. Г. Розенберг. – М. : Статут, 2004. – 494 с.

18. Карабельников, Б. Р. Исполнение и оспаривание решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК / Б. Р. Карабельников. – М. : Статут, 2002. – 604.

Нестерович Т.А.,
  
помощник юриста ООО «Арцингер и партнеры»


С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!